Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Горбачева Елена Николаевна

Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resurs.docx35.39 КБ
Файл proekt_strana_emotsiy.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая программа по социально – эмоциональному

развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Педагог – психолог

1 квалификационная категория

Горбачева Елена Николаевна

Пояснительная записка.

          В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности.

          Мы живем в эпоху социально – экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей – дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький.

          Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» для детей старшего дошкольного возраста нацелена на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния. Занятия по программе будут способствовать развитию его индивидуальности, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.

          При разработке содержания программы «Страна Эмоций» я ориентировалась на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать свое поведение.

          Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

           Цели программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом;

коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития детей.   

          Основные задачи:

- создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;

- осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;

-развитие навыков совместной деятельности.

-формирование установки «Я – хороший, ты — хороший».

           Программа основана на принципах:

- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

- безусловного принятия ребенка психологом для формирования у него чувства безопасности;

-индивидуального подхода (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и самоусовершенствованию);

-демократизма в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;

-поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;

-свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.

        Программа « Страна Эмоций» состоит из 16 занятий;

Форма проведения – групповая; продолжительность одного занятия – 25-30 мин, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду;

         Занятия проводятся 2 раза в неделю

 Структура и содержание занятий.

Занятие состоит из трех частей:

Часть 1. Вводная

Цели:

- установить эмоциональный контакт с детьми;

-развить чувство единства, сплоченности;

- обучить действовать согласованно.

Часть 2. Основная

         Проводятся психологические упражнения, игры, этюды, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка; игры, упражнения, задания на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков; психогимнастика, релаксация.

Часть 3. Заключительная

         Цели: закрепить положительные эмоции от работы на занятии (рисование)

Ожидаемые результаты:

- психофизически здоровый ребенок – дошкольник, владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции;

-обладающей адекватной самооценкой;

-социально компетентный, готовый жить в меняющемся социуме и характеризующийся определенной самостоятельностью.

          Практическая значимость программы

Предлагаемая программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» апробировалась в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду №1 «Березка»  города Днестровска. Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, а также более позитивная и адекватная оценка себя. Кроме того, критериями эффективности программы выступали: позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств и эмоций; гармонизация образа «я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе; увеличение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях (по результатам психодиагностического обследования).

Программа социально – психологической коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

Раздел и темы программы

Используемая литература

Блок 1 Цель: Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности, развитие чувств эмпатии, снятие импульсивности.

1. «Знакомство»

«Давайте поздороваемся» , «Цепная реакция», «Узнай по голосу», «Тоннель», «Доброе животное»
Рисование на тему «Разукрась имя»

С.И. Семенака .Уроки добра.М,2005г

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

  1. «Мое имя» 

«Яйцо», «Летний дождь», «Мое имя», «Я чувствую», «Газета». Релаксация: «Огонь и лед»

Рисование «Мой портрет»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

3. «Я люблю...»

 Этюд «Новая кукла», «Встаньте все те, кто…», «Передача предмета», «Волшебные заросли»
Рисование на тему «Я люблю больше всего...»

.Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

4. «Настроение» 

«Копилка чувств и переживаний», «Угадай эмоцию», «Передай улыбку другому», «Позови ласково»
Рисование на тему «Мое настроение»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

В.М. Минаева .Развитие эмоций дошкольников. М- 2003

Блок 2 Цель: снятие эмоционального напряжения, снижение уровня тревожности, развитие эмпатии.

  1. «Настроение» (продолжение)

Этюд «Один дома», «Костер» Шалтай- Балтай», игра «Хорошее настроение»
Совместный рисунок

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

6. «Наши страхи» (начало)

Этюд «Баба –Яга», «Расскажи свой страх», «Путаница», «Зевота»
Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. — Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

7. «Наши страхи» (продолжение)

«Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», «Коробка переживаний». «Передача чувств»
Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

8. «Я больше не боюсь»

Этюд «Страх», «Смелые ребята», «В темной норе», «Слепой и поводырь». «Я больше не боюсь»

Релаксация «Ковер – самолет»

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997. —

.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Блок 3. Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, учить передавать  различные эмоциональные состояния невербальным способом

9. «Новичок»

Этюд «Новая девочка», « Тише», «Волшебные средства понимания», «Скучно, скучно так сидеть».

