: Интегрированная совместная образовательная деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога), воспитателя.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Бойко Лилия Анатольевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности тифлопедагога с воспитателем для детей с нарушением зрения "Путешествие снежинки"

Авторы: учитель дефектолог Бойко Л.А., воспитатель Гайдай Е.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_snezhinki.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Интегрированная совместная образовательная деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога), воспитателя. 

Группа: старшая группа детского сада.

Контингент: дети с амблиопией и косоглазием.

Тема: «Путешествие снежинки».

Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия.

Продолжительность: 1 занятие — 25-30 минут.

Технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физкультурная минутка); ИКТ (программа MIMIO); коммуникативная (технология сотрудничества); ТРИЗ.

Фамилии и инициалы авторов: воспитатель высшей категории Гайдай Елена Николаевна,  учитель-дефектолог первой категории, учитель-логопед высшей категории Бойко Лилия Анатольевна.

Название образовательного учреждения: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга, gdoudc2@mail.ru

Краткая аннотация

Практическая реализация: конспект занятия составлен для детей с нарушением зрения старшей группы статус (амблиопия, косоглазие), соответственно календарно-тематическому планированию  по формированию предметных, пространственных представлений, развитию сенсорных эталонов; с учетом этапов лечения. 

Тема: «Путешествие капельки»

Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности с амблиопией, косоглазием; учитель-дефектолог (тифлопедагог), воспитатель.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Задачи:

Познавательное развитие:

  1. Закрепление  временных представлений.
  2. Формирование умения дифференцировать основные временные категории (части суток).
  3. Закрепление знаний по лексической теме «Зима».

Речевое развитие:

  1. Расширение и активизация словарного запаса детей.
  2. Развитие связной, диалогической, монологической речи.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Воспитание интерес к художественной литературе, формирование желания слушать и  читать книги.
  2. Развитие эмоциональной выразительности.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитание активности, желания участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.

Физическое развитие:

  1. Развитие у детей ритмических двигательных навыков; точности движений при подражании позам.
  2. Развитие мелкой и общей моторики (совершенствование координации движений, формирование умения соотносить движение с речевым высказыванием).

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие восприятия сюжетной картины (формирование умения зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, объектами, оценивать положение одного относительно других).
  2. Развитие ориентировки в макро и микро пространстве (закрепление навыка ориентировки относительно себя, окружающих).
  3.  Активизация зрительных функций: фиксация взора, прослеживающей функции глаза.
  4. Развитие зрительного внимания, памяти, воображения, восприятия (закрепление умения из частей складывать целое; восстанавливать сюжетное изображение из фрагментов).
  5. Закрепление навыка соотносить изображение предмета с контуром, силуэтом.
  6. Развитие мышления (функций анализа и синтеза).
  7. Развитие слухового внимания (умения слышать и различать различные шумы и звуки), быстрой реакции на сигналы.
  8.  Развитие осязательного восприятия при нахождении заданного объекта на ощупь.

Оборудование:

  1. Иллюстрации по лексической теме «Зима» (целые и с вырезанными фрагментами).
  2. Снежинки разной формы, силуэты к ним.
  3. Разрезные картинки.
  4. Снежные комки разных размеров на липучке.
  5. Музыкальные записи, музыкальный центр.
  6. Корзины (зеленые, желтые), цветные карандаши.
  7. Светлый фон для индивидуальной работы.
  8. Подставки для детей со сходящимся косоглазием.
  9. Лазерная указка.
  10. Презентация в программе MIMIO, интерактивная доска, компьютер.
  11. Мягкие подушки белые по цвету.
  12. Бейджики с контурным изображением снежинки определенного цвета.

Конспект занятия «Путешествие снежинки»

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационный момент.

- Ребята, послушайте стихотворение: 

Ай да зимушка – зима 

Как украсила дома! 

Побелила всё вокруг, 

На всех крышах белый пух. 

Будут горки во дворе, 

На забаву детворе. 

Любят зиму, ребятишки? 

– И девчонки? И мальчишки? 

- Ребята, вы догадались, о каком времени года мы будем сегодня говорить? 

- Я хочу послушать, что вы знаете о зиме.

Скажите, какая погода может быть зимой?
- Если на улице идёт снег, то погода… 

Дети – Да!

Дети – Да!

- О Зиме.

Снег – снежная

Мороз – морозная

Ветер – ветреная

Холод - холодная

2.Основная часть занятия.

- Ребята, зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. А откуда берется снег?

- Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше. Каждая из них неповторима. Давайте найдем к каждой снежинке свой силуэт. 

- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. 

Упражнение для коррекции зрения. 

- Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.


Все! На землю улеглись.

Глазки закрываем. Глазки отдыхают. 

- Ребята, послушайте, что это за звуки? (первый слайд)

Где их можно услышать?

Педагог предлагает детям посмотреть на слайд и рассказать, что они там видят.

- Хорошо, молодцы ребята, опять ветер подул и полетели снежинки дальше. Повернитесь через правое плечо, покружитесь и тихонечко сядьте на сугроб.

На фланелеграфе сюжетная картина «Зима в деревне» с вырезанными фрагментами.

- Ребята, куда, мы с вами попали? Непонятно! Поможете мне восстановить картину?

Педагог показывает второй слайд презентации. Просит сравнить обе картины.

- Чем отличаются картины?

- Как вы узнали, что это деревня.

- Что еще вы видите на картине?

- Какое время суток изображено?

- Какие звуки вы слышите?

- Ребята, дом к которому идет мальчик из чего построен.

Давайте посмотрим на него поближе.

Опишите его. Из каких частей он состоит? Какой он по размеру. Какой по форме?

Предлагаю вам сконструировать похожий дом из палочек.  «Конструирование из палочек»

Ребята, что это за шум?

Закружил ветер снежинки, и полетели они дальше.

Давайте встанем вкруг и через левое плечо повернемся два раза.

- С неба падают снежинки. Капельки воды замерзают когда холодно.

Дети подбирают на фланелеграфе к снежинкам силуэты.

Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети смотрят вверх и вниз.

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Закрыть ладошками глаза.

- Едут машины, шум транспорта. Такие звуки можно услышать на улице, в городе.

- Падает снег. Ездят машины, автобусы. Люди переходят дорогу. Автобус останавливается на остановке, люди заходят в автобус.

Дети кружатся, садятся на подушки.

- В зимний лес. В деревню.

- Да.

Дети по очереди подходят к фланелеграфу и восстанавливают фрагменты на картине.

На картине в презентации нет птицы и мальчика.

- Много деревянных домов.

- Церковь, мост, мальчик идет домой, птица сидит на ветке.

- Вечер.

- Хруст снега, пение птицы, звон колоколов, шум ветра.

- Из дерева, бревен (деревянный, бревенчатый).

Он двухэтажный, большой, с острой крышей. Есть крыльцо, окна.

Дети самостоятельно по представлению выкладывают дом из палочек.

- Ветер сильно дует. Вьюга, метель.

Звучит музыка, дети кружатся. Если музыка затихает дети приседаю, звучит громче - продолжают кружится.

4.Индивидуальная работа.

Игра «Лабиринты» (развитие зрительно-моторной координации).

Педагог предлагает детям сесть за столы.

- Ребята, чтобы узнать куда мы попали, вам нужно пройти путь по тропинке такого же цвета, как карандаш в вашем стаканчике.

- Куда мы с вами попали?

Педагог открывает 4 слайд.

- В какое время суток?

- Давайте представим, что мы с вами находимся в этой деревне.

- Что вы видите на картине?

- Какие звуки вы слышите?

- А за что же мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время. 

Педагог открывает 5 слайд и просит детей рассказать что они видят на картине? Какие звуки слышат?

- А давайте с вами тоже поиграем в веселые зимние игры. Например, в снежки. Подвижна игра «Снежки».


- В снежки мы с вами поиграли. Весело было? Давайте отдохнем и слепим снеговика.

Педагог предлагает детям из «комков» разных по размеру собрать снеговика.

Игра на дифференциацию геометрических фигур по размеру «Собери снеговика».

- Ребята, путешествие у нас было долгое, длинное, давайте сядем на сугробы и понаблюдаем за снежинкой, которая полетит дальше. Развитие прослеживающей функции глаз.

Дети, ориентируясь на цвет карандаша, проходят по лабиринту.

- В деревню.

- Днем.

Дом, телегу, собаку….

Шум ветра, цокот копыт лай собаки, вой волка.

- Гулять, играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, строить замки и горки.

Дети делятся на две команды и перекидывают снежки из корзины в корзину на расстоянии.

Ребята следят глазами за движением лазерной указки по тренажеру. Звучит тихая музыка.

Педагог открывает 6 слайд.

- Посмотрите, ребята, кто встретился на пути снежинки?

- Что он делает?

- Что за звук вы слышите?

- Дед Мороз на санях летает. Собирает письма, которые ему дети написали. Готовит подарки. Наблюдает за детьми.

- В чем он подарки возит?

- Ребята, что это (достает мешочек красного цвета)? Посмотрите тут письмо. Давайте прочитаем.

Игра «Чудесный мешочек».

- Дорогие дети, у меня для вас задание, если вы его выполните, то подарки, которые я прислал, будут ваши.

Дед Мороз.

Летит на санях, к детям. Скоро Новый год.

- Звон бубенчиков.

- В большом красном мешке.

Дети на ощупь обследуют предмет, описывают его, называют.

5.Итог занятия.

- Ребята, вам понравилось путешествовать со снежинкой?

Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога) по развитию осязания и мелкой моторики на тему: «Камушки» Вторая младшая группа

Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности  учителя-дефектолога (тифлопедагога)  по развитию осязания и мелкой моторики на тему: «Камушки»  Вторая младшая группа...

конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Спешим на помощь животным жарких стран»

В данном материале отражен комплексный подход к построению структуры НОД  для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основная цель - формирование элементарных математических представлений реа...

Интегрированная совместная образовательная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя Тема: Мир профессии.

Интегрированная совместная образовательная деятельность  учителя-дефектолога  и  воспитателя  Тема: Мир профессии....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми в подготовительной группе «Безопасность на дороге»

Цель: Формирование основ безопасного поведения на дорогах.Образовательные задачи:1.  Закрепить знания правил дорожного движения.2.Расширить знания о видах транспорта, находить отличия между ...

Конспект интегрированной совместно организованной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя с детьми с ЗПР подготовительного возраста «Разноцветная осень».

Автор: Баранова Елена ПавловнаДолжность: учитель-дефектолог, логопедУчебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида  №193Населённый пункт: г. ИвановоНаименование материа...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда  в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»...