Задержка психического развиия
презентация к уроку по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Кадыкова Оксана Викторовна

презентация задержка психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya.ppt114.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задержка психического развития у детей

Слайд 2

Задержка психического развития это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Слайд 3

У детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Слайд 4

Классификация задержки психического развития Для практических работников наиболее значима классификация ЗПР по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982). Она выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, соматогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

Слайд 5

ЗПР церебрально-органического происхождения Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, при которой наиболее стойкие нарушения темпа психического созревания осложнены рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств, особенно нуждаются в специальных условиях обучения.

Слайд 6

Дети, имеющие задержку психического развития конституционального и соматогенного происхождения , могут обучаться в условиях общеобразовательной школы при оказании им специальной помощи со стороны педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда.

Слайд 7

ЗПР конституционного происхождения - преобладают явления эмоционально-волевой незрелости: непосредственность, яркость эмоций, игровой характер интересов и т.п. Эта форма благоприятна для развития познавательной деятельности, дети адаптируются в условиях массовой школы в хороших средовых условиях.

Слайд 8

ЗПР соматического происхождения обусловлена длительными соматическими заболеваниями: повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, неуверенность, боязнь, ощущение физической неполноценности.

Слайд 9

ЗПР психогенного происхождения длительные неблагоприятные условия воспитания: хроническая безнадзорность, отсюда – несформированные волевые навыки: аффект, импульсивность, слабая активность. Это препятствует формированию интеллектуальной активности.

Слайд 10

ЗПР церебрально-органического происхождения встречается наиболее часто, ярко выражены слабые эмоции, низкий уровень притязаний, двигательная расторможенность, бедность воображения и творчества. Причина - недостаточность нервной системы ребенка, обусловленной патологией беременности и родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Обучение требует специальных условий и методов, медикаментозной коррекции .

Слайд 11

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое .

Слайд 12

Особенности устной речи детей с задержкой психического развития неравномерность формирования разных сторон психической деятельности, которая проявляется в звукопроизношении, лексике, грамматическом строе речевая инактивность нецеленаправленность монологических высказываний быстрое соскальзывание с заданной темы на более знакомую привнесение случайных ассоциаций, использование устоявшихся штампов частое повторение одних и тех же слов возвращение к высказанной мысли.

Слайд 13

Звукопроизношение 40% детей имеют фонетические дефекты, которые обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата. Основным видом нарушений является: смешение, которому подвергаются звуки, имеющие сложную артикуляцию и требующие тонких акустических дифференцировок, например: [с] — [ш], [з] — [ж] и др. различные отклонения в строении органов артикуляции: аномалии прикуса, укорочение подъязычной связки, толстый, массивный язык, высокое узкое нёбо, дефекты строения зубного ряда.

Слайд 14

недостаточность речевой моторики (трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое, вялость кончика языка, движения языка неловкие, неточные) Фонетико-фонематическое недоразвитие, проявятся в дальнейшем при обучении чтению и письму. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР эффективна в том случае, если она осуществляется в единстве с коррекцией речи в целом, т.е. если развитие фонематической стороны речи сочетается с коррекцией и развитием словаря и грамматического строя.

Слайд 15

Лексика ограниченный словарный запас предметная отнесенность слов — номинативная функция речи (словом роза дети называют и пионы, и тюльпаны) в качестве обобщающего они применяют не родовое, а видовое, конкретное и привычное для них понятие: «Волк и лиса — это медведь такой», «Земляника — это малинка такая» буквальное понимание слов («Озеленили двор — покрасили заборчики и скамеечки в зеленый цвет») восприятия детьми незнакомых слов приводят к ошибкам понимания текста.

Слайд 16

Детское словотворчество Самостоятельно, без какого бы то ни было обучения, ребенок образует слова, используя морфемы, свойственные родному языку; он говорит «копатка» вместо лопатка, «хлебочная» вместо булочная и т.д. Обычно детское словотворчество охватывает период от двух до пяти лет. К пяти-шести годам это явление угасает. У детей с задержкой психического развития наиболее бурное словотворчество наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на первом и втором годах школьного обучения. Создание неологизмов этими детьми показывает, что они практически выделяют морфемы, правильно понимают смысловые значения корней и образуют слово, не выходя за границы грамматических закономерностей родного языка. Можно предположить, что задержка сроков появления детского словотворчества определяется спецификой функционирования.

