Главные вкладки

    «Применение сенсомоторной зоны с целью повышения эффективности образовательной работы по развитию когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией».
    методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему

    Русова Анна Георгиевна

    материал предназначен для педагогов, методистов и родителей, которые желают развить сенсорные эталоны детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensomotornaya_zona.docx376.75 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Применение сенсомоторной зоны с целью повышения эффективности образовательной работы по развитию когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией».

    Ребёнок скоро пойдёт в школу... Всем: воспитателям, учителям, родителям хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли мы делаем для того, чтобы дошкольник был готов к этому?

    Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека. Из совершенно ничего не умеющего существа младенец превращается в самостоятельную активную личность.

    Для полноценного развития малыша необходимы соответствующие условия, одним из которых является организация предметно – развивающей среды, которая позволяет сделать учебно-воспитательный процесс интересным, доступным, разнообразным и поможет проводить занятия, игры, упражнения весело и даже азартно.

    Моя концепция опирается на исследования ведущих педагогов – психологов Л.А.Венгера, З.М.Богуславской, Н.Н.Подъякова, А.В.Запорожца, которые считают, что во всестороннем развитии ребёнка огромную роль играет опора на все анализаторы: обоняние, кинестетику, осязание, слух, зрение. Использование пяти анализаторов, помогают малышу узнать, потрогать, попробовать на вкус, ощутить, понюхать предмет,  в дальнейшем приобрести навыки, жизненный опыт, а также развивать мыслительные процессы дошкольника. Все анализаторы – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный и осознанный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений воспринимаемых как целое явление. В результате восприятия складываются основные свойства образа (предметность, целостность, константность и категорийность). Эти свойства восприятия с рождения человеку не присуще, они постепенно складываются в жизненном опыте ребёнка, являясь естественным следствием работы всех анализаторов, побуждающих деятельность головного мозга.

    В связи с ограниченными природными условиями Крайнего севера с убеждённостью могу сказать, что наши дошкольники испытывают сенсорный «голод», поэтому предложенная мною форма работы поможет восполнить эту недостаточность. А также хочу отметить, что дети с нарушением речи, с которыми я работаю, колоссально отличаются от своих сверстников. Развитие процессов восприятия, внимания, памяти, мышления протекают значительно медленнее от нормально развивающихся дошколят.

    Контингент компенсирующих групп (речевое нарушение) дошкольных общеобразовательных учреждений за последние годы заметно изменился. Речевая патология стала значительно сложнее, и всё чаще стали выявляться признаки нарушения речи во взаимодействии с нарушениями психического развития.

    Наши группы посещают 12 детей со следующими диагнозами: дислалия, ринолалия, заикание, общее недоразвитие речи I, II уровней.

    Трудности в обучении детей с тяжёлыми речевыми нарушениями вызваны:

    • Незрелостью эмоционально – волевой сферы,
    • Нарушением познавательной деятельности,
    • Пониженной работоспособностью,
    • Несформированностью психических процессов по возрастным нормам,

    что подтверждается комплексным мониторингом знаний, умений, навыков детей педагогами дошкольного образовательного учреждения:

    • логопедическое обследование,
    • психологическое и физическое обследование,
    • педагогическое,

    которые осуществлялись по методикам следующих авторов: Филичевой и Чиркиной, Иншаковой, Семага, Забранного, Рыбалко и Гудковой; по общеобразовательной программе «Детство».

    Дети посещают логопедические группы 3 года. За этот период времени мне как воспитателю приходится решать помимо общеобразовательных задач ряд коррекционных:

    • Устранение недостатков в сенсорной, аффективно – волевой, интеллектуальных сферах
    • Обогащение представлений об окружающем мире
    • Совершенствования деятельности сохранных анализаторов
    • Развивать восприятие, мнестические процессы (процессы запоминания), мотивации, доступных форм словесно – логического мышления

    Тем самым добиваться поставленной цели: активизации процесса рече – мыслительной деятельности детей логопатов. Я это решила делать посредствам С.М.зоны.

    Представляю Вашему вниманию сенсомоторную зону, которая даёт возможность включить значительное количество игровых упражнений и заданий во время занятий и в свободной деятельности с детьми для повышения интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной, эмоциональной недостаточности у детей с нарушением речи, а также для формирования художественного вкуса; интересов и потребностей у ребёнка, обеспечивающих положительное отношение к процессу обучения.

    III. Содержание и функциональность сенсомоторной зоны

    Изображение 225 Осень

    Изображение 229 Зима

    С-М.З. представляет собой сюжетную картину с объёмными, изготовленными из разных материалов, элементами:

    • «Чудо – дерево» - на нём «вырастают» картинки – подсказки по разным лексическим темам общеобразовательной программы (аналогично «Чудо – дереву» из произведения К.И.Чуковского)
    • Дом с функцией демонстрационной доски
    • Двустороннее солнце для развития эмоциональной сферы и умение обобщать предметы явления окружающего мира по каким – либо признакам
    • Грядки в форме наборного полотна
    • Предметные, силуэтные картинки, предметы – заместители по всем лексическим темам общеобразовательной программы изготовленные из различных материалов: ткань, картон, бархатная бумага, мишура, игрушки из «Киндер сюрпризов», синтипона, изопона, наждачной бумаги, муляжи и т.д.
    • Комплект кассет со звуками живой и неживой природы

    Функциональность С-М.З. хочу раскрыть на примере лексической темы «Осень»:

    1 упражнение на зрительное восприятие: С-М.З. оформлена по сезону. Детям необходимо зрительно найти и указать на все признаки данного времени года.

    2 упражнения на слуховое восприятие: «Что шумит?» - прослушивание аудио записи (предметов заместителей) и соотношение их с явлениями осени (шум дождя, ветра, листвы...)

                                                                              «Закончи стихотворение» - детям необходимо соотнести слово с подсказкой на демонстрационном полотне и принести.

    3 упражнение на тактильное восприятие: «С какого дерева листок?» - на «Чудо – дереве» разноцветные листочки, изготовленные из разных материалов. Сначала дети вмести с воспитателем вспоминают (знакомятся) форму листьев разных деревьев. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру с закрытыми глазами и отгадать на ощупь. Аналогично проводится игра «Фруктовый урожай».

    4 упражнение на развитие обоняния: «Чем пахнет осень?» - на столе ёмкости с кусочками фруктов и овощей, их муляжи (картинки). Ребёнку необходимо угадать запах, соотнести его с муляжом (картинкой) и подарить его «Чудо – дереву».

    5 упражнение на сенсо – моторику и умение ориентироваться на плоскости:  «Посадите огород» - дети вместе с воспитателем рассматривают, ощупывают плоскостные, предметные овощи, отмечают размер, форму, цвет, можно даже вкус. Затем воспитатель предлагает «вернуть/ посадить» овощи обратно на грядки по инструкции. Например: посадите капусту на среднюю грядку, слева от помидоров и т.д.

    Если такая работа заинтересует хотя бы 3-5% педагогов нашего города и это поможет повысить эффективность образовательного процесса с детьми - дошкольниками, я с удовольствием поделюсь с коллегами своим опытом. А своё сочинение хочу закончить словами А.С.Пушкина:

    «Я смело чувства выражаю языком сердца говорю».

    В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. За первые 7 лет жизни у ребёнка формируется познавательная деятельность, совершенствуется произвольное внимание, развиваются все виды памяти, постепенно он овладевает словесно – логическим мышлением, развёрнутой связной речью.

    Л.С. Выгодский,  Л.И.Божович, Е.Е. Кравцова выделяют три аспекта школьной зрелости:

    1. интеллектуальный
    2. эмоциональный
    3. социальный

    что свойственно для нормально развивающего ребёнка.

    Контингент логопед групп дошкольных общеобразовательных учреждений за последние годы заметно изменился.

    Речевая патология стала значительно сложнее, и всё чаще стали выявляться признаки нарушения речи во взаимодействии с нарушениями психического развития.

    В 2007 году в нашу группу было зачислено 13 детей со следующими диагнозами: дислалия, ринолалия, заикание, общее недоразвитие речи I, II уровней.

    Трудности в обучении детей с тяжёлыми речевыми нарушениями вызваны:

    • Незрелостью эмоционально – волевой сферы
    • Нарушением познавательной деятельности
    • Пониженной работоспособностью
    • Несформированностью психических процессов по возрастным нормам

    что подтверждает комплексное обследование детей педагогами дошкольного учреждения:

    - логопедическое

    - психологическое и физическое

    - педагогическое

    которые осуществлялись по методикам следующих авторов:

    - Филичевой и Чиркиной, Иншаковой

    - Семага, Забранного, Рыбалко и Гудковой

     - по общеобразовательной программе «Детство»

    И я неоднократно задавала себе вопрос: «Как же повысить эффективность усвоения детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями дошкольной программы?»

    Дети посещают логопедические группы 3 года. За этот период времени мне как воспитателю приходится решать помимо общеобразовательных задач ряд коррекционных:

    • Устранение недостатков в сенсорной, аффективно – волевой, интеллектуальных сферах
    • Обогащение представлений об окружающем мире
    • Совершенствования деятельности сохранных анализаторов
    • Развивать восприятие, мнестические процессы (процессы запоминания), мотивации, доступных форм словесно – логического мышления

    Тем самым добиваться поставленной цели: активизации процесса рече – мыслительной деятельности детей логопатов. Я это решила делать посредствам С.М.зоны.

    Ведущие педагоги – психологи Л.А.Венгер, З.М.Богуславская, Н.Н.Подъякова, А.В.Запорожец, считают, что во всестороннем развитии ребёнка огромную роль играет опора на все анализаторы: обоняние, кинестетику, осязание, слух, зрение. Использование анализаторов, помогает малышу узнать, потрогать, попробовать на вкус, ощутить, понюхать предмет,  в дальнейшем приобрести навыки, жизненный опыт, а также развивать мыслительные процессы дошкольника. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный и осознанный (связанный с речью) синтез ощущений. Эти свойства восприятия с рождения человеку не присуще, они постепенно складываются в жизненном опыте ребёнка, являясь естественным следствием работы всех анализаторов, побуждающих деятельность головного мозга.

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все формы познания: запоминание, мышление, воображение, речь – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие.  

    Опираясь на исследования ведущих педагогов - психологов и здоровьеразвивающую технологию Базарного В.Ф.,  я адаптировала сенсомоторную зону для работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями. А так же  учла то, что ограниченные условия Крайнего севера не дают в полной мере воспринимать окружающий мир, маленькие воркутинцы испытывают «сенсорный голод».

    Созданная мной сенсомоторная зона даёт возможность:

    • включить значительное количество игровых упражнений и заданий, которые повышают интеллектуальную, речевую, двигательную, сенсорную, эмоциональную недостаточность у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями
    • формировать у ребёнка интересов и потребностей, которые обеспечивают положительное отношение к процессу обучения.
    •  сделать учебный процесс интересным, доступным, разнообразным и помогает проводить занятия, игры, упражнения весело и даже азартно.
    •  формирует художественный вкус.

    Содержание и функциональность сенсомоторной зоны.

    См..З. представляет собой сюжетную картину с объёмными, изготовленными из разных материалов, элементам

    «Чудо – дерево» - на нём «вырастают» картинки – подсказки по разным лексическим темам общеобразовательной программы (аналогично «Чудо – дереву» из произведения К.И.Чуковского)

    Дом с функцией демонстрационной доски

    Двустороннее солнце для развития эмоциональной сферы и умения обобщать предметы и явления окружающего мира, по каким – либо признакам

    Грядки в форме наборного полотна

    Предметные и силуэтные картинки, предметы – заместители по всем лексическим темам общеобразовательной программы, изготовленные из различных материалов: ткань, картон, бархатная бумага, мишура, игрушки из «Киндер сюрпризов», синтипона, изопона, наждачной бумаги, муляжи и   т.д.

    Комплект дисков со звуками живой и неживой природы

    См. З. меняется по сезонам (временам года) что помогает детям без особого труда усвоить временные именения в природе, в непринуждённой обстановке.

    Для полноценного усвоения программного материала на занятиях я стараюсь подбирать игровые упражнения, которые активизируют мыслительные процессы через анализаторы Например, при изучение лексических тем: «Овощи», «Продукты питания», «Одежда», «Дары природы», «Деревья» и т.д. детям дана возможность:

    найти заданные предметы на сенсомоторной зоне, включая в работу зрительный анализатор. упражнение на зрительное восприятие: «Найди свою пару», «Ключи для домиков», «Куда идёт зайка?», «Какие фигуры спрятались в предметах?», «Найди, покажи, скажи», «Найди свой предмет», «Исправь ошибку», «Собери снеговика (башню, дома…)» и др.

    в процессе работы с предметами осязать их, определяя форму, качества, ориентироваться

     упражнение на тактильное восприятие, сенсомоторику и умение ориентироваться:  «Посадите огород»,  «С какого дерева листок?», «Фруктовый урожай», «Украсим улицу к празднику», «Добавь  признаки», «Волшебный мешочек», «Угадай, что (кто)?»,  «Помоги другу», «Палочки – мякиши», «Где я взяла воду?», «Что попало на ладошку?» и др

     понюхать, уловить запах предметов

     упражнение на развитие обоняния: «Чем пахнет осень?», «Угадай, кто это?», «Фрутяшки», «Продуктовый магазин», «Угощения от Белочки», «Найди свою вещь», «Чем пахнет Новый год?» и др.

    попробовать на вкус: «Фрутяшки»,  «Продуктовый магазин», «Угощения от Белочки», «Какими бывают овощи?», «Подарки Дед Мороза», «Что вкуснее?»

    формировать слуховое восприятие и память через слуховой анализатор

          упражнения на слуховое восприятие: «Тук-тук-тук», «На чём играл зайка?», «Звени колокольчик», «Кто за дверью?», «Что шумит?»,  «Кто как кричит?»,  «Определи слово», «Закончи стихотворение», «Поезд» и др

    Игры подобраны с учётом возрастных особенностей детей, с их индивидуальным развитием и по степени возрастающей трудности.

    Проводимые мной игры-занятия с использованием С.М.з позволяют:

    • легко усвоить ребёнку материал
    • улучшают развитие мыслительных процессов
    • активизируют речь

    Созданные проблемные ситуации вынуждают детей:

    • думать
    • анализировать
    • синтезировать

    что в дальнейшем даёт возможность не испытывать детям трудностей при обучении.

    В дальнейшем я планирую:

    • обновить пособия для сенсомоторной зоны, подобрав новые, безопасные, яркие материалы
    • составить конспекты занятий по возрастам (средний, старший, подготовительный) для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями и оформить их
    • более качественно изучить материал по использованию элементов ТРИЗ для дальнейшего использования в работе

    Вашему вниманию представляю сравнительные диагностические данные по среднему и старшему дошкольным возрастам:              

    Комплексное обследование детей с тяжёлыми речевыми нарушениями проводилось по следующим разделам:

    • Познавательная деятельность
    • Эмоционально – волевая сфера
    • Физическое развитие
    • Развитие психических процессов
    • Работоспособность

    В начале средней группы результаты показали отсутствие высокого уровня развития детей и преобладание низкого и среднего.

    Через полтора года коррекционной работы, с использованием С.М.з, результаты диагностики кардинально изменились: значительно снизился низкий уровень за счет динамики роста развития детей, и преобладает средний и высокий уровней развития.

    Что же изменилось в развитии детей посещающих нашу коррекционную группу и занимающихся по С.М.зоне?

    - В процессе обучения и развития дети получили новые положительные эмоции и умеют их контролировать

    - Появился интерес к познавательной деятельности с подключением и развитием (в ходе этой деятельности) психических процессов

    - В результате чего произошло обогащение познавательной сферы детей и накопление ими ЗУН

    - Конечно же, детям хочется поделиться своими открытиями тем самым, развивая свою речь

    - На этом фоне появляется всё больше новых эмоций, и процесс повторяется вновь и вновь

    В процессе специальной коррекционной работе с использованием С.М.з.  я увидела, что их сохранные возможности интеллектуального развития, дают хорошие результаты. Из опыта работы я могу добавить, что за 15 лет я проводила в школу 5 выпусков. Все дети по результатам психолого-медико-педагогической комиссии учатся удовлетворительно, и никто не посещает классы компенсирующего вида.