Рисование «Рукавичка» (парами)

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

 Самоукина Н.В.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

10. «Ласка»

«Я сообщение», «Да -нет», «Позови ласково», «Цепная реакция», Скучно, скучно так сидеть» Релаксация «Ласковые ладошки»»

Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002.

.Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Клюева Н.ВКасаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

11. «Общая история»

Сочиняем «Общую историю», «Испорченный телефон», «Иголка и нитка» , «Шалтай – Балтай».
Коллективное рисование «Общая история»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996

.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

12. «Грусть»

Этюд «Гадкий утенок», «Руки», «Передай эмоцию», «Испорченный телефон»
Рисование на тему «Мне грустно»

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

 Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

Блок 4 Цель: Снятие эмоционального напряжения. Расширение поведенческого репертуара, снижение двигательной активности

13. «Доброта»

Этюд «В лесу», «Хорошее настроение»,  «Чаша добра», «Путаница», «Да -нет», «Газета»
Рлаксация «Пляж»

Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002

Л.Ю.Субботина Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

14. «Радость»

Этюд «Новая кукла», «Руки», «Угадай эмоцию», «Иголка и нитка», «Зевота»
Рисование «Радость»

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.  КлюеваН.В,Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

15. «Помирились»

 Этюд «Кот Васька», «Руки сердятся, руки мирятся… », «Комплименты», «Слепой и повадырь», релаксация «Огонь и лед» «Пирамида любви».

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

 16.«Правила дружбы»

«Яйцо», «Колокольчик», «Костер», «Молекула»

«Доброе животное»
Рисование на тему: «Подарок другу»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль1996. 

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

Консультация для родителей

«Застенчивый и тревожный ребенок»

     Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.

     Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

     Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях - как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.

     К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.

     Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность - все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента - сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.

Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.

     На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:

- ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;

- излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;

- завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.

    Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.

    Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.

Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:

1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и "заразился" вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.

 2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.

3. Не заставляйте ребенка "быть смелым". Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами "здесь нет ничего страшного" бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

4. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!

5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.

6. Повышенная требовательность родителей - опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.

7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники для детей и приглашать на них одноклассников малыша, или устраивать совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходит в походы. Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом мама и папа, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.

8. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своего труда, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких детишек.

Если родители могут учитывать этот важный момент и не осуждать своих детей за ошибки, то поступление в школу резко усложняет ситуацию. Количество вербализованных и невербализованных оценок резко возрастает, и не всегда эти оценки бывают положительными.

 Нужно сказать о первостепенной роли учителя для первоклассника, так как именно он оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от учителя исходит отрицательная оценка. Поэтому в случае необходимости можно рекомендовать родителям сходить в школу и поговорить с учителем. Как известно, улучшения положения ребенка в начальном классе можно добиться простым изменением отношения к нему учителя.

9. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите "тепличного" человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно "подставлять руки" на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя.

     Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.

     Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.

Рекомендации по общению  с тревожным ребенком.

Как можно больше общаться с ребенком, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, театр, прогулки на свежем воздухе, игры. При общении с тревожным ребенком старайтесь установить визуальный контакт - глаза в глаза.

Принятие чувств и желаний ребенка и его самого таким, какой он есть.

Повышать самооценку ребенка (хвалить в присутствии других детей и взрослых).

Не уговаривать ребенка не бояться и не высмеивать его.

Не угрожать ребенку, не кричать, не делать множество замечаний.

Не предъявлять к ребенку завышенных требований, совершенно невыполнимых для ребенка.

Не воспринимать малейшую неудачу, как катастрофу.

Проигрывать с ребенком сложные для него жизненные ситуации.

Рисование страхов с последующим их обсуждением.

Более позитивно относиться к жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ по социально – эмоциональному развитию « Страна Эмоций » Автор проекта: педагог – психолог: Горбачева Е.Н. 1-ая квалификационная категория Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Березка» г. Днестровск , 201 6

Слайд 2

Эмоции – «центральное звено» психической жизни человека, и прежде всего ребенка ( Л.С. Выготский ) Социализация – это вхождение ребенка в окружающий мир, в процессе которого ребенок осваивает этот мир и определяет в нем свое место. « Только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любой формы деятельности » ( Л.С. Выготский).