Слайд 17

Грамматический строй речи Изучение состояния грамматического строя обнаруживает: ограниченность словаря учеников, обусловленную снижением познавательной активности и недостаточной сформированностью основных мыслительных процессов неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения недостаточное понимание значения грамматических форм. Специальная работа необходима для коррекции употребления отдельных грамматических форм, в частности существительных родительного падежа множественного числа, творительного падежа единственного числа и употребления предлогов. Наиболее кропотливой и развернутой должна быть коррекционная работа по уточнению и расширению лексического запаса школьников .

Слайд 18

Особенности речи, письма, чтения Нормализация общения с окружающими, развитие познавательной активности, успешное усвоение курса русского языка и других учебных предметов требуют систематической коррекционной работы. Она должна быть направлена на: устранение вялости артикуляции, обучение детей четкости, ясности произношения, выразительности речи в целом, на устранение дефектов звукопроизношения; развитие умения соотносить слово с предметом, явлением, признаком, действием, которое оно обозначает; уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки обучение правильному употреблению падежных форм имен существительных.

Слайд 19

Состояние звукового анализа слова у детей Звуковой анализ является «узловым образованием», связывающим разные формы речевой деятельности — звукопроизношение, чтение, письмо. Дети с задержкой психического развития не пытаются бороться с трудностями. Трудности делают их совершенно беспомощными: дети повторяют уже произнесенный ими звук и замолкают, т.е. не используют даже элементарные способы звукового анализа

Слайд 20

Основные направления коррекционной работы Эффективное обучение детей с задержкой психического развития возможно лишь при систематическом целенаправленном комплексном решении коррекционно-воспитательных задач. Такая направленность обучения способствует благоприятному развитию всей психической деятельности ребенка. уточнение и обогащение словарного запаса учеников словами, обозначающими названия предметов, их признаков, явлений природы и общества, действий, эмоциональных состояний человека, освоение выразительных средств языка, совершенствование инициативной речи; устранение дефектов звукопроизношения и недостатков грамматического строя речи ;

Слайд 21

Развитие школьнозначимых психофизиологических функций А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат: - нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива, - в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда), - ребенок косноязычен (необходимо обследование логопеда).

Слайд 22

Б) Мелкие мышцы рук: - рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, - рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением, - рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

Слайд 23

В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость: - достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок, - отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок, - ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Слайд 24

Г) Координация в системе «глаз – рука»: - может правильно перенести в тетрадь простейшие графические образы (узор, фигуру), зрительно воспринимаемые на расстоянии (с классной доски), - графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь незначительными искажениями, - при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые ошибки.

Слайд 25

Д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров): - соответствует средним показателям возрастной группы, - ниже средних показателей возрастной группы, - намного ниже средних показателей возрастной группы.

Слайд 26

Пространственные представления «Моему сыну 6 лет. У нас такая проблема: Саша очень развитый, сообразительный ребенок, но мы ни как не можем научить его читать. Слоги он прочитывает слева направо, букву Р пишет вниз головой …» Если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, нарушается графическая деятельность

Слайд 27

Формирование пространственной ориентировки Физминутка Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь! Справа – друг и слева – друг! Вместе все в веселый круг! Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова поклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левой ногой! Влево шаг! И снова стой. Повернись направо к другу. Правую дай другу руку. Повернись налево к другу. Левую дай другу руку. Шаг – назад и два – вперед! Вправо, влево поворот! Покружимся, повернемся, Снова за руки возьмемся.

Слайд 28

Формирование пространственной ориентировки Во саду ли, в огороде У Ивана ослик бродит. Выбирает, выбирает, Что сначала съесть – не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива. Впереди крыжовник зреет, Позади малина спеет. Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква. Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Закружилась голова, Кружится в глазах листва. Ослик глубоко вздохнул… И без сил на землю лег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

«Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...