Планирование работы по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе, с использованием приёма мнемотехники
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Силина Алёна Александровна

Планирование для учителей-логопедов по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе (1год обучения). Планирование соствлено с использованием приёма мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по лексической теме “Осень” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).

Понедельник.

Работа с мнемотаблицей на слово “осень” (рис. 1 ). Cм. приложение

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила осень. У осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью солнце уже ярко светит не так ярко как летом и мало пригревает. Стало холодно. На небе появилось много туч. Часто идёт дождь. На улице стало грязно, сыро, кругом лужи. Трава пожелтела. Листья на деревьях  становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, коричневыми. Они опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Вторник.

Заучивание стихотворения “Осень” (рис. 2 ).

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Осень

Осень наступила

Отцвели цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет

Дождик моросит

Воды зашумели

Быстрого ручья

Птички улетели

В теплые края

Алексей Плещеев 

Среда.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о дожде (рис. 3 ).

Он мокрый как вода. Он холодный как мороженое. Часто идёт осенью. От него на земле появляются лужи. Он поливает траву, кусты, цветы и деревья. Люди от него прячутся под зонтом.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Содержание игры: Осенью с деревьев опадают разноцветные листочки: жёлтые, красные, оранжевые, коричневые.

Я вам предлагаю дерево с разноцветными листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

Есть слово маленькое, ласковое – листочек.

Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.

Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).

Есть слово, когда листья падают – листопад.

Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Четверг.

Пересказ рассказа “Дары осени ” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис. 4 ).

«Дары осени»

 Таня спросила у мамы, какое у неё любимое время года? «Осень» - ответила мама. Почему осень? – спросила Таня. Ведь осенью становится холодно, всё небо в тучах и часто идёт дождь. Осенью становится грязно, на земле много луж. Мама ответила: осень красна дарами. Осенью в саду поспевают фрукты: яблоки, груши, сливы, а в огороде – овощи: капуста, морковка, кабачки, репа, картошка, редька, свёкла. Люди из овощей и фруктов делают заготовки в банках и радуют себя зимой вкусными компотами,  вареньем и соленьем.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

Что  спросила Таня у мамы?

Что ответила мама Тане?

Что поспевает осенью в саду?

Что поспевает осенью в огороде?

Что делают люди из овощей и фруктов осенью?

Зачем люди осенью делают заготовки из овощей и фруктов?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Пятница.

Составление рассказа-описания “Золотая осень” по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис. 5 - 8 ).

Осенью часто идёт дождь.

Люди осенью одевают тёплые куртки, шапки, шарфы и перчатки.

Осенью на  ноги люди одевают сапоги .

Осенью люди берут с собой зонт, чтобы  укрыться от дождя.

Осенью в лесу вырастает много грибов.

Осенью в саду поспевают фрукты.

Осенью в огороде поспевают овощи.

Осенью птицы улетают на юг.

Осенью  белка себе в дупло запасает грибы и орешки на зиму.

Осенью медведь ложится спать до весны в берлогу.

3.Рассматривание мнемотаблицы (рис. 9 ).

4.Составление рассказа об осени логопедом.

Наступила осень. У осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью солнце уже ярко светит не так ярко как летом и мало пригревает. Стало холодно. На небе появилось много туч. Часто идёт дождь. На улице стало грязно, сыро, кругом лужи. Трава пожелтела. Листья на деревьях  становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, коричневыми. Они опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром. Осенью в лесу вырастает много грибов. Перелётные птицы улетают на юг. Ёжик забирается в норку, а медведь в берлогу на зимовку. Люди одеваются теплее, надевают тёплые куртки, шапки, шарфы и сапоги. Они берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя. Осенью в саду поспевают фрукты, а в огороде – овощи. Люди из овощей и фруктов делают себе заготовки на зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Консультация для воспитателей "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младших групп"

Консультация содержит материал из опыта работы с детьми. Мнемотаблицы помогут вопитателям повысить интерес детей к заучиванию стихов. пересказу сказок, а так же к познанию природного мира....

«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной. Главной  и...

Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....