Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием приёмов мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ястребова Вера Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с  использованием  приёмов мнемотехники.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_zimushka-zima.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с  использованием  приёмов мнемотехники.  

Тема: " Зимушка-зима"

Цель:  Способствовать обобщению представлений о зиме как времени года, обучение детей составлению описательного рассказа о зиме (с использованием мнемотаблицы).

Задачи:

1. Образовательные:

 - Совершенствовать умение обобщать и систематизировать представления о зиме, как времени года, ее приметах, активизировать словарь по теме.

- Продолжать развивать умение отвечать на вопросы, подбирать слова -признаки, составлять предложения, короткий рассказ по опорным схемам.

- Упражнять в подборе слов -родственников.

- Продолжать развивать умение преобразованию абстрактных символов в образы (перекодирование информации)

- Формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам.

2. Развивающие:

- Развивать связную речь, речевой слух.

- Развивать  мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, пространственную ориентировку.

- Развивать логическое мышление.

- Развивать зрительную и словесно -логическую память.

3. Воспитательные:

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения между детьми, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками.

- Формировать умение слушать и слышать друг друга,

- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других участников.

Виды  детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Демонстрационный материал: презентация, мнемосхемы, мнемотаблицы.

Материал для создания книжки -малышки: иллюстрации, печатный текст рассказа, дырокол, лента, клей карандаш, картон.

Предварительная  работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Зима», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о зиме; работа над составлением мнемосхем.

Планируемые результаты:

- воспитанники имеют расширенное представление о зиме как времени года;

- дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемотаблицы;

- расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход ООД:

1). Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, у всех хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте поделимся с нашими гостями  хорошим настроением! Посмотрите, какой снежок у меня в руках. Мы будем передавать его друг другу и говорить такие  слова:              " Ты катись снежок, по рукам по рукам. У кого снежок остался, улыбнется всем друзьям.                (Дети и взрослый встают в круг, берутся за руки, и передают друг другу снежный комок под музыку).

2). Вводная часть.

- Проходите. Становитесь полукругом возле нашего волшебного экрана.

Презентация 1 слайд ( конверт электронная почта)

Дети смотрят на экран, а воспитатель читает:

-Нам сегодня утром рано

Электронное пришло письмо,

Очень странное оно:

Вместо марки три картинки.

И письмо не на листе, а на высохшем листке.

Интересно, от кого же это письмо?

(предположения детей)

-Ребята! Что нам надо сделать с письмом, чтобы узнать от кого оно пришло? (предположения детей) Я согласна с вами,  надо открыть письмо и прочитать.

Презентация 2 слайд (Медвежонок с письмом для детей)

- Мишка пишет нам письмо, любопытное оно.

Медвежонок  «Здравствуйте, ребята, я и мои друзья знаем, что после лета наступает осень -  время,  когда мы ложимся спать, просыпаемся весной. А что происходит, когда мы спим?"

- Ребята, я думаю мы сможем помочь мишутке и его друзьям. Что же для этого нужно сделать? (предположения детей) Давайте мы с вами сегодня побываем в роли юных писателей и придумаем рассказ о том времени года, про которое спрашивает мишутка. А чтобы мишутке было интересно его слушать, мы всё что знаем об этом времени года изобразим в книге. Тогда мама медведица сможет прочитать своему медвежонку книгу, а он рассмотрит иллюстрации в ней.

Я приготовила для вас много игр, и заданий и если вы со всем справитесь, то я подарю вам картинки которые потребуются при изготовлении книги.  Надеюсь, вы согласны?  (Ответы детей)

- Ребята,  предлагаю вам разбиться на команды. Выберите себе снежинки. (Каждый ребенок должен взять снежинку либо белого, либо синего, либо желтого цвета. Снежинки перевернуты). Всего 3 набора по 2 снежинки. Таким образом, должно получиться 3 команды по 2 человека.)