Слайд 3

Вид проекта : практико-ориентированный. Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель приоритетного направления, родители. Срок реализации: 3 месяца (с 01.11.15г. по 25.01.16г.) Проблема : неумение детей различать и идентифицировать эмоции приводит к нарушению культуры поведения.

Слайд 4

Цель проекта: Реализовывать задачу развития эмоциональной отзывчивости через социально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений. Задачи проекта: 1.Инициировать психолого – педагогическое сопровождение эмоционального развития детей. 2.Развивать эмоциональную сферу детей, обогащая их впечатлениями. 3.Расширять и поддерживать у детей навыки культурного поведения путем включения в развивающие формы совместной деятельности с взрослыми.

Слайд 5

Этапы работы 1.Подготовительный : - провести первоначальную диагностику социально – эмоционального развития детей, - подбор методической литературы, наглядного материала и оборудования; - разработать план занятий с детьми, подобрать игры и упражнения; - наметить формы работы с педагогами и родителями.

Слайд 6

2. Основной: - проведение цикла занятий по развитию социально – эмоциональной сферы у детей; - игры и упражнения в свободное время; - деловая игра для воспитателей: «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста»; - семинар для родителей: «Эмоциональное благополучие ребенка»; -рекомендации родителям и воспитателям по работе с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми; - оформление наглядной информации по проблеме развития эмоциональной сферы детей; - проведение с детьми игр – драматизаций, мимических и пантомических этюдов, тренинговых игр, развлечений, изотерапии .

Слайд 7

3. Заключительный: - подведение итогов; - презентация проекта на городском уровне (г. Днестровск ).

Слайд 8

План реализации проекта Ноябрь 1.Диагностика социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: Л.П. Стрелкова. «Изучение особенностей эмоционального состояния детей ». Наблюдение за социальным поведением детей. 2. Проведение цикла занятий с детьми по формированию социально – эмоциональной сферы. 3.Деловая игра для воспитателей: « Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста».

Слайд 12

Декабрь 1.Проведение цикла занятий с детьми по формированию социально – эмоциональной сферы 2.Оформление наглядной информации на тему: « Эмоциональный мир ребенка» 3.Составление рекомендаций родителям и воспитателям по работе с тревожными и агрессивными детьми 4.Изготовление «часов» настроений в группах 5. Представление фото – выставки: «В мире детских эмоций»

Слайд 16

Январь 1.Организация с детьми игр – драматизаций, мимических этюдов, изотерапии 2. Проведение игр и упражнений по социализации детей в свободное время 3. Семинар для родителей на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка» 4.Диагностика социально - эмоционального развития детей (повторная);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-эмоционального развития дошкольников "Я - Ты - Мы" О. Л. Князева

Книга включает в себя программу социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я—Ты—Мы», организационно-методические рекомендации по реализации программы, примерный тематический план за...

Проект социально-эмоционального развития "Путешествие в мир эмоций"

Данный проект приоткрывает для нас и наших детей дверь в удивительный мир человеческих эмоций, через него мы учим детей: - осознавать и описывать свои эмоции;- уметь определять причины собственны...

Проект социально-эмоционального развития "Путешествие в мир эмоций"

Создание особых условий для социально-эмоционального климата, где дети смогут воспринимать эмоциональное состояние других и выстраивать своё поведение в соответствии с ним...

Конспект НОД по социально - эмоциональному развитию " Путешествие в страну "Затейкино" "средняя группа с применением игровых культурных практик.

В ходе НОД развивается эмоциональная сфера детей.Развивается выразительность движений , речи ,воображение, раскованность, произвольность. Формируется положительный эмоциональный фон в группе....

Консультация для родителей по включению программы по социально - эмоциональному развитию дошкольников в содержание образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек»

Данная консультация позволяет родителям понять важность   целенаправленного обучения детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию использованию...

Я-ТЫ-МЫ программа социально-эмоционального развития дошкольников. Князева О.М. Стеркина Р.Б.

Развитие социальной компетентности — важный и необ­ходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей ...