Подбор мимических, голосовых, дыхательных, артикуляционных упражнений по теме "Весна"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Голикова Елена Владимировна

Тема "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Весна»

I. МИМИЧЕСКИЕ, ГОЛОСОВЫЕ, ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ: "ВЕСНА".

1. Мимические упражнения

а) «Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть.

б«Солнышко – тучка»: улыбнуться, - нахмуриться (чередовать).

      в) «Апрель»:

Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)

Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)

Баба снеговая

Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)

                   (Г. Ладонщиков)

 

2. Голосовые упражнения

Кукушка

Кто спрятался в лесок?

Подаёт голосок: «Ку-ку, ку-ку!

Сижу на суку!»

Так кукушечка поёт,

Весну зовёт: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

 

Лягушата

(Произносить «ква-ква» с разной интонацией, в разном темпе и разным голосом: тоненьким, грубым, звонким, весёлым, сердитым и т.д.)

Лягушата на реке закричали: «Кве-ке-ке!

Ква-ква-ква! Кви-ки-ки!

Веселимся у реки!

  Ква! Ква! Ква! Ква!

 

«Капель»: произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса.

 

Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!

Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…

 

 

 

 

3. Дыхательные упражнения

«Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».

«Подуй на кораблик»: подуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу.

 

4. Артикуляционные упражнения

 «Ручеёк»: длительно произнести на выдохе звук «С______».

«Весёлые лягушки»: широко улыбнуться:

Это – лягушки.

Где у них ушки?

Ушек нет!

Зато есть рот: вот!

Большой – большой,

Как у нас с тобой.

Лягушки рот разевают, (соответственно)

Деток забавляют.

                                               (Е.Г.Карельская)

 

«Сосулька»: как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.

 

II. ФОНЕТИКА

1.Уточнить произношение согласных звуков [к], [т], [б], [п], [х], [л'] в звукоподражаниях.

Сосулька

Выросла сосулька: Ух!

С крыши вдруг упала: Бух!

А за ней – вторая: Трах!

Третья следом: Трах - тах – тах!

(Е.Г.Карельская)

Весенний ветер

Ветер запел: «Ля – ля – ля - ля!

Нос от меня прячете зря!

Вам я несу цветов аромат

С вами весну встретить я рад.

Ля – ля - ля! Ля – ля - ля!»

(Е.Г.Карельская)

 

 

Весна

Вот закапали сосульки:

Кап-кап! Кап-кап-кап!

Их весною солнышко

Согревает так.

 

Побежал малыш по лужам:

Топ! Топ! Топ!

Звонко хлопает в ладоши:

Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Мальчик весело смеётся:

Ха! Ха! Ха!

Лягушонок отвечает:

Ква! Ква! Ква!

 

И по лужам за мальчишкой:

Шлёп! Шлёп! Шлеп!

Друг за другом побежали:

Кто вперёд?

(Л. Герасимова)

 

Весной на опушке

Весной на опушке

Встретились две подружки:

Лягушка и кукушка.

Решили рассказать кое-что друг дружке.

Ква-ква! – кричит квакушка.

Ку-ку! - кричит кукушка.

Целый день по леску:

Ква-ква! Ку-ку! Ква-ква! Ку-ку!

(Лариса Лисовская)

 

 2.Воспроизводить ряд слогов на одном выдохе.

Игра «Повтори за мной» (для самых маленьких): бу – бу – бу, бах – бах – бах, бух – бух – бух, ля – ля - ля и т.д.

 

 

 

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ.

1.Называть по картинкам: сосулька, цветы, ручеёк, трава, солнышко, тучка и т.д..

Основные цвета: белый, голубой, зелёный, синий, чёрный.

 

2.Различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:

цветок – цветы

сосулька – сосульки

ручей - ручьи

белый – белые

мокрый – мокрые

сухой - сухие

собирает – собирают

цветёт – цветят

бежит - бегут

 

3.Понимать значение слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

цветок – цветочек

трава – травка

ручей – ручеёк

капля - капелька

белый – беленький

мокрый - мокренький

 

4.Формирование глагольного словаря.

Капель: капает, стучит, падает, звенит.

Цветы: растут, пахнут, цветут, распускаются, появляются.

Ручьи: шумят, бегут, звенят, текут, несутся.

 

5. Построение простых предложений (по картинкам или по демонстрации действий).

Пускаем кораблики.

Светит солнышко.

Идём в лес (в парк, на улицу, в лес).

 

6.Работа с картинками (предметными и сюжетными).

Составление простых предложений при ответах на вопросы:

- Что делает снег? (Снег тает.)

- Какой весной снег? (Снег грязный, тёмный.)

- Что течёт на улице? (Течёт ручеёк.)

- Что висит на крыше? (На крыше висит сосулька.)

- Где плывёт кораблик? (Кораблик в ручейке. Кораблик плывёт по воде.)

- Где сидят лягушки? (Лягушки сидят на берегу.)

 

IV. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ "ВЕСНА"

Цветок

Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок».)

Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук.)

Утром весенним раскрыл лепесток, (Соответственно.)

В мягкой землице его корешки.(Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.)

                                                   (Н. Нищева)

«Птички»: с помощью рук изобразить птичек: крылышки, клювики.

 

Капель

(Пальцы стучат по ладошке.)

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек.)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)

                                                                                   (Е.Г.Карельская)

 

 

V. ДИНАМИЧЕСКИЕ   ПАУЗЫ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ "ВЕСНА"

Лягушки

Скачут лягушки, - зелёные макушки   (Прыжки.)

По весеннему лужку, по последнему снежку. (Руки в стороны, чередовать прыжки, переваливаясь с левой ноги на правую.)

Растопырили лапки, - не нужны им тапки! (Растопырить пальцы на руках.)

Они очень рано встали (Потянуться.)

И зарядку делать стали: (Выполнять упражнения в соответствии со словами.)

Руки – вверх, руки – вниз, (Соответственно.)

Влево – вправо повернись.

Руки в стороны пошире:

Раз, два, три, четыре.

А теперь наклонились,

Вове с Катей поклонились.

(Е.Г.Карельская)

 

Весна - красна

-          Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)

-          С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)

Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)

К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)

Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)

Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.)

                       (Е.Г.Карельская)

 

Шаловливые сосульки

Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)

Сели на карниз.     (Сесть на стульчики.)

Шаловливые сосульки     (Покрутить руками.)

Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться.   (Руками соответствующие движения.)

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,     (В такт наклонять голову вправо – влево.)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

(Ю. Клюшников)

 

 

Игра «Ручеёк»

(Дети становятся в шеренгу. Сбоку кладут ленту. На слово «Ух!» надо через неё перепрыгнуть.)

Разлился ручеёк,

Золотой рожок… Ух!

Разлился водой

Холодной, снеговой… Ух!

Разлился водой

Прозрачной, ключевой… Ух!

По лесам, по болотам,

По лесным колодам… Ух!

 

 

Весенний дождь

            Поутру надел на ножки (Наклониться к полу.)

            Дождь хрустальные сапожки.

            Где наступит сапожок, (Топнуть одной ногой, затем – другой.)

            Там раскроется цветок. (Руки вверх, кисти рук, - как лепестки цветов.)

            От дождя травинки (Опустить руки, выпрямиться.)

            Распрямили спинки. (Отвести плечи назад, встать прямо.)

(Н. Полякова)

 

 

Ворона

(Болгарская народная игра)

             Эй, ворона ты, ворона,

             Где ты пропадала?

             У кого в гостях была,

             Что ты там видала?

 

             «Я была у старой бабки

             Около домушки.

             Талой там полны водой

             Бочки и кадушки».

-          Ходит кто, ходит кто

По двору старушки?

-          Ходит по двору Весна

И её подружки.

 

-          Что же нам передала

Весна-хохотушка?

-          Вам в подарок от неё

Рыжие веснушки.

 

VI. СТИХИ О ВЕСНЕ

 

    Валя и валенки

Валя на проталинке

Промочила валенки.

Валенки у Валеньки

Сохнут на завалинке.

                       (И. Демьянов)

 

 Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели –

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

Птицы с юга прилетели –

Ветки лапками согрели.

            (И. Демьянов)

 

         Зиме конец!

Зиме конец! Летит скворец

И звонко напевает:

- Идёт весна, весна красна!

Смотрите, как всё тает!

 

         Оттепель

Хорошо играть в снежки,

Да промокли

Ва-реж-ки.

Варежки у Анечки,

Валенки у Ванечки.

Что поделаешь теперь,

Если от-те-пель…

                           (В. Степанов)

 

    Весна пришла

Была зима,

Был холод, снег.

Пришла весна, -

И снега нет.

И солнце смотрит

К нам в окно.

Ушла зима, -

Пришло тепло.

 

  Апрельский дождик

Дождик, дождик,

Что ты льёшь,

Погулять нам

Не даёшь?

-Я водою дождевою

Землю мою,

Мою, мою.

                         (С. Погорельский)

 

 

            Весна

Утром было солнечно

И совсем тепло.

Озеро широкое

По двору текло.

 

     Весна-красавица

Вот ручей, вот снежок,

Вот зелёный лужок.

Играй, где понравится, -

Пришла весна-красавица.

Птицы громко поют, -

Долго спать не дают!

            (Е. Благинина)

 

            Апрель

Апрель, апрель,

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник.

                     (С. Маршак)

 

Кличем весну

Кличем с птичками весну,

Кличем девицу – красну:

«Приходи-ка ты скорей,

Нам с тобою веселей!

                     (Е.Г.Карельская)

 

            Пахнет весной

Пахнет снова весной

От тропинки лесной!

Солнце с молоточками

Трудится над почками,

Метит капелька, дрожа

В спину серого ежа!

Ёж не увернулся:

Кап! И проснулся!

                         (Г. Лагздынь)

 

 

            Весна

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

                               (З. Александрова)

 

            Сосулька

Каплями забулькав,

Плакала сосулька:

-Я хотела сесть повыше, -

Я хотела влезть на крышу.

А ступила на карниз –

И боюсь свалиться вниз!

Кап!

         Кап!

                   Кап!

                                   (Н. Полякова)

 

            Март

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна.

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!

А на улице мороз,

Снег идёт колючий

И ползут за горизонт

В белых шубах тучи.

Ждём, весна, давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето!

                               (Г.Лагздынь)

 

            Весной

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист,

Видна в проталинах земля,

Вокруг ручьи бегут, звеня,

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов…

                                     (В. Волина)

 

            Воробей весной

Как на крыше на покатой,

Воробей сидит лохматый!

Прокопченный,

Продымлённый.

Но … весною

Окрылённый!

                               (Г. Лагздынь)

 

       Март

Март прилетел,

Как птичья стая,

И снег не выдержал –

Растаял…

           (Олег Азимов)

 

Две синицы

Две синицы прилетели на сосну.

Две синицы засвистели про весну:

-Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

(В. Суслов)

 

Снеговик

Я погибну от лучей обязательно!

Ой, несите мне скорей

Круг спасательный!

                         (С. Скаченков)

 

Жалко сосульку

Я сосульку не сосу.

Я её домой несу.

Стало ей от солнца жарко.

Мне её ужасно жалко.

Пусть всё лето, целый год

В холодильнике живёт.

       (Анна Горбунова)

 

Запрещается!

Сосать сосульку – вот беда!

Нам строго запрещается.

Но почему она тогда

СОСУЛЬКОЙ называется?

                         (А. Шибаев)

 

Ручей

 Ручей бежит, бежит, бежит.

Ручей дрожит, дрожит, дрожит.

-          Ручей, откуда и куда?

-          К реке бегу из-подо льда!

                                       (В. Суслов)

 

 

VII.ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ

Раскрывает почки,

Выпускает листочки,

Деревья одевает,

Землю согревает,

Птичьим звоном полна

Красавица … (ВЕСНА).

                       (Е.Г.Карельская)

 

Белая морковка

На крыше растёт.

Солнышко припечёт, -

Морковка упадёт.

            (СОСУЛЬКА)

                                 (Е.Г.Карельская)

 

 

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт,

Гвоздь упадёт.         (СОСУЛЬКА)

 

 

Живёт – лежит, умрёт – побежит.   (СНЕГ)

Лежал, лежал, да в реку побежал.   (СНЕГ)

Белое одеяло землю одевало.

Солнце припекло – одеяло потекло. (СНЕГ)

 

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (АПРЕЛЬ)

                                               (В. Волина)

 

Солнце светит, а у нас

Крыша плачет!

Вот те раз!

Рассмеялся тут апрель:

«То не слёзы, а … (КАПЕЛЬ)!»

                                     (Е.Г.Карельская)

           

 

 

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.       (ПОДСНЕЖНИК)

(В. Мусатов)

 

Под снегом обитает,

Весной расцветает. (ПОДСНЕЖНИК)

 

Тает снежок,

Ожил лужок,

День пребывает.

Когда это бывает?           (ВЕСНОЙ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему Домашние животные

Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему Домашние животные...

картотека пальчиковых игр, артикуляционных упражнений и дыхательных гимнастик

Массаж и пальчиковая гимнастика развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша.Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся...

"Артикуляционная, мимическая и дыхательная гимнастика"

Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности,направлена на повышение профессиональной компетенции в вопросах проведения артикуляционной, дыхательной и мимической гимнастики....

Комплексы артикуляционной, мимической и дыхательной гимнастики для детей старшей логопедической группы

Комплекс предназначен для занятий с детьми старшей и подготовительной группы....

Комплекс мимических, дыхательных, артикуляционных упражнений (по лексическим темам) для детей с ТНР

Упражнения для детей с ОНР по лексическим темам среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия с использованием дыхательной, пальчиковой, мимической гимнастики и кинезиологических упражнений.

Цель: познакомить с новыми упражнениями дыхательной гимнастики и новыми кинезиологическими играми.Задачи: 1. Актуализировать ранее изученные упражнения артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнаст...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...