"Даша в волшебном лесу"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мамаева Ольга Григорьевна

 Дидактическая игра для детей 4-7 лет на дифференциацию звуков С-Ш (с использованием логических блоков Дьенеша)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon дидактическая игра325.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара.

Автор: учитель-логопед Мамаева Ольга Григорьевна

Знаки-символы и кодовые карточки

Картинки со звуками С, Ш. Карточки со схематичным изображением предметов, на обратной стороне – чистоговорка, стихотворение

Начало игры

Прохождение блока по дорожкам к картинкам

Выкладывание блоками схематичной картинки

Проговаривание чистоговрки и(или) стихотворениия

 «Даша в волшебном лесу»

Дидактическая игра для детей 4-7 лет на дифференциацию звуков С-Ш.

 

Игра отвечает требованиям ФГОС ДО по интеграции знаний и умений разных областей, позволяя не только закрепить игровые навыки с блоками Дьенеша, но и формирует фонетико-фонематическое восприятие и представление, память, воображение, навыки познавательно- исследовательской деятельности, логическое мышление.

Материал будет полезен педагогам, родителям, специалистам (логопедам, дефектологам), работающим с детьми дошкольного возраста. Игру можно предлагать детям во время индивидуальной и подгрупповой работы.

Оборудование:

  • Карта волшебного леса (формат А2)
  • Картинки на автоматизацию звуков С-Ш
  • Логические блоки Дьенеша
  • Знаки-символы к блокам Дьенеша
  • Символы звуков С, Ш.
  • Кодовые карточки
  • Карточки со схематичным изображением предметов, на обратной стороне – чистоговорка или стихотворение

Цель: 

дифференциация звуков С-Ш, развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности.

Задачи:

  1. закрепить навык четкого произношения и различения звуков С, Ш в слогах, словах, фразах, чистоговорках, коротких стихотворениях;
  2. развивать фонематический слух и восприятие;
  3. упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными
  4. формировать умение выделять свойства и признаки предметов, работать со схемой;
  5. закреплять умение декодировать информацию, изображенную на карточке;
  6. формировать умение конструировать блоками предметы по их схематическим изображениям;
  7. закреплять умение делать простейшие выводы, логические умозаключения, комментировать свои действия;
  8. развивать воображение, сообразительность, любознательность, память, внимание, логическое мышление;
  9. воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Ход игры.

Перед началом игры, на игровом поле на дорожках, раскладываются знаки-символы. Возле старта каждой дорожки выкладываются кодовые карточки, вверху в окошках – картинки с изображением предметов, на них -  знаки-символы.

Волшебный лес заколдовал и спрятал у себя в чаще картинки. Даша-путешественница просит помочь ей найти и расколдовать предметы, изображенные на картинках. Нужно быть осторожными, в лесу на дорожках много ловушек.

Найти дорогу к картинкам и не попасться в ловушки  помогут волшебные клубочки (блоки). Для того чтобы узнать какие волшебные клубочки (блоки) понадобятся, нужно разгадать символы на кодовой карточке возле каждой дорожки. Ребенок находит блоки (клубочки), соответствующие символам. Этот клубок будет указывать дорогу, в каком направлении нужно двигаться.

Ребенок берет первый клубочек и идет по дорожкам, при этом сворачивает в ту сторону, где указывается одно из свойств данного клубочка или отрицание других его свойств. Таким образом, приходим к заколдованным картинкам. Все действия комментируются вслух.

Ребенок называет картинки, выделяя голосом звуки С, Ш. Затем выбирает и называет ту картинку, в которой есть одно из свойств данного волшебного клубочка (блока). Таким же образом проходим по дорожкам с другими клубочками и находим заколдованные картинки.

Когда все картинки будут собраны, их нужно расколдовать. Для этого их надо собрать из волшебных фигур (блоков) по карточке со схематичным изображением, а затем произнести волшебные слова.

Ребенок выкладывает блоками предмет, изображенный схематично на картинке, затем повторяет чистоговорку или стихотворение, напечатанное с обратной стороны карточки.

Таким образом, расколдовываются все картинки.

Варианты игры.

1 вариант. Вместо блоков Дьенеша возможно использование плоскостного изображения блоков. В этом случае знаки-символы с изображением толщины не участвуют в игре.

2 вариант. Перед началом каждой новой игры, кодовые карточки и символы сменяются на другие и располагаются в новых местах. В последствие, это может делать и выбирать сам ребенок.

3 вариант. На дорожки, помимо знаков символов, выкладываются символы звуков. При прохождении дорожек, произносится тот звук, который на них выставлен.

4 вариант. Волшебные клубочки (блоки) не разгадываются, а ребенок берет их сам на выбор. В этом случае кодовые карточки в игре не участвуют.

5 вариант. Может выкладываться любое количество картинок с изображением предметов на каждую дорожку. Из них ребенок выбирает, после прохождения дорожки, или все картинки, или одну, по какому-либо свойству. Свойства выставляются на картинке с помощью знаков-символов.

5 вариант. Предметы, изображенные на картинках, не выкладываются блоками. В этом случае, проговаривается только название предметов, чистоговорки и стихотворении с ними. На этом игра заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему: “Прогулка по волшебному лесу”

Конспект занятия для второй младшей группы по развитию речи....

Музыкальное тематическое занятие "Гномики в волшебном лесу" для средней группы

Игровое занятие, которое проводится в декабре на знакомом детям песенном и танцевальном репертуаре, который они разучивают к новогоднему утреннику.Цель: Развитие у детей музыкального слуха, певческого...

Игра - путешествие "В волшебном лесу"

Игровая деятельность дошкольников включает в себя много разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на доброволь...

Открытое занятие: Прогулка по волшебному лесу.

Закрепление материала с детьми первой младшей группы "Дикие животные"....

онспект занятия - игры "путишествие по волшебному лесу"

материал предоствлен зимнего зантия на закрепление знаний детей о животных птицах, деревьях....

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....