Команда с белыми снежинками подойдет к столу, который находиться в центре,  команда с синими снежинками подойдет к столу, который находиться справа от команды синих снежинок, а команда с желтыми снежинками подойдет к столу, который находиться слева от команды синих снежинок.

Дети берут снежинки и садятся за столы.

 Работа по теме.

Презентация 3 слайд (Зимний пейзаж в картинах, фотографиях, рисунках детей)

- Зимушка-зима – весёлое, чудесное, волшебное, сказочное время года. О зиме можно рассказать по - разному например , художники заменили слова красками и написали замечательные картины. Фотографы сделали прекрасные, радующие глаз, фотографии. А композиторы сочинили музыку о зиме. Поэты посвятили зиме немало стихотворений.

Снег кружится,

Снег ложится —

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег — упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Всё вокруг белым-бело.                      С. Михалков

1.

 - Скажите, пожалуйста, какую краску любит зима? ( ответы детей)

- Что же такое «зима»?  (ответы детей)

- После, какого времени года приходит зима? (ответы детей)

 2. Игра с мячом. Образование относительных прилагательных.

- Ребята, давайте поиграем со словом зима. Расскажите мне, какая погода может быть зимой. А для этого нам понадобится снежок. Воспитатель кидает мяч и начинает фразу, ребенок продолжает и возвращает мяч.

Если холодно на улице, то погода какая? – (холодная)

 Если на улице солнце, то погода, какая? – (солнечная)

Если на улице идёт снег, то погода…  (снежная)

 Если сильный мороз, то погода, какая?  (морозная)

А если часто гуляет вьюга, то зима какая?  (вьюжная)

Если на улице сильный ветер, очень холодно, то погода, какая? (ветреная).

3. Игра на образование родственных слов “Снежная куча”.                

 - Ребята, чем покрыта земля зимой? (снегом)

 Презентация 4 слайд (В снежинках картинки снег, снежинка, снегопад, снегурочка, снеговик, снегири)

- Посмотрите эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

 У слова снег есть слова – родственники. А какие это слова сейчас мы узнаем. Мы помним, что это те слова, которые звучат, похоже, и связаны друг с другом по смыслу. Давайте поищем, в каких словах спряталось слово «СНЕГ». Рассмотрите картинку и называйте слова родственники.

(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю.  (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые . (Снежинки.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее.  (Снегопад.)

Словно в белый пуховик

Нарядился.  (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —.  (Снегурка.)

На  снегу -то, посмотри —

С красной грудкой.  (Снегири.)

- Подул вдруг ветер и все слова -снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их и рассказать какие слова -родственники есть у слова  «снег».

(Дети называют слова и складывают снежинки - картинки в кучу -корзинку).

4. Игра «Скажи наоборот»:

Закончите предложения.

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.  

Летом небо светлое, а зимой — ....

Летом день длинный, а зимой — ....

Летом солнце яркое, а зимой — ....

Весной лёд на реке тонкий, а зимой — ....

Снег мягкий, а лед — ....

Одни сосульки длинные, а другие — ....

5. Физкультминутка «Зима».

Встаньте, чтобы не мешать друг другу. Повторяйте за мной.

Солнце землю греет слабо,        (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,          (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы         (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.          (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна  и тверда,            (Прыжки на месте.)

Вьюга  злится,

Снег кружится,                  (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.          (Плавные движения руками.)

5. Игра со снежинкой «Расскажи о зиме». Составление предложений по мнемодорожкам.

(Дети передают снежинку и называют признаки зимы по мнемодорожкам)

- Снежинку в руки вы возьмите

 И о зиме вы расскажите.

Посмотрите, первый знак обозначает время года. А другие знаки в квадратах  то, что бывает зимой. Рассмотрите свои схемы и составьте свои предложения о зиме.  (Дети составляют предложения с опорой на модели)

-Зимой вся земля покрыта снегом.

- Зимой реки и озёра скованы льдом.

- Зимой дует холодный ветер.

– Зимой все деревья спят покрытые снегом

– Зимой день короче, а ночь длиннее.

- Зимой солнце светит , но не греет.

– Зимой люди делают кормушки для зимующих птиц.

– Зимой люди одевают тёплую, зимнюю одежду

– Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.

 - Зимой приходит весёлый праздник.

6 . Составление рассказа по мнемотаблице.

- Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы -таблицы. Посмотрите на мольберт, здесь мнемотаблицы. Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!

- Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.

- Каждая карточка - это новое предложение.

- Рассказ должен быть полным, интересным.

- Вы знаете, в рассказе должно быть начало. Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!

- Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.

- И конец рассказа. Например: Я люблю зиму!

Вспомним и повторим  вместе  правило красивой речи:

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

- Ребята, как мы назовём наш рассказ? (Зима).

- Кто из вас желает рассказать о зиме по мнемотаблице.  (Рассказы детей: 3-4 человека).

Образец рассказа. К нам пришла Зима. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Взрослым и детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Дети очень любят лепить снеговиков, строить снежные крепости. Моё любимое время года – зима.

7. Гимнастика для глаз «Озорная снежинка».

- Чтобы ваши глазки не устали, мы проведем гимнастику для глаз.

 А поможет нам вот эта озорная снежинка. Встаем на ножки.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли (вытянуть снежинку вперед, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинка вправо полетела,

Дети вправо посмотрели (отводят снежинку вправо, следят взглядом)

Опять снежинка полетела,

Глазки влево посмотрели (отводят снежинку влево, следят взглядом)

Ветер снежинку вверх поднимал

И на землю опускал (следить за снежинкой движениями глаз вверх-вниз)

Глазки закрываем (дети закрывают глаза)

 Глазки открываем, и задания мы выполняем.

8. Реализация «детской цели»  Изготовление книги.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти за столы( каждая команда проходит к своему столу).         У вас на столах разложены картинки с теми признаками зимы, о которых мы сегодня говорили на занятии. (Перед детьми картинки с сюжетами из таблицы, клей, картон, салфетки). Вам  эту картинку нужно  приклеить к картону, чтобы получилась страница с иллюстрацией. (Приклеиваем иллюстрацию к картону).

А сейчас я вам раздам предложения соответствующие вашей картинке, но вы должны будете мне их назвать. (Дети называют предложение соответствующее картинке и наклеивают его). Теперь приклейте его в любой части своей странички книги.

У каждой книги есть обложка. Она у нас уже готова (показываю детям обложку нашей книги). Теперь мы должны по порядку скрепить все странички между собой. (Скрепляем между собой все странички степлером, дыроколом проделываем отверстия и связываем их между собой лентой).

Вот и получилась у нас книга. Скажите, а где хранятся книги в нашей группе (на книжной полке). Правильно, давайте её туда поставим (ставим книгу на полку). А когда наступит весна, мишутка проснётся и мы отправим ему посылку, в которую положим нашу книгу о зиме.

3 .Рефлексивно - оценочный этап.

- Ребята, кем мы с вами сегодня были?

Что делали?

Про что мы сочиняли рассказ?

Какие признаки зимы вы запомнили?

Ещё что мы сделали?

-Ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями о зиме. Желаю вам  всегда быть такими же умными и дружными.

Спасибо вам большое! Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. "Хорошо и плохо".

Развивать лексический словарь детей; развивать зрительную память; внимание; чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

"Зимушка-зима" Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи: Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику род...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме «Зимушка-зима»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи  в старшей  группе  по теме «Зимушка-зима»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»Составила:Воспитатель Коломеец Л.М.Задачи:-расширять словарный запас детей;-учить давать о...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе«В гостях у Снежной Королевы» с использованием мнемотехники

Образовательная область:  речевое развитие.Интеграция: Познавательное развитие, физическое развитие.Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное зап...