Организация развивающей среды способствующая эмоциональному воспитанию в группе раннего возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) по теме

Силантьева Наталья Владимировна

 Материал поможет  созданию материально обогащённой среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_razvivayushchey_sredy.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды способствующая эмоциональному воспитанию в группе раннего возраста (с 1 года до 2 лет).

Общеизвестно, что количество детей с отклонениями в развитии в домах ребёнка непрерывно увеличивается. Особую роль в этом процессе играет также и то, что дети поступают в детские учреждения, уже имея психофизиологические нарушения, негативный социальный опыт, психолого-педагогическую запущенность. Кроме того, среда дома ребенка эмоционально бедна и однообразна, в связи с чем, у них формируются такие синдромы как эмоциональная депривация, госпитализм, задержка психического развития, психоречевая задержка. В доме ребенка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения.

Поэтому первоначальная задача воспитателей создание материально обогащённой среды. Среды развивающей, способной преодолеть все три вида депривации - сенсорную, двигательную и материнскую.

И так развивающая среда-пространство, окружающее ребёнка.

В нашей группе создана прекрасная предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка.                                                                                                                                                      Для построения развивающей среды в группе мы использовали следующие принципы:

принцип открытости;

гибкого зонирования;

стабильности-динамичности развивающей среды;

полифункциональности.                                                                                                                                             Так как с психолого-педагогической точки зрения ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие, также связан с такими фундаментальными жизненными приобретениями ребенка как прямохождение  и предметная деятельность, мы разделили группу на игровые зоны. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу. Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещены так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Дидактические пособия, книги и игрушки хранятся в открытых шкафах. Дети могут брать их сами и играть под наблюдением воспитателя самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы видны детям, но они лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка, что также создаёт предпосылки к общению, эмоциональному контакту и совместной деятельности. Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) хранятся в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки).

