Программа коррекционно - развивающий занятий "Сказка по ролям"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Программа коррекционно - развивающих занятий "Сказка по ролям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_skazka_po_rolyam.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

        «СКАЗКИ ПО РОЛЯМ»

Воспитатель  МБДОУ «Детский сад №368»

Иванюта И. А.

                 Введение

На Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию в докладе «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» А. В. Запорожец указывал, что «первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие» [8; 76]. Он утверждал, что «художественная литература приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает принять более высокие общественные мотивы героев художественных произведений» [8; 76].

При изучении художественного воздействия литературных произведений особое внимание уделяется анализу их понимания детьми дошкольного возраста.

В работе «Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником» А.В. Запорожец обратил внимание на то, что, «хотя маленького ребенка очень увлекает красочность описаний, занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, его очень рано начинает занимать и внутренняя, смысловая сторона повествования и «постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения» [7; 39].

Рассматривая механизм восприятия и понимания, А. В. Запорожец утверждал, что «слушание сказки выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность» [7;36].

Ребенок не пассивный объект воздействия — он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним

действующим лицам и противодействует сказке другим. Ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в событиях. «Он пытается вмешиваться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится к реализации целей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно» [7; 37].

Ребенок прерывает ход повествования, вмешивается в события, задает вопросы, пытается помочь героям. А. В. Запорожец видит условие понимания, условие художественного воздействия литературы на ребенка.

Причину этого А.В. Запорожец видит в том, что, «сказка имеет ряд особенностей композиции и сюжета: своеобразие экспозиции, завязки, драматическое изложение событий, характеристики героев и действенность финала, так же, как и взаимодействие между этими моментами, и создают благоприятные условия для выявления специфической активности ребенка».

Это — специфическая активность ребенка, очень близкая по своему характеру к ранее возникающим у него формам практической и игровой деятельности.

Новую форму активности, которая представляет собой как бы первую ступень в развитии эстетического восприятия, он назвал содействием, по аналогии с известным термином «сопереживание». Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей» [6; 190]. На этом фундаменте развиваются этические нормы и оценки.

Программа имеет социальную значимость: это обогащение эмоционального опыта детей с ЗПР посредствами приобщения к позитивному опыту человеческих отношений.

Практическая значимость заключается в том, что программа имеет практике- ориентированную направленность, содержит систему практических занятий с дошкольниками по развитию саморегуляции дошкольника.

Целью данной программы является совершенствование аффективномотивационного компонента саморегуляции - снятие эмоционального напряжения у детей, развитие уверенности в себе, формирование мотивации достижения поставленной цели, осознание и понимание своих действий и поступков через действия персонажей сказок.

Задачи работы:

Коррекционно-развивающие:

  1. Формировать у детей представление об эмоциях, учить их различать и называть.
  2. Способствовать созданию ситуаций для переживания детьми разнообразных эмоций.
  3. Формировать у детей умение стабилизировать свое эмоциональное состояние
  4. Формирование у детей активности инициативности, самостоятельности, выдержки.

Воспитательные:

  1. Развивать чувство уверенности в себе.
  2. Формировать навыки совладения с проблемными ситуациями в повседневной жизни детей.

Образовательные:

  1. Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.
  2. Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу,
  3. Учить эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству.

Коррекционно-развивающая программа делится на три этапа.

Каждый этап имеет свою цель:

1 этап.

Цель: учить детей различать эмоциональное состояние героев сказок по их поступкам.

2 этап.

Цель: формировать умение детей осмысливать и осознавать проблемную ситуацию сказки и решать ее, используя эмоциональный опыт ребенка.

З этап.

Цель: побуждать желание детей проявлять инициативу в проигрывании сказок, используя эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное.

Методические рекомендации.

Структура занятая содержи!' обязательный: ритуал «входа в сказку», основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Таким образом, создается особая атмосфера «сказочного мира».

Занятия «Сказки по ролям» проводятся один раз в неделю продолжительностью 25 - 30 минут. Основной дидактический материал, необходимый для реализации программы: разнообразные виды кукольного театра, дидактические игры по сказкам, ткань «паутинка», магнитофон, «волшебный сундучок», диски со сказками.

Используемая литература:

Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? «Колобок»,

«Ружье и сердце». СПб., 2006.

Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? «О курочке Рябе» и «Рождестве зверей». СПб.,2009.

Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Москва - Воронеж, 1998.

Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком - дошкольником. Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г.А.Урунтаева. М., 1997.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб., 2001.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. СПб., 2005.

Молоднякова А.В. «Путешествие в сказку».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Рабочая программа воспитателя по реализации адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе (6 - 7 лет) общей направленности

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 23 комбинированного видаМосковского районаСанкт-Петербурга Рабочая программа воспитателяпо реализации адапт...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...