Этапы работы над звуком
учебно-методический материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Материал поможет начинающим логопедам правильно спланировать деятельность по коррекции звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_raboty_nad_zvukom.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Этапы работы над звуком



 При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.
 
I этап . Подготовительный этап: · Развитее слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
· Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).
 II этап. Формирование первичных произносительных умений и навыков:
   - постановка звука;
  -  автоматизация звука;
  - дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.
 III этап. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения). Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);
  3. автоматизация звука в предложениях;
  4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.
 В этой системе отправной точкой является слог и его место в слове. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае сначала берутся прямые слоги, а затем обратные (постановка звуков [Ш], [Ж], [С], [З]), а при постановке звука [P] вначале отрабатываются обратные слоги, а затем прямые.
  Например, вот как выглядит последовательность автоматизации и дифференциации свистящих звуков.
Звуки [C],[C'] - [З], [З']:
1. звук [C] в прямом ударном слоге в начале слова.
2. звук [C] в прямом ударном слоге в середине слова.
3. звук [C] в прямом безударном слоге в начале слова.
4. звук [C] в прямом безударном слоге в середине слова.
5. звук [C] в прямом слоге при стечении согласных.
6. звук [C] в обратном ударном слоге.
7. звук [C] в обратном безударном слоге.
8. звук [C] в различных позициях.
9. звук [C'] в ударных слогах.
10. звук [C'] в безударных слогах.
11. звук [C'] при стечении согласных.
12. Дифференциация произношения звуков [C] - [C'].
13. Звук [З] в прямом ударном слоге.
14. Звук [З] в прямом безударном слоге и при стечении согласных.
15. Звук [З] в обратных слогах.
16. Звук [З'] в различных позициях.
17. Дифференциация произношения звуков [З] - [З'].
18. Дифференциация произношения звуков [C] - [C'] - [З] - [З'].
  Усложнение лексического материала в рамках "изолированный звук/ текст" происходит на каждом коррекционном занятии. На каждом же занятии даются задания, требующие от ребенка и различных по самостоятельности (а, следовательно, и по трудности) высказываний: сопряженное, отраженное повторение, самостоятельное называние, творческий поиск ответов с грамматическим оформлением высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи на этапе текстовой автоматизации звуков речи у детей с ОНР.

рассказ-пиктограмма для автоматизации звука "Л" в тексте.  Логопед читает текст справа, направляя взгляд ребенка на картинки -пиктограммы по тексту. Ребенок слушает  и запоминает, привязывая...

ПАМЯТКА (этап работы: автоматизация звука в словах)

ПАМЯТКА родителям по выполнению методических рекомендаций учителя-логопеда для закрепления речевых умений и навыков у ребенка в домашних условиях...

Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным.

Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным....

Игровые приёмы по коррекционной работе на этапе автоматизации поставленных звуков

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...

Конспект занятия на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизношения Тема: «Подготовка к постановке звука с»

Цель: закрепление умения выполнять арт.упражнения для звука с в полном объемеФормирование длительной и направленной воздушной струиРазвитие слухового вниманияОборудование:Ход занятияI....

Автоматизация звука "Л" на начальном этапе работы

Презентация поможет в игровой и интересной форме провести занятие с дошкольником...

Этапы работы учителя-логопеда по дифференциации смешиваемых звуков в речи детей дошкольного возраста.

   Смешение звуков является одним из наиболее распространенных недостатков у детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста. Иногда смешение звуков носит стойкий характер и...