Тема: «Развитие познавательных процессов старших дошкольников» (с использованием здоровьесберегающих технологий)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

 «Развитие познавательных процессов старших дошкольников»

(с использованием здоровьесберегающих технологий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_den_otkrytyh_dverey.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие познавательных процессов старших дошкольников»

(с использованием здоровьесберегающих технологий)

Задачи:

Развитиевнимания и наблюдательности

Развитие мышления и речи.

Развитие межполушарного взаимодействия

Обучение навыкам саморегуляции.

Снижение нервного напряжение/

Развитие мелкой моторики руки.

Развивать у дошкольников уверенность в себе, в своих возможностях.

Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

Оборудование: Клубочек, массажные мячи, карточки к игре  «Найди отличия» песок, манка

1 Ритуал приветствия.

Педагог-психолог: Добрый день!  Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Скажите, какое время года? Мы все знаем, что в это время года солнышко нас согревает своими теплыми лучами. И сегодня солнышко заглянуло к нам. Вдохните и ощутите тепло солнечных лучей.

Мы сегодня будем играть в разные игры. Успех нашего занятия  зависит от нашего настроения, поэтому среди нас не должно быть хмурых и сердитых детей. Глубоко вдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство.

 Упражнение «Мешочек злости и страха»

Кого посетил страх, злость, обида? (ответы детей)

Эти негативные эмоции не останутся с нами, мы избавимся от них, выкрикнув страх и злость, обиду в «Мешочек злости». Мы громко выкрикнем всю злость и туго завяжем  (психолог подносит к каждому ребенку мешочек, в который уходит злость).

Психологический настрой "Подари улыбку"
Психолог.

 Давайте передадим друг другу свои улыбки. А чтобы настроение у нас было хорошим и весёлым, давайте возьмёмся за руки, посмотрим, друг другу в глаза и подарим улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение, улучшается настроение.

2. Основная часть

 Упражнение «Шар энергии!

Трем ладошки друг о друга с комментариями: «Вы сейчас собираете положительную энергию из окружающего пространства. Затем обнаруживаем, что сейчас у вас между ладошек уже маленький шарик с энергией и он продолжает плавно расти. По мере роста шара ладошки расходятся в стороны по размеру шара. После того как ваши энергетические шары стали такими большим, что их сложно удержать энергию можно вылить на себя. Еще есть вариант с большим шаром — его уменьшение. Сжимаем шар с усилиями до размера горошины, затем кушаем».

Глазодвигательные упражнения  

 1 вариант

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.

Упражнение «Пальминг» (по снятию зрительного утомления)

Перед началом пальминга дети готовят ладони к упражнению. Растираем ладошки  одну о другую, чтобы они стали теплыми и мягкими. И накладываем их центрами на закрытые глаза. Ладони к глазам сильно не прижимать. (Кладем одну руку на другую. Делаем ладони чашечкой. Руки скрещены на лбу. Мизинчики на переносице, где  носят очки.  Это упражнение  длится от 50 сек. до 2 мин.)

Упражнение «Заряд бодрости»

Вытянуть руки и приготовить два пальчика: большой и указательный.

- Возьмитесь ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируйте свои ушки, приговаривая: « Ушки, ушки слышат все!» А теперь опустите руки. Стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся третий глаз!». Стряхните ладошки. Соберите пальцы рук в горсточку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируйте ямку. Теперь вы видите, слышите, чувствуете!

Массаж с мячом  (Су-джок мячи)

Мячик сильно пожимаю

И ладошку поменяю.

Мячик я держу в руке

Зажимаю в кулаки

Разжимаю, отпускаю

И ладошками катаю

По столу круги катаю

Из – под рук не выпускаю

Назад – вперед его качу

Влево – вправо – как хочу

Упражнение «Мозговая гимнастика»

Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)

(развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия)

Психолог:  Если каждый день делать эти упражнения,  улучшится  работа мозга, станет лучше память.  Это  гимнастика для мозга.

- Ну, а для начала, чтобы нам хорошо думалось, давайте сделаем  гимнастику для  мозга « Брей – Джим» ( перекрестное движение.)

«Посидели и устали!

Постоим и отдохнем!

Повторяйте все за нами!

Мозг и мысли разомнем!»                              

   (стихи:С.Ю.Середа)

  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание обеих рук одновременно:

- ладонями вверх;

- ладонями вниз.

  • Упражнение «Колечко»

Психолог: «Сейчас я покажу вам замечательное упражнение, которое поможет больше запоминать, научит нас быть внимательными».

  • Психолог показывает порядок выполнения упражнения. «Поочередно, не торопясь, перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.».

Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Действия сопровождаются прямым (1-2-3-4), а затем обратным (4-3-2-1) счётом.

В начале упражнение выполняется попеременно 3 раза каждой рукой, затем – 3 раза двумя руками одновременно.

  •  «Грибочек - полянка»

Верхняя рука в кулачке – это грибочек. Нижняя прямая ладошка –полянка.

  • Правой рукой  достать до левого уха, а левой – до правого. На хлопок меняем положение рук.

.«Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

  • Лезгинка

Психолог. Ну, а теперь, укрепили свой организм и  продолжаем.

Коррекционно-развивающие упражнения.

Игра « Кто больше найдет отличий»

Психолог: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены два котика, которые отличаются друг от друга различными деталями. Найти все имеющиеся отличия».

Упражнения на развитие слуховой памяти

«Повтори моё слово и придумай своё»

Инструкция. Ведущий называет слово (например, «кот»), а ребёнок повторяет названное слово и придумает своё (например, «кот - усы»). Следующий ребенок называет слово ведущего, первого игрока и называет свое (например, «кот – усы – лапки») и т.д. Максимальное количество слов в цепочке – 10. При повторении загибаются пальцы.

Игры с песком ( Мотивационные игры, техника «Пальчиковые походы  (работа в парах)

 Педагог-психолог: Ребята я предлагаю вам сейчас по парам подойти к песочнице и выполнить задания:

  • Делаем  максимально высокую горку.
  • Дождь (низкий, средний, высокий)
  • Делаем блинчик толщиною в мизинчик (рисуем мизинчиком)
  • Сделайте квадрат (использую, только отпечатки изобразите  животного)

Педагог-психолог: Молодцы, вы отлично справились с заданием. 

3.      Ритуал прощания.

Педагог-психолог: Подошло к концу наше занятие.

Психолог зажигает свечку и предлагает детям, передавая ее по кругу, сказать, что сегодня понравилось, что они желают другим детям.

Педагог-психолог: Спасибо! Вы сегодня молодцы. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ

В нашем ДОУ большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.  В связи с этим определили цель: развитие социальных умений и  коммуникатив...

План-конспект прогулки со старшими дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий «Наблюдение за пауком».

План-конспект прогулки со старшими дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий «Наблюдение за пауком»....

Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. «На помощь зимующим птичкам»

Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.«На помощь зимующим птичкам»Цель: укреплен...

Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников....

Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника с ОВЗ»

Основной целью данного занятия является оказание помощи  ребенку с ОВЗ в усвоении программного материала, в развитии и корректировке познавательных и интеллектуальных процессов, а также разв...

Тема «Развитие познавательных процессов старших дошкольников с ЗПР».

У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельност...

«Развитие познавательных процессов старшего дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии ТРИЗ»

Перед современным обществом, школой, дошкольными учреждениями и родителями встает первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком,...