    Литература

    1. Программы:
    1. Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: СПб: Детство-Пресс, 2001г.
    2. Программа «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штеклейн, Н.Б.Поталициной: КРИКО и ПК, 2001г.
    3. «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой: Т.У. Сфера, 2001г.
    4. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной: М.: ВЛАДОС, 2003г
    5. «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
    6. «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А.Стебелёва: изд. «Просвещение», 2003г.

    1. Методики, технологии:
    1. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струнина: ВЛАДОС, 2003г
    2. «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г
    3. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г
    4. «Азбука живой тундры» А.П.Листопад, ДСК и ДОУ «Города Воркуты»; 2007г
    5. «Логопедия в детском саду» Л.Н.Смирнова: М: Мозайка-Синтез, 2005г
    6. «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич: СПб «Детство-Пресс», 2003г
    7. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» Е.А.Миронова: М: «Просвещение», 1991г
    8. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет» В.В.Гербова: М: «Просвещение», 1987г
    9. «Методическое пособие по развитию речи детей 4-7 лет» Т.Гризик, Л.Тимощук: Ж «Ребёнок в детском саду» № 1,2,3,4,5,6: 2002г
    10. «Математика в детском саду. Средний возраст». В.П.Новикова – М.: Мозаика – синтез, 2003
    11. Библиотека программы «Детство»:
    • «Математика от трёх до семи»: учебно – методическое пособие для воспитателей Д/С/ Автор – состовитель З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе – СПб: 2003
    • «Логическая азбука для детей 4 -6 лет»/ В.Г.Гоголева – СПб: 1998
    • «Игровые задачи для дошкольников: книга для воспитателя Д/с»/ З.А.Михайлова – СПб: 1999
    1. «Маленькими шагами в большой мир знаний: Учебно-методическое пособие для воспитателя ДОУ. – СПб: «Детство – пресс, 2004
    2. «Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольника элементарных математических представлений), Пособие для воспитателей Д/С»/ Метелина Л.С.: М: Просвещение, 1982
    3. «Дошкольная математика. 1-ый год обучения». Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей», - М.: изд. «Гном – Пресс», 1999

    III.  Методическая литература по Д/И, игровым упражнениям:

    1.  «Давайте поиграем: Математические игры для детей»: книга для воспитателей Д/С и родителей / А.А.Столяр – М.: Просвещение,1991
    2. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет»: книга для воспитателя Д/С/ Л.А.венгер, Н.Б.венгер, Э.Г.пилюгина – М.: Просвещение, 1988
    3. «Цвет – форма – количество». Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста/ Д.альтхауз, Э.дум, перевод В.В.Юртайкина – М.: Просвещение, 1984
    4. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: книга для воспитателя Д/С – 2-ое изд – М.: Просвещение, 1990
    5. «Пособие для подготовки детей к школе: Развиваем внимание. Развиваем воображение. – СПб: изд «Питер», 2000

    1.  Теоретическая литература
    1. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.-144 с.
    2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973
    3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1983, т 3
    4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., 2002
    5. Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников.
    6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. – В кн. В защиту живого слона. – М., 1956
    7. Зикеев А.Г. Основные коррекционные направления работы по развитию речи учащихся, имеющих ограниченные речевые возможности.- Дефектология 5/ 1998
    8. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 52–54
    9. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–55
    10. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. – №10. - С. 66–70
    11. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. – №7. - С. 31–35
    12. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. -1995. – №7. - С. 64–67
    13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989
    14. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР/ Дефектология 1/ 1999
    15. Журнал «Ребёнок в детском саду» №2 – 6, 2006г; Использование технологии ТРИЗ в работе педагогов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

    МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

    учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

    СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

    Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

    Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

    Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

    МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

    Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....