Главные вкладки

    «Формирование коммуникативных умений детей с ОВЗ»
    материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему

    Формирование коммуникативных умений   детей с огшраниченными возможностями здоровья - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей , но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_kommunikativnyh_umeniy_detey_s_ov1.docx19.25 КБ

    Предварительный просмотр:

     

      ГКОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

    «Формирование коммуникативных умений детей с ОВЗ»

     

     Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети,  оставшиеся без попечения родителей с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях, методах обучения и воспитания. Воспитываясь в условиях интерната они лишены естественного социального окружения, имеют низкий уровень приспособления к жизни в обществе, к выполнению общественно-полезного труда и поэтому требуют усилий многих специалистов и, в первую очередь, воспитателя.
      Я готовлю своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. На мой взгляд, дети должны быть воспитаны так, чтобы в естественном социальном окружении в разнообразных жизненных ситуациях их самостоятельное поведение соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
      Для регуляции общественно адекватного поведения личности одно из важных значений имеют коммуникативные умения и навыки.  

      Формирование  коммуникативных  умений детей с  ограниченными возможностями здоровья  —  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.  

      Речь детей с ограниченными возможностями здоровья  -  отличает замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

    Наличие дефектов произношения у  детей  с ограниченными возможностями здоровья  оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи.

    Следующая особенность устной речи  детей заключается в ее недостаточной выразительности.

    Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений. Поэтому   в своей работе уделяю внимание воспитанию выразительной речи учащихся, учить их выражать смысловые оттенки с помощью голоса, правильно расставлять ударения и паузы.

     Недостаточность словарного запаса   легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий. Запас слов их беден.  

    Внеурочная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Т. е. способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

    1. Знакомству с окружающим миром.

    2. Становлению психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

    3. Развитию речи (словарный запас, грамматический строй речи,совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

    4. Развитию эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

    5. Формированию первичных социальных навыков поведения

    (доброта, дружба, честность, смелость).

    6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

    7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

    8. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

         

         Развитию коммуникативных  умений  детей способствуют их частые выступления и участия в различных  мероприятиях . В этот период происходит реализация творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощение и повышение самооценки, общее развитие; проявление любознательности, стремление к усвоению новой информации, развитие ассоциативного мышления, настойчивости, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие во внеурочной деятельности доставляет детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. Массовый праздник сближает, объединяет людей.  

     Куделькина Таня  испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.  Она не умеет по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняется ответить соответствующим образом, если к ней обращается кто-либо. Она не может поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание

      Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована моя работа. Формы работы:  занятия, диалог,   познавательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение книг, инсценирования, практические занятия, экскурсии, игра и т. д. Такой подход отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями важными воспитанникам. Работа по формированию коммуникативных навыков связана с развитием самооценки. Самооценка — это осознание собственной  , оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным определением образа «Я»:
    • наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);
    • желаемое «Я» (каким бы я хотел стать);
    • представляемое «Я» (каким меня видят другие).

    Самовосприятие- осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в

    общении с другими. Многие дети не знали, как нужно знакомиться друг с другом, как представить себя. Я проводила такие беседы и практические упражнения: «Давайте

    познакомимся»,  «Здравствуй, друг!»,  «Кто такой «Я»?».  
     Знакомила детей с правилами речевого этикета. Этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек владеет такими качествами, как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям. Поэтому важно знакомство детей с простейшими правилами общения (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов). Проводила такие занятия: «Живут на белом свете волшебные слова», «Такое простое слово «здравствуйте»,  «До свидания», « Путешествия по городу вежливости», «Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя».  

       Знакомила учащихся с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, кино и т. д.). Человек больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и т.д., поэтому правила поведения в общественных местах являются в нашей жизни основополагающими. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры поведения и отношений. Важно, чтобы каждый ребенок стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения. Много бесед, практических занятий было проведено на темы: « Поведение  в общежитии», «Поведение в школе», «Поведение в магазине», «Поведение в общественном транспорте», « Как вести себя в гостях».  
        В формировании коммуникативных навыков детей большую роль играет социум семьи «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты» (культура речевого общения). Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим.  
       Правила поведения и общения с окружающими усваиваются школьниками в различных ситуациях   (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакты с окружающими.

      Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку  включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Работа по формированию коммуникативных умений проводится регулярно и органично включается во все виды детской деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта

    Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....

    Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

    В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют  " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

    Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

    В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

    Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

    Теоретические основы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

    Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому лич...

    «Формирование коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста"

    laquo;Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....

    Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...