Программа коррекции сенсомоторного уровня речи «Дельфины»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Бондаренко Наталья Николаевна

I.  Пояснительная записка

Данная программа представляет собой цикл занятий, направленных на коррекцию и абилитацию детей с отклоняющимся типом развития, имеющих различные варианты недоразвития речи. Базой для программы служит программа Ланиной Т.Н. «Дельфины» (коррекция сенсомоторного уровня).

Ее новизной является интеграция логопедических и нейропсихологических методов коррекции. Актуальность данной программы определяется высокой численностью детей c отклоняющимся типом развития, трудностями их адаптации к современным требованиям в массовых и специализированных учебных заведениях. Эти трудности  могут быть обусловлены обеднением и нарушением онтогенеза сенсомоторного репертуара как отдельных систем организма (оральный, мануальный, глазодвигательный аппарат и т.д.), так и их взаимодействий в сочетании с патологическими знаками (например, синкинезиями). Искажение сенсомоторного репертуара в дальнейшем приводит к нарушению развития высших психических функций, среди которых речь занимает центральное место, так как опосредует другие психические функции, является средством общения в социуме. В связи с этим определяется основная цель программы:

 

1.2. Научно-методологические и нормативно-правовые основы программы

Теоретической и методологической основой программы является теория А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга, теория Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов, идеологию метода замещающего онтогенеза (Семенович А.В., Симерницкой Э.Г., Московичюте Л.И.).

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит  от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга  к передним (сзади наперёд) и обратно вниз  от передних  лобных отделов левого полушария идёт нисходящее контролирующее и регулирующее  влияние. Это трёхмерная модель, мозг работает  в трёх плоскостях - это нормальное развитие в онтогенезе.  Но эти процессы становятся невозможными, если какой-либо мозговой субстрат недостаточно зрел и полноценен, т.е. кора, подкорка, мозолистое  тело и другие системы потенциально не готовы к обеспечению психической деятельности. Второе необходимое условие для  развития  ребёнка – это востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы различных психологических факторов.  Сегодня же мы можем говорить о том, что мозговая организация не развивается согласно онтогенезу, мы говорим о дизонтогенезе, т. е. о  нарушении развития, или дефиците развития, или несформированности той или иной психической функции, потому что не зреют вовремя мозговые субстраты у наших детей, да и с востребованностью извне у нас не очень хорошо: мы требуем того, чего не может быть в определённом возрасте, в силу опять же несформированности мозгового субстрата. Например, нельзя учить ребёнка трёх лет читать, это невозможно в силу его мозговой организации, нет в этом возрасте зрелости функциональных систем чтения. Нет вообще такой системы в этом возрасте, он сформируется только к семи годам, потому,  что составляющие этой системы – чтения – даже ещё не думали развиваться: это зрительное восприятие на образы – буквы, это фактор фонематического – речевого слуха и др.

 

Нормативно-правовая база программы:

·        Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ;

·        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. № 26993;

·        Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование»)

·        Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)

·         Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

·        Устав ГБУ ГППЦ ДОгМ

 

Адресат: дети дошкольного возраста 4-6 лет с нарушениями речевого развития.

Цель - развитие сенсомоторного уровня речи, который является базой, фундаментом речевой, когнитивной и регуляторной сфер.

Сенсомоторный уровень любого психического процесса (восприятие, движение, речь и др.) обеспечивается близкими, а подчас – идентичными мозговыми системами и процессами, которые в онтогенезе формируются, дифференцируются и интегрируются в строго упорядоченном, иерархизированном режиме. В связи с этим, задачами данной программы будут являться:

1) коррекция изолированных систем сенсомоторного уровня (руки, ноги, глаза, артикуляционный аппарат);

2) их функциональная дифференциации;

3) межфункциональная интеграция.

Задачи:

Требования к резултатам освоения программы:

Образовательные задачи программы:

·        Формирование сенсомоторных взаимодействий.

·        Формирование пространственных представлений.

·        Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.

·        Развитие сенсомоторного уровня речи

 

Коррекционно-развивающие задачи:

·     Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.

·     Развитие зрительно-моторной координации.

·     Развитие целостного образа тела.

·     Развитие ВПФ (развитие восприятия, внимания, речи).

·     Развитие произвольности

 

 Воспитательные задачи:

·        Воспитание межличностных отношений, желания взаимодействовать с окружающими людьми, заниматься в группе

 

Структура программы:

Программа используется как для индивидуальной, так и групповой работы. Характер группы – закрытая. Комплектация групп происходит в следующем возрастном диапазоне: 4-6 лет. Количество обучающихся от 3 до 10-12 человек, в зависимости от тяжести дефекта детей. Программа “Дельфины” рассчитана от 4 до 9 месяцев работы. Режим работы: 1-2 занятия в неделю (от 30 до 60 минут, включая динамическую паузу).  Дополнительно к занятиям задается серия  домашних заданий по проработке пройденного материала.

Ведущий цикла должен иметь логопедическое, дефектологическое или психолого-педагогическое образование.

 

 

Требования к освоению результатов:

Метапредметные

·        Ребенок умеет ориентироваться в своем теле

·        Повышается уровень развития мелкой, общей и артикуляционной моторики

·        Расширение объема восприятия

Личностные результаты:

·        Ребенок самостоятельно, свободно, с интересом участвует в занятиях, проявляет интерес к физическим упражнениям

·        Умеет сотрудничать с детьми и взрослыми в процессе занятия

·        У ребенка развивается самоконтроль

·        Ребенок самостоятельно может справиться с заданиями, без помощи взрослого.

·        Ребенок открывает новые возможности своего тела.

 

 Критерии оценки результативности работы по программе:

1. Общая моторика:

- Изолированные движения: тест - попрыгать на одной ноге (правой, левой).

- Синхронные движения: тест - попрыгать на двух ногах.

- Реципрокные движения: тест - попеременные прыжки, то на одной ноге, то на другой.

- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.

2. Мелкая моторика:

- Изолированные движения: тест – кулак-ребро-ладонь.

- Синхронные движения: тест - пальцевый праксис поз (коза-корова).

- Реципрокные движения: тест - кулак-ладонь.

- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.

3. Артикуляционный праксис:

- Объем движений: тест – качели (рот открыт, поднимать язык вверх-вниз).

- Переключаемость поз: - улыбка-трубочка (губы вытягивать в улыбку, растягивать в трубочку).

- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.

4. Глазодвигательный праксис:

- Слежение глазами за предметом на расстоянии вытянутой руки по 4-ем основным направлениям (верх-низ,право-лево).

- Конвергенция – сведение глаз.

- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.

Баллы:

 «0» - норма,

«1» - незначительные погрешности,

«2» - значительные трудности,

«3» - невозможность выполнения.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»

Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обижен...

Рабочая программа "Коррекция ОНР-II-III уровня у дошкольников 4,5-5,5 лет"

Программа носит коррекционно-развивающий характер.В основу положены обоснования, выводы, направления программы Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей дошкольного возра...

Коррекция сенсомоторных нарушений детей с ДЦП

Наш детский сад "Орлёнок" посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата из них 80% детей с ДЦП. Я воспитатель группы кратковременного пребывания. Мою группу посещают дети со сложной структ...

Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".

Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения....

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическ...