Фогрмы работы над лексической темой "Зима"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Бикмаева Алла Николаевна

Лексико-грамматические занятия в средней и старшей группе по теме «Зима». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_logoportal_2.odt62.36 КБ
Файл zima_konspekt.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы работы над лексической темой "Зима» с детьми с ОНР в средней группе»

Тема: «Зима»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

1.Обогащать и активизировать предметный словарь и словарь признаков по лексической теме «Зима».

2.Учить называть характерные особенности изменений живой и неживой природы.

3.Развивать умение отвечать на вопросы простым предложением.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

1.Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.

2.Развивать внимание, память, мышление, речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.

Оборудование: презентация по теме «Зима», снежинки, снежки, силуэты зайчиков, клей, шерсть.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», беседы о зиме, рассматривание иллюстраций.

Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя в кругу, сидя на стульях за столами.

Ход организованной образовательной деятельности

1.Открытый вход в деятельность

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А через ротик выдохните все огорчения.

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.

(Дети садятся на стульчики).

2.Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

(На экране телевизора картинка с изображением зимы. Слайд №1).

- Мы с вами дышали теплым воздухом, почему вдруг повеяло холодом? (Потому что наступила зима).

- Правильно, сейчас зима. Белая, волшебная, необычная. Почему необычная, вы сможете сказать сами, прослушав стихотворение:

Отличается зима

От весны и лета.

Очень снежная она,

Вся в снега одета.

Реки скованы все льдом. (Слайд №2)

И в узорах  стекла, (Слайд №3)

Иней на ветвях висит, (Слайд №4)

Вьюга дует в окна.

Небо серое с утра,

Падают снежинки. (Слайд №5)

Спят деревья и кусты,

Кормят птиц рябинки. (Слайд №6)

Звери в дуплах и норах

Спрятались от стужи. (Слайд №7)

А детишкам для забав

Снег пушистый нужен. (Слайд №8)

Слепят вмиг снеговика -

И кататься с горки. (Слайд №9)

Шуба, шапка и штаны -

Все в ледовой корке!

Лишь зимою Новый год (Слайд №10)

С елкою приходит.

Новогодний хоровод

Весело заводит.

3Д/и «Признаки зимы»

- Назовите, что бывает зимой?

- На улице холодно.

- На землю падает снег.

- Речка покрылась льдом.

- Зайчик стал белым.

- Дети лепят снеговика и катаются с горки.

- Люди встречают Новый год.

- Молодцы, много признаков зимы назвали.

4.Дыхательные упражнения.

- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки).  А вы умеете правильно дуть?

 - Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку. А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

5.Д/и «Зимние слова»

- На улице нападало много снега. Ребята, посмотрите, какие снежки я сегодня нашла на улице. (Раздает каждому ребенку по снежку). Эти снежки можно слепить в большой снежный ком, если вы назовете зимние слова. Берите снежки, называйте слово и лепите комок. (Снежинка, снеговик, санки, елка, горка, Снегурочка).

- Много слов вы назвали, большой комок получился.

6.Динамическая пауза

- А для того, чтобы  нам не замерзнуть зимой, нужно сделать упражнения:

Не боимся мы метели, (грозят пальчиком)

Рукавички мы надели. (вращают кистями рук).

Ногами мы потопаем.

Руками мы похлопаем.

Побегаем кругом

И сядем, отдохнем. (Дети садятся на стульчики).

7.Задание «Утеплим зайчику шубку»

- Зимой очень холодно не только людям, но и животным в лесу.

- Кого вы видите на картинках?

- Летом зайчик был серым, а зимой стал белым.  Давайте поможем зайчикам и утеплим им шубки, чтобы они не боялись никакого мороза. Шерсть у зайчиков будет теплая и густая.

8.Открытый выход из деятельности

- Молодцы, ребята, мы сегодня замечательно поговорили о зиме,  выполнили все задания. А сейчас подойдите к воспитателю, она хочет прочитать вам интересную зимнюю сказку.



Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по образовательной области

«Речевое развитие»

Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Составила:

учитель-логопед

 Бикмаева А.Н.

Возрастная группа: старшая группа.

Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Цель: Формирование лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с ОНР по теме «Здравствуй, Зимушка-Зима».

Программные задачи:

- Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Зима»;

- Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.

- Продолжать учить подбирать определения к заданному слову.

- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

- Закреплять умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

- Закреплять навыки классификации предметов.

- Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком.

- Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление.

- Развивать общую моторику, координацию речи с движениями.

- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

- Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Оборудование: презентация к занятию (картина «Зима», картинки к игре «Доскажи словечко», «Четвертый лишний»),  елка, игрушки  для украшения елки, фонограмма.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», рассматривание иллюстраций и беседы о зиме.

Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя у елки, стоя в кругу.

Ход НОД:

1. Открытый вход в деятельность

 (дети стоят в кругу)

Логопед предлагает улыбнуться друг другу и поздороваться.

2. Вводно  - организационный

Загадка о зиме:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла … (Зима)

 3. Мотивация на деятельность

- Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме. (Логопед приглашает детей сесть на стульчики).

- На чем можно к ней добраться?

На санях к тебе летели

Мы сквозь вьюги и метели

Через речку перебрались

У Зимы мы оказались!

- Вот мы и в гостях у Зимушки. (На экране изображение зимних пейзажей).

- Сегодня я предлагаю вам рассказать о том, что вы уже знаете о зиме, выполнить задания и узнать много нового и интересного.

4. Расширение имеющихся знаний

Беседа с детьми:

- После, какого времени года наступает зима?

- Назовите зимние месяцы.

- Как мы узнаем, что наступила зима?

- Какая зимой погода?

- Как меняется продолжительность дня и ночи?

- Что появилось на реках и прудах с наступлением зимы?

- Как изменилась жизнь животных с приходом зимы?

- Зимой птиц стало больше или меньше? Почему?

- Как зимой одеваются люди?

- Вы уже многое знаете о зиме. Скажите, а вам нравится зима?

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки, да не простые, а с заданиями.

Игра «Какая зима»

Вот вам первая снежинка,

И на ней задание.

Вы скажите мне, друзья,

А какая я – зима?

 (предполагаемы ответы детей: зима холодная, зима снежная, зима морозная, зима суровая, зима долгожданная и т.д.)

- Молодцы, вы назвали много «зимних» слов.

Игра «Доскажи словечко»

Есть слова похожие,

Как родственники схожие,

Они живут одной семьей,

Поиграть хотят с тобой.

(По ходу чтения стихотворения дети договаривают слова, на экране появляются соответствующие картинки)

Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег) (щелчок).

С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки) (щелчок).

На поселки, на лужок все снижается... (снежок) (щелчок).

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад) (щелчок).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки) (щелчок).

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) (щелчок).        

Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег) (щелчок).

- Какие слова вы добавляли?

(Дети отвечают, на экране появляются картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

 - На какое слово похожи все эти слова?

- Да, все эти слова объединяет слово «снег». (картинка на экране).

- Что - то холодно мне стало. Пора нам подвигаться и погреться.

5. Динамическая пауза

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки                (хлопки)

Рукавички мы наденем                      (имитация движений)

Не боимся мы метели                        (повороты головы в стороны)

Ножки тоже мы погреем                     (растирание ног)

Мы потопаем скорее                          (топают ногами)

И еще погреем ножки,

Мы попрыгаем немножко.                 (прыжки)

Мы с морозом подружились             (обнять себя руками)

Как снежинки закружились.            (повороты на месте)

6 Знакомство с новым материалом

Игра «Четвертый лишний»

Вот еще одна снежинка –

Посмотрите на картинки.

Вы скажите мне, друзья,

Что здесь лишнее убрать?

- На экране появились картинки, подумайте, какая из них лишняя и расскажите почему.

