Главные вкладки

    «Традиции русской культуры как средство воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения».
    статья по коррекционной педагогике по теме

    Халангот Елена Константиновна

                               Красоту, чистоту мы у старших берём,

                               Саги, сказки из прошлого тащим,

                               Потому, что добро остаётся добром

                               В прошлом, будущем и настоящем.              

                                                                      (В.Высоцкий).                                                                   

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Традиции русской культуры как средство воспитания, обучения и развития детей    с нарушением зрения».

                                                     

                                                       Давайте детям больше и больше содержания

                                                      общего,   человеческого,   мирового,    но      

                                                      преимущественно старайтесь знакомить их

                                                      с этим через родные и национальные явления.

                                                                                                          В. Белинский.

         

          Проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остаётся весьма актуальной и значимой.

          Источником знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками  и свойствами предметов. Термин «сенсорный» произошёл от латинского sensus – восприятие, чувство, ощущение. Снижение  остроты зрения, нарушение цветоразличения, бинокулярности, стереоскопии и глазодвигательных функций приводит к тому, что скорость, точность, полнота зрительного анализа и синтеза страдают, из-за чего процесс развития речи, памяти, воображения протекает своеобразно и специфично. Слабовидящие дети часто испытывают затруднения при описании предмета, составлении последовательного рассказа. Недостаточность конкретной информации об окружающей реальности не позволяет слабовидящим детям всегда правильно понимать взаимосвязи и взаимозависимость в предметном мире, классифицировать и дифференцировать  предметы по их общим, отличительным или функциональным свойствам.

          Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственно чувственного опыта и обедняют представления ребёнка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребёнка с нарушением зрения. Чем раньше появляется сенсорный дефект, тем большие сложности и трудности возникают у ребёнка при ориентации в окружающем. Это подчёркивает необходимость раннего

    выявления дефекта и обеспечения на основе знаний о степени  его выраженности, характере, структуре и возможных влияниях на психическое развитие ребёнка, проведение коррекционного лечения, воспитания и обучения. Знание особенностей сенсорного развития детей с нарушением зрения необходимо для того, чтобы правильно организовывать условия для систематического упражнения и совершенствования сенсорной сферы ребёнка и его всестороннего развития и воспитания.

          Умение рассматривать предмет, наблюдать, выделять его из окружающей обстановки – т.е. процесс саморегуляции  зрительного анализа и синтеза  в норме начинают складываться к началу старшего дошкольного возраста. У слабовидящих детей целенаправленный процесс зрительного восприятия растягивается во времени, поэтому требуются специальные коррекционные условия для формирования компенсаторных способов зрительной ориентации за счёт словесной регуляции, расчленения процесса восприятия на отдельные подэтапы и этапы по уточнению, конкретизации, обогащению зрительной информации.

          Изучение особенностей сенсорного развития  детей с патологией зрения диктуется определенным пониманием своеобразия, природы и механизмов восприятия в условиях зрительного дефекта и знаниями общих закономерностей, определяющих ход психического развития ребенка в целом.

    Эта зависимость уже чётко определена в тифлопсихологии и тифлопедагогике, где достаточно много информации об обедненности чувственного опыта у слепых и слабовидящих детей.

          Весьма важно изучить вопрос осознания детьми своего сенсорного дефекта, так как это может служить основой для ориентации детей на использование сохранных анализаторов и других психических функций для приспособления к окружающей действительности.

          Экспериментальными исследованиями выявлено, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознании предметов, их свойств и качеств, не

    используют в полной мере сохранные анализаторы. Во-первых, в силу того, что эти анализаторы недостаточно развиты и требуют специальной разработки. Во-вторых, из-за недостаточности специальных методик по развитию функций сенсорных анализаторов мало внимания уделяется этой важной стороне компенсации нарушения зрения.

         Умение узнавать предметы по их характерным признакам имеет большое значение для самостоятельной ориентировки ребёнка в окружающей  среде. Чем больше органов чувств  взаимодействуют в этом процессе, тем успешнее идёт опознание предметов.

          Важнейшее направление работы ДОУ для детей с нарушением зрения – это создание благоприятных условий для накопления дошкольниками зрительного сенсорного опыта. Из научно-практической литературы видно, что объём и качество этого опыта, его уровень определяются многими факторами, которые можно разделить на две группы: внутренние и внешние факторы.

          Под внутренними факторами мы понимаем то, что объективно определяет индивидуальные возможности каждого ребёнка в накоплении им сенсорного опыта. К таким факторам относятся:

    - степень и характер зрительной депривации разных уровней зрительной системы,

    -  структура нарушений связей между функциональными, операционными и мотивационными механизмами зрительного восприятия;

    - качественные показатели каждого из этих механизмов (показатели сохранности зрительных функций, уровень сформированности перцептивных действий и операций, наличие и сила проявления интереса к познанию окружающего);

    - общий уровень психофизического и личностного развития ребенка  (сформированность высших психических процессов, обеспечивающих

    качество отражения окружающего мира в произвольной познавательной деятельности);

    -   наличие сопутствующих заболеваний.

          Учёт всего комплекса обозначенных внутренних факторов позволяет тифлопедагогу осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в управлении развитием зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения, выработать стратегию и тактику целенаправленного обогащения зрительного сенсорного опыта детей: - либо приоритет отдаётся созданию условий, выбору педагогических приёмов, направленных на включение индивидуально развивающейся зрительной системы в жизнедеятельность ребёнка. Как правило, такого подхода требуют дети  с остаточным зрением. Средствами достижения педагогического воздействия являются систематическая стимуляция зрительной системы, формирование предметных представлений и обогащение сенсорного опыта на основе всех сохранных анализаторов, развитие предметной деятельности, в которой формируются целенаправленные движения. Либо, акцент педагогического воздействия обеспечивает компенсаторную роль мотивационного механизма в становлении зрительного восприятия с последующим целенаправленным формированием у детей с низкими функциональными возможностями целостных зрительных представлений об окружающей действительности.

          Такой подход должен обеспечить слабовидящим детям становление доминирующей роли зрительной системы во всей сенсорно-перцептивной организации, что соответствует онтогенезу дошкольника. Важнейшими средствами педагогической работы является широкое ознакомление слабовидящего малыша с окружающим и систематическое его обучение способам внешней обследовательской деятельности, целенаправленное обучение способам зрительного восприятия. Либо, педагогическое воздействие будет определенно направлено на совершенствование и

    включение имеющегося у ребёнка зрительного сенсорного опыта в различные

    виды детской деятельности с конечной целью произвольного качественного функционирования зрительной системы без прямого руководства со стороны взрослых.

          Внешние факторы – это то, с  помощью чего можно воздействовать на развитие, совершенствование, активизацию зрительной деятельности в частности и зрительного восприятия как психического познавательного процесса в целом. Внешние факторы, способствующие накоплению слабовидящим малышом зрительного сенсорного опыта можно разделить на несколько групп: окружающая ребёнка среда; разнообразие видов и соотношений совместной деятельности ребёнка и взрослого в коррекционно-педагогическом процессе; условия повседневной жизни ребёнка как фон его эмоционально-личностного состояния; систематичность и качество лечебно-восстановительного процесса.  

          Анализируя практическую деятельность можно сделать вывод, что сенсорному развитию детей уделяется достаточное внимание. В специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида созданы все условия для упражнения сенсорных функций, чтобы дети систематически тренировались в различении, классификации, дифференциации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.

         Одним из эффективных средств сенсорного развития являются дидактические игры и упражнения. В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идёт формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется не только в дидактических играх, но и на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и

    умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т. д.  Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула даёт хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.

          Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

    -  специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

    - организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.),  в играх, бытовой деятельности.

          Второе направление хочется рассмотреть подробнее. В коррекционные задачи, планирующиеся на занятиях, обязательно входят и развитие зрительного внимания, и восприятие цвета, и развитие анализаторов, и развитие микроориентировки, и развитие осязательного восприятия, и др. Расширение чувственного опыта детей на основе ознакомления с окружающим, совершенствования сторон речи, обогащение зрительных представлений, развитие микроординации – все эти  и другие коррекционные задачи можно решить на очень интересном и доступном материале: на традициях русской культуры,  декоративно-прикладном искусстве, устном народном творчестве. В народном искусстве заложены большие обучающие, развивающие, воспитательные возможности.

          Среди богатого арсенала сложившихся в народе педагогических традиций  существуют способы и приёмы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности. Это такие качества личности, которые помогают человеку выживать в самых трудных условиях, не терять веры в себя, надеяться на лучшее и стремиться к лучшему.

         Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, дисбалансом, падением морального общественного тонуса. Особенно актуально это для детей с нарушением зрения. Поэтому важно воспитывать в детях определённый «стоицизм» к негативным средовым воздействиям, обеспечивающий сохранение душевного равновесия как «экологически» необходимого.

          Приобщаясь к народной культуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познаёт мир и людей. Познание окружающего мира, приобщение ребёнка к социальным взаимоотношениям в данном случае  происходят не путём прямого наставления, а посредством наталкивания на размышления. Тем самым передаётся и усваивается не конкретный опыт, зафиксированный в содержании того или иного народного воспитательного средства, а мысль, выведенная из этого опыта. Это особенно убедительно подтверждается в народных сказках.

         Целый мир разнообразных образов  и персонажей окружает детей младшего возраста в пестушках, заговорах, потешках, прибаутках, сказках. Через них они познают окружающий мир, осваивают родной язык, начинают понимать, что такое добро и зло.

         В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребёнка. Так, например, при исполнении потешки «Сорока» водят круговыми  движениями пальцев по ладошке ребёнка, такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи (развитие сохранных анализаторов), лёгкие поглаживания животика, спинки, пяточек в потешке «Ласочка» - один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация; разминание ножек, движения ручек, головки, приседания и наклоны во

    многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной энергии (чем не физкультминутка); несильное постукивание по тельцу ребёнка, хлопки в ладоши, удары локотками в потешках «Ой, Ванечка-дружок», «Ладушки», «Локотки» тонизируют обмен веществ (что немаловажно для детей с нарушением зрения, ведущим малоподвижный образ жизни).

         Основное значение прибауток – развеселить, рассмешить детей. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, сравнивает, познаёт неведомые ему явления, через сюжеты песен знакомиться с окружающим миром, голосами птиц и животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.

          Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировки памяти, информативного запаса.

          Существует определённый вид прибауток – небылицы или перевёртыши, как назвал их К.И. Чуковский. Когда ребёнок прочно усвоил явления и предметы действительного мира, он позволяет себе произвольное, нелепое обращение с ними и при этом ему доставляет удовольствие сознавать, что он-то знает, как всё бывает на самом деле. Небылицы, чепуха, перевёртыши – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Можно построить на этом материале занятие по рисованию, аппликации, развитию речи. Вместе с детьми  изобразить (нарисовать, сделать аппликацию, слепить, придумать, продолжить) знакомую небылицу или придуманную свою.

                            Как петух в печи пироги печёт,

                            Кошка на окошке рубаху шьёт,

                            Поросёнок в ступе горох толчёт,

                            Конь у крыльца в три копыта бьёт,

                            Уточка в сапожках избу метёт.

          Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение.

           Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение – не простая сумма представлений. Они изменяются, комбинируются в голове ребёнка, складываются в новые образы.

          Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но, как и упоминалось выше, особое значение имеют разнообразные детские игры (в том числе и дидактические), чтение детской художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание потешек, загадок, знакомство с изобразительным искусством классическим и народным. Для развития воображения целесообразно использовать и специальные упражнения: словесные описания неизвестных животных, придумывание других окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, создание разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простой фигуры, например, круга,  придавая ему черты того или иного предмета.

         Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, древо жизни, птицы, животные, причём в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Для

    ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством  обычно используются предметы быта, народные игрушки. Это не только доступно  - дети могут взять изделие в руки, обследовать его, частично рассмотреть и полностью, ощутить его вес, узнать форму, цвет или роспись, налепы, из какого материала сделано и т.д., но и вызывает живой эмоционально-положительный отклик. Дети искренне радуются, рассматривая, обследуя яркую, красочную дымковскую игрушку, матрёшку, хохломскую ложку, их веселят движущиеся богородские игрушки, а изделия тульских мастеров - печатные пряники, можно и съесть. Эти изделия дети могут воспроизводить в своём творчестве: слепить, расписать, можно расписать плоскостное изображение, вырезанное из бумаги, сделать аппликацию по мотивам народного узора, вышить салфетку, сделать и нарядить куклу из ткани.

