Особенный ребенок: дошкольник с ЗПР.
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Шашерина Регина Владимировна

в статье описана работа с воспитанниками, у которых стоит диагноз задержка психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobenny_rebenok_vospitannik_s_diagnozom_zpr.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Особенный ребенок: дошкольник с диагнозом ЗПР.

Шашерина Регина Владимировна

 педагог – психолог МБДОУ №50

(Структурное подразделение)

 г. Мурманск

В нашей ДОО с 2011 года функционирует группа для детей с задержкой психического развития.

Такие дети требуют к себе особого внимания, так как у них есть ряд отличительных особенностей, например: неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у  детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. Отсутствует патологическая инертность психических процессов.

С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.

Игровые действия дошкольников с ЗПР бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений  о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры.

Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.

Поэтому целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения считаю формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Работу строю на следующих принципах:

  • принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных;
  • безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
  • принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
  • соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

С такими детьми необходимо проводить работу сразу нескольким специалистам, и перед психологом, дефектологом, логопедом и воспитателем коррекционной группы возникают следующие задачи:

  • глубокое, всестороннее изучение каждого ребёнка;
  • формирование психологической базы для развития мышления и речи;
  • конструирование и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ;
  • изучение динамики развития детей в условиях коррекционного обучения.

Важной задачей является изучение изменений и достижений в развитии детей. Чему учить ребенка - решить не так сложно, выявив уровень его знаний, умений, навыков. Наиболее сложная задача - определить, какие психические функции, способности, качества личности нужно развить.

Диагностирую детей  индивидуально. Основной целью  диагностики является выявление и описание особенностей развития каждого ребенка (познавательной деятельности, речевого развития, эмоционально - волевой и двигательной сферы, его актуальных знаний, умений и навыков, а также потенциальных возможностей). Анализ результатов обследования позволяет  определить прогноз дальнейшего развития ребенка, отобрать содержание коррекционно-развивающего воздействия и наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия применительно к каждому воспитаннику.

Коррекционно-развивающие занятия провожу вне учебного плана. Они  направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации.

В структуру занятия включаю дидактические игры, подвижные игры и упражнения, практическую работу с различными материалами и строительным конструктором, графические упражнения, рисование. Рисованием заканчиваю практически каждое занятие, ведь в процессе ИЗОдеятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка.

 Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут в зависимости от сроков пребывания детей в группе и периода обучения. Так же учитываю возраст ребенка (группа детей с ЗПР разновозрастная).

Кроме непосредственной работы с детьми важным направлением деятельности педагога - психолога считаю консультативную психологическую поддержку  родителей детей с ЗПР. Провожу работу по оказанию психологической поддержки, цель которой – помощь в переходе на позицию сотрудничества, позволяющую более эффективно решать проблемы детей и взрослых.

Консультативно-просветительскую работу стараюсь направить на повышение  личностной компетенции  родителей. Эту задачу решается при помощи консультаций, выступлений на родительских собраниях и при индивидуальной работе с родителями, оформлении стенда психолога, где есть рубрика «Особенные дети». 

В ДОО создан банк данных о различных учреждениях, специализирующихся на оказании психологической и психотерапевтической помощи детям с отклонениями, и их родителям; при необходимости направляю нуждающихся для консультаций к соответствующим специалистам.

В результате мониторинга и по оценке воспитателей и родителей выяснилось, что дети стали более активны, любознательны, лучше идут на контакт и проявляют интерес к совместной деятельности. Таким образом, проведенная работа показала положительную динамику в развитии воспитанников с задержкой психического развития, следовательно, необходимо продолжать реализацию данной программы в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКИ.

Одна из  особенностей Монтессори-метода меня привлекает, как специалиста коррекционной педагогики:  по наблюдению Ю. И. Фаусек, почти все нормализованные дети, получив возможность пользовать...

Особенности поведения ребенка дошкольника.

Изложены особенности  поведения  ребенка 3, 4, 5, 6 лет. Предложены советы по предупреждению нежелательных форм поведения малыша....

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Учет типа темперамента как проявления индивидуальных особенностей ребенка дошкольника

Работая с детьми дошкольного возраста , необходимо учитывать тип темпераменте каждого ребенка. Игнорирование свойств темперамента может привести к развитию у дошкольников отрицательных черт характера....

Реферат "Возрастные особенности восприятия картины ребенком-дошкольником. Психологические стадии общения ребенка-дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия

В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественным творчеством носит, в первую очередь, эстетический характер. Учась чувствовать, воспринимать, проявлять эмпатию и анализировать ребенок начинае...