1) санки, коньки, велосипед, лыжи

2) валенки, сапоги, ботинки, босоножки

3) синица, ласточка, снегирь, сорока.

- Каких еще зимующих птиц вы знаете?

- Как живется птицам зимой?

- Как люди могут помочь птицам?

А теперь я предлагаю вам поиграть со снежинкой  в игру  «Что можно делать зимой»

(дети встают в кругу)

- Зимой мы очень любим гулять. Расскажите, что можно делать зимой.

(дети передают снежинку  по кругу и составляют предложения по образцу логопеда. Зимой можно любоваться природой. Зимой можно играть в снежки. Зимой можно лепить снеговика. Зимой можно строить крепость. Зимой можно кататься на санках. Зимой можно кататься на коньках. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой можно кататься с горки на ледянке. Зимой можно играть в хоккей. Зимой можно рассматривать узоры на стекле. Зимой можно наряжать елку.)

7. Практическая деятельность

- Почему зимой люди наряжают елки?

- Совсем скоро наступит Новый год. Сегодня мы с вами тоже будем наряжать елку.

- Мы много говорили о снеге. Скажите, какой первый звук вы слышите в слове «снег»?

- Елку мы нарядим шариками с картинками, в названии, которых есть звук «С».

(дети подходят к столу, где находится елка и елочные украшения. Каждый выбирает игрушку со звуком «С», называет слово и вешает игрушку на елку).

8. Открытый выход из деятельности

- Какая красота. Вам нравится?

- Расскажите, что вам сегодня понравилось на занятии?

- Вы все сегодня очень постарались. Молодцы!

- Я думаю, мы поставим нашу нарядную елочку в группе, и она будет создавать нам  праздничное настроение.

Самоанализ НОД по теме «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Занятие проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста с речевым заключением ОНР 3 уровень. В процессе НОД решались следующие задачи:

Дети сидели на стульчиках полукругом, перемещались по кабинету, выполняли коллективную работу стоя у елки. Использовались словесные, игровые приемы, направленные на привлечение и сосредоточение внимания; вопросы поискового характера, на сообразительность и логическое мышление (игры «Четвертый лишний», «Что можно делать зимой»). Игры «Какая зима» и «Доскажи словечко» закрепили знания по лексико-грамматическому строю речи. Игра «Нарядим елочку» способствовала развитию фонематического слуха.

Динамическая пауза внесла разрядку, смену действий, что активизировало детей на дальнейшую работу.

Дети были заинтересованы в работе и старались правильно отвечать на вопросы, делали выводы, дополняли ответ товарища, проявляли дружеское, доброжелательное отношение к сверстникам.

В заключительной части НОД был подведен итог и дана положительная оценка деятельности, что имело психо-эмоциональную направленность.

Поставленные задачи в ходе НОД были решены, но с учетом тяжелых речевых нарушений у детей, необходимо продолжать совершенствовать грамматический строй, связную речь и пополнять словарный запас.

В ходе НОД использовались игровые, информационно-коммуникационная технологии, технология по развитию лексико-грамматической стороны речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по лексической теме "Домашние животные" в старшей группе детей с нарушением речи

Данный материал поможет логопедом в работе над указанной лексической темой...

Планирование работы по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе, с использованием приёма мнемотехники

Планирование для учителей-логопедов по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе (1год обучения). Планирование соствлено с использованием приёма мнемотехники....

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...

Картотека для работы по лексическим темам.

В данной картотеке для каждой лексической темы представлены: лексические единицы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и мимическая гимнастика....

Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе

Это  помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей  группы,что способствует целенаправленному системному...

Проект здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедической работе на лексическую тему «Дикие животные»

Проект здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедической работе на лексическую тему«Дикие животные"Содержание1.Мимические упражнения2.Дыхательные упражнения3. Артикуляционные упражнения4...

Карточки для индивидуальной работы по лексическим темам.

Карточки - набор заданий по лексическим темам. В помощь воспитателю при индивидуальной  или подгрупповой работе с детьми....