Определённое место в группе отводится для самостоятельных игр с театрализованными игрушками, ведь одним из самых эффективных средств эмоционального развития и воспитания ребенка раннего возрасте является театр и театрализованные игры (игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности). Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.                                                                                                                                  Обогащение детей разнообразными впечатлениями играет ведущую роль в психическом развитии ребенка и развлечения являются прекрасным и эффективным средством в развитии эмоциональной сферы. Для развития эмоций по средствам развлечений в группе создан уголок развлечений. Там находятся мини бассейн для игр с водой, ящичек с песком и «Сундучок развлечений», в котором хранятся народные музыкальные инструменты, воздушные пузыри, заводные игрушки. В группе собрана папка с конспектами развлечений для детей нашей возрастной группы.                                                                       Очень важно, чтобы в группе была спокойная зона для отдыха-место, которое даёт детям возможность отдохнуть и успокоиться. В нашей группе это паровоз и домик-горка.                                                                                                                    Организовывая развивающую среду, следует учитывать, что дети воспринимают то, что им сообщают, в первую очередь, используя зрительные составляющие этого сообщения. Поэтому, при организации развивающей среду мы использовали как можно больше зрительного подкрепления:                                                                                                                1. На 2-ом году жизни постоянное рассматривание окружающего переходит в наблюдение: увидев несколько раз, как воспитатель убирает игрушки, ребенок уже сам по просьбе взрослого убирает их на место. Но уборка игрушек-трудное занятие. Чтобы детям было легче, в группе на некоторых полках наклеены соответствующие картинки. На полках с посудой-чашечки, на полке с машинками- машина.                                                                                                 2. В этом малыши только учатся следовать правилам, им трудно контролировать себя, ждать. Нашим малышам очень нравиться стоять на нарисованных, на полу следах, у каждого свои следы- «отпечатки ножек». Воспитатель предлагает детям игру: «Кто одет, вставайте на следочки».                                                                                                                   3. Детям тяжело представить режим дня. Чтобы помочь им мы создали простое по структуре расписание, состоящее из рисунков реальных предметов. Расписание отражает полный режим дня, с помощью простых символов (точно такие же картинки прикреплены на двери помещений группы). Перед началом любой деятельности показываем ребёнку картинку, которая символизирует эту деятельность.                                                                                                                                                                     4. Очень важно научить ребёнка осознавать себя, как личность. На втором году жизни дети начинают узнавать себя в зеркале, улыбаться, строить себе рожицы, наряжаться. Это помогает детям осознать себя как личность, эмоционально зарядиться. Для этого в группе создан «Уголок ряженья». Дети свободно могут подойти к зеркалу, сами снять и надеть шапочки, юбочки и платочки.  Также на каждого ребёнка в группе собирается альбом, в котором хранятся его личные фотографии. Альбом находится в свободном доступе (в столовой на столе), чтобы ребёнок мог в любое время подходить и посмотреть на себя в различных ситуациях, вновь пережить наиболее волнующие моменты, получить удовлетворение от своих достижений.                                                                                          5. Важно не только называть эмоции детей в момент их переживания, чтобы они понимали свои эмоции, но также нужно научить узнавать эти эмоции у других. Нам в этом помогает «Эмоциональный альбом». В нём собраны детские фотографии в различных ситуациях, с различными действиями детей и их эмоциональными переживаниями.                                                                                                                               6. Нужно научить ребёнка осознавать свою принадлежность к определённому полу.
Мы попытались разграничить уголки в группе по половому признаку. В уголке для девочек-посуда, куклы. В уголке для мальчиков-машинки, музыкальные инструменты.  В группе у каждого ребёнка есть свой шкафчик, в котором хранятся его вещи для прогулок. Одежда и обувь подбирается индивидуально, как по размеру, так и по половому признаку. Для девочек-яркие курточки и красные сапожки. Для мальчиков одежда более сдержанных тонов и серенькие или синие сапожки.                                                                                              7. Возможность делать выбор –важный шаг для развития самостоятельности, мотивационной сферы, позитивной самооценки и интеллектуального развития. Кажется, что в условиях д/р это сделать невозможно (дети малы, не разговаривают, нет возможности предоставить выбор), но это не так. Ребёнку всегда можно предоставить возможность выбора-с какой игрушкой поиграть, какую книжку почитать, какое платье или футболку одеть с утра. В нашей группе у детей, в шкафчиках для прогулок, имеется два комплекта курточек и обуви. Ребёнок может сделать выбор-в чём пойти сегодня на прогулку.                                                                                                                                                                                      8.
 Наличие индивидуальных вещей очень важно. Это помогает ребёнку чувствовать свою индивидуальность, успокоиться или поднять настроение. В группе у каждого ребёнка есть свой шкафчик, в котором хранятся его вещи для прогулок. Туда же он может положить и личные вещи (фотографии, одежду, игрушки). Для каждого ребёнка в группе составлен его личный альбом с фотографиями, который хранится в легкодоступном месте. Если ребёнок любит спать с какой-либо игрушкой, она может храниться в спальне на кровати.                                                                                                                                       9. «Утешители»- это предметы, заменяющие мать и имитирующие состояние комфорта, которое испытывает ребёнок с матерью или человеком, ухаживающим за ним. Если их использовать разумно в добавление к утешению, они уместны. Обычно такие игрушки нужны детям при засыпании  и если в группе есть такие дети, которым необходимы предметы утешители их игрушки хранятся в спальне на кроватках, в личных шкафчиках в раздевалке или на полке с игрушками.                                                                                                   У детей второго года жизни происходит становление самой сложной и важной функции мозга – речи. И чаще, чем в другом периоде раннего детства, именно на втором году наблюдается задержка в развитии активной речи т. к. развитие активной речи - линия, наиболее чувствительная к влиянию неблагоприятных факторов (плохой анамнез, заболеваемость, недостаток педагогических воздействий и др.). Гармоничному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд. Фольклор помогает решать и проблему- материнской депривации, ведь в раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании взрослых. Дети тянутся к взрослым, которые с ними занимаются, играют. У них возникают эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети быстро перенимают характер отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять к нему и к другим детям такое же отношение. Уже на 2-м году жизни дети чутко прислушиваются к оценке их деятельности воспитателем и ориентируются на нее. Фольклор создаёт своеобразную атмосферу эмоционального общения. А эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка. Для помощи воспитателям в группе находятся памятки с текстами песенок, потешек, пестушек. Воспитатели применяют их, когда нужно развеселить, подбодрить, поощрить или успокоить ребёнка.                                                                    Четкое распределение игрушек и пособий в комнате, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют.                                                                                                                                              Не осталась без внимания и развивающая среде на участке. Для детей 2-го года характерна обостренность восприятия: ничто не проходит мимо их внимания, поэтому был разработан практико-ориентировочный проект «Наш участок краше всех». Проект призван помочь воспитателям в проведении интересных и эмоционально наполненных прогулок, а для детей создаст на участке познавательно-активную и эмоционально-развивающую среду. Хотя проект ориентирован на позднею весну, лето и раннюю осень, другие времена года не остались без внимания. Ранней весной и поздней осенью дети гуляют на специально оборудованной веранде. В зимнее время на участке сооружаются разнообразные снежные постройки. Хотя для малышей стабильность необходима, она даёт ему чувство защищенности и спокойствия и в тоже время детям нужны новые впечатления, они эмоционально обогащают жизнь малыша, дают ему возможность пережить новые чувства. Воспитатели, внося периодически небольшие изменения на территории участка (вертушка, новая крупная машина, качели, снежный лабиринт), дают им такую возможность.                                                                                                                           Такая предметно – пространственная организация развивающей среды в группе и на участке педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию, снижает уровень тревожности детей. Ребенок не просто находится в развивающей среде, он чувствует себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится.

Литература:                                                                                                                                                                                                  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова - Славская. - М.: 1981.                                                                                                                                                                                                                               2. Авдеева Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. - М., 1990                                                                                                                                                                                                                    3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 448 с.                                         4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. - М.: Педагогика, 1984.                                                                                                                                                                                                                            5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б Гиппенрейтер. - М.: Масс Медиа, 1995.                                      6. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999                                                                                                                             7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / / Лисина М.И. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980.                                                                                                                                                                                 8. Мухина В.С. Детская психология/ В.С Мухина. - М., 1985.                                                                                                         9. Обухова Л.Ф. Детская психология/ Л.Ф Обухова. - М., 1995.                                                                                    10.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б Эльконин - М.:Просвещение, 1978.                                                   11. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б Эльконин. - М.: Просвещение, 1978.                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей ср...

«СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

  Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в це...

Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста

Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста...

Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.

С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» -  Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в соответствии ФГОС

Одним из любимых занятий дошкольников является рисование. Оно способствует творческому развитию. Специально для детей в группе воспитаьтель организуют уголок рисования(детского творчества).В статье я ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА Известно, что, когда маленький ребенок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще ...