Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Ахмадишина Рифа Рашитовна

Рабочая программа педагога-психолога для занятий с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_podgotavitelnoy_gruppy.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №20» г.Усинска

Дополнительная образовательная программа

«Развитие эмоционального мира дошкольника»

Направленность: социально-нравственная

   

Для воспитанников 6-7 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель: педагог-пситхолог

Ахмадишина Р.Р.

г.Усинск

 

Пояснительная записка

         В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитие эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский  и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.   Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.  

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков  или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и с друг другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу  их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

 Дополнительная программа «Давай познакомимся!», автор И.А.Пазухина.

Цель: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Задачи:

  • Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
  • Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
  • Помогать ребенку прожить определенное  эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
  • Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, корректировать его нежелательные черты характера и поведении;
  • Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на год, состоит из  32 занятий, который проводится 1 раз в неделю с продолжительностью 30 минут. Занятие проводится в кабинете психолога и строится в доступной, интересной форме и по единой схеме. На занятиях используются различные методы и приемы, позволяющие детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. Методы:

  • наглядный;
  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • практический;
  • словесный;
  • проблемное обучение;
  • игровой.

      Приемы:

  • наглядно-зрительный;
  • тактильно-мышечный;
  • предметно-наглядный;
  • наглядно-слуховой;
  • совместная деятельность педагога и ребенка;
  • уточнение и воспроизведение известных действий по образцу;
  • подвижные игры;
  • имитационные движения;
  • рассказ;
  • объяснение;
  • пояснение;
  • творческое использование готовых заданий;
  • самостоятельное добывание знаний;
  • сюжетные занятия.
  • развивающие игры;
  • упражнения;

Во время занятий ребенок сидит на стульчике или на ковре. В начале и в конце занятий может использоваться  ритуальная игра, упражнения  для настроя. Почти каждое занятие завершается созданием ребенка какого-либо рисунка. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученное  ходе занятия.

Ожидаемые результаты:

Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», ребенок подготовительной  группы будет знать и уметь следующее:

Знать:

  • что означает его имя;
  • об относительности в оценке чувств;
  • о связи и взаимосвязи человека и животного;
  • историю собственной семьи.

Уметь:

  • понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  • устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  • выражать свои чувства;
  • рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
  • оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • принимать гостей у себя дома;
  • общаться, несмотря на разницу желаний, и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки.

              Формы подведения итогов реализации программы.

Для определения усвоения программы  в начале и в конце учебного года проводятся исследование личностных особенностей детей: методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Дерево»

Учебный материал распределен по разделам, разделы по темам. Краткая характеристика разделов:

Раздел 1. «Я и Я» (Темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой», «Я расту, изменяюсь»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности, свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Раздел 2. «Я и другие» (Темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки», «Дружба-это помощь», «Дружба»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей. На формирование внимательного отношения к людям и к друг другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Раздел 3. «Я и мои эмоции» (Темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши эмоции», «Как помочь сердитому человеку», «Я учусь не драться», «Мои чувства, мое настроение», «Эмоции и чувства»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел 4. «Я и животные» (Темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животным»).  Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой. Умения изображать животных, используя различные выразительные средства; умения переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

Раздел 5. «Я и моя семья» (Темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета», «Я люблю  маму-мама любит меня», «Я люблю папу-папа любит меня», «Я люблю мою семью - моя семья любит меня»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребёнком своего места в семье и понимание, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

В конце года проводятся итоговые занятия. Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребёнком самого себя и оптимизация самооценки ребёнка. 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Цветные карандаши
  • Альбомные листы
  • Игрушки: мяч, домашние и дикие животные
  • Маски различных животных
  • Магнитофон и кассеты с записью спокойной музыки, звуков природы
  • Платки, шарфики
  • Карточки с изображениями различных эмоций
  • Очки, зеркало.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Название разделов, тем

Всего количество часов

Теория

Практика

1.

Я и Я

Занятие 1. Тема «Тайна моего имени».

Занятие 2. Тема «Автопортрет».

Занятие 3. Тема «Мой внутренний мир».

Занятие 4.Тема «Мой любимый сказочный герой».

 Занятие 5. Тема «Я расту, изменяюсь».

5

2

3

2.

Я и другие 

Занятие 1. Тема: «Мы так похожи».

Занятие 2. Тема: «Мы такие разные».

Занятие 3. Тема: «Язык жестов и движений».

Занятие 4. Тема: «Давайте жить дружно».

Занятие 5. Тема: «Мальчики и девочки».

Занятие 6. Тема: «Дружба-это помощь».

Занятие 7. Тема: «Дружба».

7

2

5

3

Я и мои эмоции 

Занятие 1. Тема: «Радость».

Занятие 2. Тема: «Удивление».

Занятие 3. Тема: «Страх».

Занятие 4. Тема: «Гнев».

Занятие 5. Тема: «Горе».

Занятие 6. Тема: «Интерес».

Занятие 7. Тема: «Как помочь сердитому человеку».

Занятие 8. Тема: «Я учусь не драться».

Занятие 9. Тема: «Мои чувства, мое настроение».

Занятие 10. Тема: «Эмоции и чувства».

Занятие 11. Тема: «Наши эмоции».

11

5

6

4

Я и животные 

Занятие 1. Тема: «Мой ласковый и нежный зверь».

Занятие 2. Тема: «Общение с животным».

2

1

1

5

Я и моя семья 

Занятие 1. Тема: «С кем я живу».

Занятие 2. Тема: «Правила домашнего этикета».

Занятие 3. Тема: «Я люблю  маму - мама любит меня».

 Занятие 4. Тема: «Я люблю папу - папа любит меня».

Занятие 5. Тема: «Я люблю мою семью - моя семья любит меня».

5

4

1

6

Итоговое занятие 

Занятие 1. Тема: «Путешествие в сказку».

Занятие 2. Тема: «Я знаю, я умею, я могу!».

2

1

1

Итого

32

15

17

Содержание

  1. Раздел «Я и Я» (5 часов)

Занятие 1. Тема «Тайна моего имени». Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени. Игры «Что означает мое имя», «Имя растет», «Взрослое имя», «Цветок-имя», Мы очень любим», «Имя шепчет волны». Рисунок «Ромашка с именем».

Занятие 2. Тема «Автопортрет». Цель: помочь ребенку понять собственную индивидуальность. Игры «Составь фоторобот», «Найди друга», «Встань по порядку», «На кого я похож», «На границе».

Занятие 3. Тема «Мой внутренний мир». Цель: учить ребенка описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание ребенка к себе, своим переживаниям. Игры «Мой внутренний мир», «Солнечный зайчик», «Выдуманная биография», «Угадай, кто я». Рисунок «Ладошка».

             Занятие 4. Тема «Мой любимый сказочный герой». Цель: способствовать   самовыражению ребенка; продолжить учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Игры «Знакомство со сказочным героем», «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя», «Кто здесь  кто?». Рисунок «Карнавал сказочных героев».

Занятие 5. Тема «Я расту, изменяюсь». Цель: учить ребенка принимать самого себя, концентрировать свое сознание на себе. Игры «Я - маленький, я - большой», «Интервью», «Умел – умею – буду уметь», «Театр».

  1. Раздел «Я и другие» (7 часов)

Занятие 1. Тема: «Мы так похожи». Цель: обеспечить профилактику социальной дезадаптации ребенка. Игры «Ветер дует на…», «Снежная королева», «Елочка», «Зеркало», «Волшебник», «Озвучание».

Занятие 2. Тема: «Мы такие разные». Цель: учить различать индивидуальные особенности ребенка в группе. Игры «Интервью», «Поздравляю», «Я взрослый», «Мое будущее», «Угадайка», «Испорченный телефон», «Фоторобот». Рисунок «Загримируй лицо человека».

Занятие 3. Тема: «Язык жестов и движений». Цель: дать ребенку начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы. Игры «Иностранец», «Березки», «Волшебный карман», «Цирк», «Изобрази сказку», «Смелый мальчик», «Сурдоперевод».

 Занятие 4. Тема: «Давайте жить дружно». Цель: формировать чувства доверия и принадлежности. Игры «Гомеостат», Живая скульптура», «Сиамские близнецы», «Строим цифры», «Печатная машинка», «Камушек в ботинке», «Сбор рукопажатий»

         Занятие 5. Тема: «Мальчики и девочки». Цель: гармонизировать личность ребенка, формировать адекватную самооценку. Игры «Наши отношения», «Кто сильнее», «Спящая красавица», «Защитники девочек». Рисунок «мальчики и девочки».

Занятие 6. Тема: «Дружба-это помощь». Цель: формировать социальное доверие и социальную активность. Игры «Помоги другу, или самая дружная пара», «Пересядьте все, кто…», «Паровозик», «Кого укусил комарик».

Занятие 7. Тема: «Дружба». Цель: развивать социальные эмоции, формировать чувства доверия и позитивное отношение к друзьям. Игры «Подари подарок другу», «Волшебник». Рисунок «Дружба».

3. Раздел «Я и мои эмоции» (11 часов)

Занятие 1. Тема: «Радость». Цель: познакомить ребенка с эмоцией радости. Игры «Маски», «Относительность радости», «Изобрази», «Встреча с другом». Рисунок «Ромашка радости».

Занятие 2. Тема: «Удивление». Цель: расширять представления об эмоции удивления. Игры «Зеркало», «Изобрази», «Маски», «Фантазии», «Театр», «Круглые глаза». Рисунок «Чудеса».

Занятие 3. Тема: «Страх». Цель: расширять представления об эмоции «страха». Игры «Страх – это…», «Маски», «Рыбаки и рыбки», «Театр», «Что в углу», «Книга страхов».

Занятие 4. Тема: «Гнев». Цель: расширять представления об эмоции «гнев». Игры «Толкование», «Порви круг», «Хмурый орел», «Маски», «Руки знакомятся».

Занятие 5. Тема: «Горе». Цель: расширять представления  об эмоции «горе». Игры «Театр», «Мне грустно, когда…», «Маски», «Золушка», «Дружба начинается с улыбки». Рисунок «Печальный человек».

Занятие 6. Тема: «Интерес». Цель: расширять представления об эмоции «интерес». Игры «Театр», «Любопытный», «Маски». Рисунок «Мне интересно».

Занятие 7. Тема: «Как помочь сердитому человеку». Цель: развивать социальные эмоции, формировать позитивное отношение к другим. Игры «Я сержусь», «Миша рассердился», «Мама рассердилась», «Ласковое имя».

Занятие 8. Тема: «Я учусь не драться». Цель: развивать социальные эмоции, умение самостоятельно решать проблемы. Игры «Оживи картинку», «Не хозяин чувств», «Стоп, кулак! А как?», «Сказочная страна», «Театр».

         Занятие 9. Тема: «Мои чувства, мое настроение». Цель: гармонизировать личность ребенка, повышать степень самопринятия. Игры «Имя-движение», «Ворота», «Хорошее слово». Рисунок «Нарисуй домик для солнечного зайчика».

Занятие 10. Тема: «Эмоции и чувства». Цель: развивать социальные эмоции, обучать приемам саморегуляции. Игры «Связующая нить», «Смешинка», «Похвалики», «Два мешочка», «Копилка трудностей», «Сверточек».

Занятие 11. Тема: «Наши эмоции». Цель: закреплять полученные знания об основных эмоциях. Игры «Угадай эмоцию», «Прочитай письмо», «Джинн», «Встреча эмоций», «Полярные эмоции», «Зеркало». Рисунок «Поезд эмоций».

  1. Раздел «Я и животные» (2 часа)

Занятие 1. Тема: «Мой ласковый и нежный зверь». Цель: закреплять знания ребенка о внешнем виде, повадках животных. Игры «Животные», «Зоопарк», «Маски», «На кого я похож», «Доброе животное». Рисунок «Несуществующее животное».

Занятие 2. Тема: «Общение с животным». Цель: обеспечить адекватное ролевое развитие детей и развивать творческие способности. Игры «Злая змея», «Разминка», «Змея кусает свой хвост», «Добрый змей», «Доброе слово змею». Рисунок «Добрый и красивый Змей».

  1. Раздел «Я и моя семья» (5 часов)

         Занятие 1. Тема: «С кем я живу». Цель: продолжать формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях. Игры «Обязанности в семье», «Родители и дети», «Фантазии», «как сделать родителей счастливыми?». Рисунок «Мое генеалогическое дерево».

         Занятие 2. Тема: «Правила домашнего этикета». Цель: продолжать учить детей ценить доброе отношение к ним их близких и отвечать им заботой, добротой, лаской и вниманием. Игры «на меня в обиде мама», «Как попросить прощение», «Встань на его (ее) место», «Мы очень любим». Рисунок «Мы – вместе».

Занятие 3. Тема: «Я люблю  маму - мама любит меня». Цель: формировать доброжелательное отношение к близким, продолжить учить ценить маму, помогать ей. Игры «Погодный массаж», «Ехал Грека..». Работа со сказкой. Рисунок «Как я люблю мою маму».

Занятие 4. Тема: «Я люблю папу - папа любит меня». Цель: формировать доброжелательное отношение к близким, продолжить учить ценить папу, помогать ему. Игры «Погода на спине», «Я очень хорошая киска», «Угадай, кто зарычал», «Папа и две сестры». Рисунок «Как я люблю моего папу».

         Занятие 5. Тема: «Я люблю мою семью - моя семья любит меня». Цель: закреплять формированные чувства семейной сплоченности, взаимоотношений в семье. Игры «Кидаемся словами», «Хочу – не хочу», «Руки – волны», «Я люблю свою семью, потому что…», «Имя моей мамы похоже…», «Не думай, что мы тебя не любим». Рисунок «Нарисуем свою семью в виде цветов».

  1. Итоговое занятие (2 часа)

Занятие 1. Тема: «Путешествие в сказку». Цель: закреплять полученные знания, умения; развивать навыки общения со сверстниками, друзьями и близкими. Игры «Имя шепчут волны», «Врасти в землю», «Радуга», «Комплименты», «Узнай эмоцию на ощупь». Рисунок «Иллюстрации к сказке».

Занятие 2. Тема: «Я знаю, я умею, я могу!». Цель: закреплять полученные знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своем отличии от других; формировать у ребенка адекватную самооценку; продолжать учить позитивным способам общения. Игры «Связующая нить», «Цветик – семицветик», «Расколдуй девочку», «Предмет по кругу», «Словарик», «Закончи предложение». Рисунок «Картинка по кругу».

Литература

  • Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.
  • Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. Екатеринбург, 1997.
  • Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1995.
  • Калинина P.P. В гостях у Золушки. Псков, 1997.
  • Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
  • Князева O.JL, Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
  • Кряжева H.JT. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
  • Любина Г. Как тебя зовут?// Дошкольное воспитание. 1997. №8. С.7.
  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
  • ЧистяковаМ.И. Психогимнастика. М., 1995.
  • Твоё        имя / Сост. И.Воробьёва. М., 2000.
  • Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.
  • И.А.Пазухина        . «Давай познакомимся!».Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...