«Формирование коммуникативных умений детей с ОВЗ»
материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Формирование коммуникативных умений   детей с огшраниченными возможностями здоровья - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей , но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_umeniy_detey_s_ov1.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

  ГКОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

«Формирование коммуникативных умений детей с ОВЗ»

 

 Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети,  оставшиеся без попечения родителей с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях, методах обучения и воспитания. Воспитываясь в условиях интерната они лишены естественного социального окружения, имеют низкий уровень приспособления к жизни в обществе, к выполнению общественно-полезного труда и поэтому требуют усилий многих специалистов и, в первую очередь, воспитателя.
  Я готовлю своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. На мой взгляд, дети должны быть воспитаны так, чтобы в естественном социальном окружении в разнообразных жизненных ситуациях их самостоятельное поведение соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
  Для регуляции общественно адекватного поведения личности одно из важных значений имеют коммуникативные умения и навыки.  

  Формирование  коммуникативных  умений детей с  ограниченными возможностями здоровья  —  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.  

  Речь детей с ограниченными возможностями здоровья  -  отличает замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

Наличие дефектов произношения у  детей  с ограниченными возможностями здоровья  оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи.

Следующая особенность устной речи  детей заключается в ее недостаточной выразительности.

Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений. Поэтому   в своей работе уделяю внимание воспитанию выразительной речи учащихся, учить их выражать смысловые оттенки с помощью голоса, правильно расставлять ударения и паузы.

 Недостаточность словарного запаса   легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий. Запас слов их беден.  

Внеурочная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Т. е. способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

1. Знакомству с окружающим миром.

2. Становлению психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

3. Развитию речи (словарный запас, грамматический строй речи,совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

4. Развитию эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

5. Формированию первичных социальных навыков поведения

(доброта, дружба, честность, смелость).

6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

8. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

     

     Развитию коммуникативных  умений  детей способствуют их частые выступления и участия в различных  мероприятиях . В этот период происходит реализация творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощение и повышение самооценки, общее развитие; проявление любознательности, стремление к усвоению новой информации, развитие ассоциативного мышления, настойчивости, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие во внеурочной деятельности доставляет детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. Массовый праздник сближает, объединяет людей.  

 Куделькина Таня  испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.  Она не умеет по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняется ответить соответствующим образом, если к ней обращается кто-либо. Она не может поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание

  Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована моя работа. Формы работы:  занятия, диалог,   познавательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение книг, инсценирования, практические занятия, экскурсии, игра и т. д. Такой подход отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями важными воспитанникам. Работа по формированию коммуникативных навыков связана с развитием самооценки. Самооценка — это осознание собственной  , оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным определением образа «Я»:
• наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);
• желаемое «Я» (каким бы я хотел стать);
• представляемое «Я» (каким меня видят другие).

Самовосприятие- осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в

общении с другими. Многие дети не знали, как нужно знакомиться друг с другом, как представить себя. Я проводила такие беседы и практические упражнения: «Давайте

познакомимся»,  «Здравствуй, друг!»,  «Кто такой «Я»?».  
 Знакомила детей с правилами речевого этикета. Этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек владеет такими качествами, как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям. Поэтому важно знакомство детей с простейшими правилами общения (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов). Проводила такие занятия: «Живут на белом свете волшебные слова», «Такое простое слово «здравствуйте»,  «До свидания», « Путешествия по городу вежливости», «Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя».  

   Знакомила учащихся с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, кино и т. д.). Человек больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и т.д., поэтому правила поведения в общественных местах являются в нашей жизни основополагающими. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры поведения и отношений. Важно, чтобы каждый ребенок стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения. Много бесед, практических занятий было проведено на темы: « Поведение  в общежитии», «Поведение в школе», «Поведение в магазине», «Поведение в общественном транспорте», « Как вести себя в гостях».  
    В формировании коммуникативных навыков детей большую роль играет социум семьи «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты» (культура речевого общения). Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим.  
   Правила поведения и общения с окружающими усваиваются школьниками в различных ситуациях   (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакты с окружающими.

  Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку  включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Работа по формированию коммуникативных умений проводится регулярно и органично включается во все виды детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта

Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....

Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют  " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

Теоретические основы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому лич...

«Формирование коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...

Игровая деятельность как условие формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Игра, являясь неотъемлемой часть детского развития, и охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства предполагает взаимное сотрудничество. Коммуникативная игра &nd...