          Проводя занятия на материале народного творчества, детей учат, играя, а так же решая все коррекционные задачи. Даже на занятиях физической культурой используются русские народные подвижные игры, отвечающие требованиям развития и обучения детей с учётом дефекта. Например, хороводные игры. Их целью является совершенствование ходьбы по кругу, держась за руки. Хоровод – это подчинение ритму и гармонии, это удовольствие, это объединение всех в единую замкнутую цепочку. Согласно Платону, хоровод был назван так из-за внутреннего сродства со словом «радость» (chara). Субъективно проявляемые в процессе совместных игр, песен и плясок, т.е. со-действий, чувства со-радования создавали поле особого магнетизма, находясь в котором люди открывали для себя их собственный внутренний, доселе неведомый потенциал: ощущали прилив телесных сил, активное желание двигаться, душевную расположенность к окружающим, доброжелательность, общий духовный подъём. Не случайно хороводы самые распространённые праздничные действа на Руси, не

    случайно во все проведённые комплексные занятия, праздники и развлечения я включала и включаю  хоровод.

           Для развития прослеживающей функции глаза можно использовать русские народные игры из сборника И. Панкеева «Русские народные игры» «Лови мяч» и  «Переброска».

           Темнота производит на человека неприятное впечатление. В темноте невольное чувство страха охватывает даже людей рассудительных. Почему? Потому что мы привыкли видеть предметы, издалека уже замечать все движения. При свете, да ещё и видя, мы знаем, какая опасность грозит нам, и можем принять меры. А в темноте, или человеку с остаточным зрением, или тотально слепому, когда неизвестно, что вокруг нас происходит, чувство самосохранения беспрестанно побуждает нас остерегаться. Воображение, не удерживаемое в границах видимыми предметами, окружает и пугает нас бесчисленными опасностями. Это чувство утраты реальности, эта беззащитность в темноте весьма неприятны. Победить эти ощущения с помощью трезвых рассуждений обычно не удаётся. Значит, надо освоить человека с темнотою, приучить его «видеть» ушами и руками. Вот и ещё одна коррекционная задача, решаемая  русскими народными играми. Где весело – оттуда страх бежит. В вышеупомянутом сборнике И.Панкеева есть игры и для младшего возраста: «Мяу!», и для старшего: «Сторожа и воры».

          Практика показала, что дошкольники любят дидактические игры, которые их увлекают и доставляют им удовольствие. Благодаря такой занимательности дидактические игры активизируют развитие способностей и формирование знаний, умений и навыков. В дидактических играх совершенствуется опыт детей по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а также  использованию этих эталонов в характеристике реальных предметов и явлений.

          Разрабатывая занятия на материале народного творчества, для предварительной работы я придумывала дидактические игры и упражнения по изучаемой теме в соответствии с коррекционными задачами:

    - для развития мыслительной деятельности: «Сложи картинку» (наклеивается на картон крупная яркая картинка, н-р, иллюстрация к потешке и разрезается на 4 – 6 частей);

    «Составь из частей целое» (наклеивается на картон крупное изображение декоративно расписанного предмета, н-р, доска с городецким узором, гжельская посуда и разрезается на части).

    - для развития мелкой моторики рук: «Нанижи бусы для куклы», «Прошнуруй тесьму к сарафану».

         Со счётными палочками мы играли, выкладывая избушки для Лисы и Зайца, причём избушка Зайца была тёплого цвета (лубяная), а Лисы – холодного  (ледяная). Обводка для последующего украшения – это роспись плоскостных изображений предметов с декоративной росписью (по программе: хохломская, дымковская, городецкая и др. Создание узора из элементов: «Укрась фартук», «Платок для матрёшки», «Жостовский поднос», «Кокошник».

            Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребёнка, но и способствует коррекции зрения и зрительного восприятия. В процессе такой игры также происходит компенсация зрительной недостаточности за счёт включения сохранных анализаторов, речи и мышления.

          Народное искусство синкретично по своему характеру. Отмечая эту черту, доктор педагогических наук, профессор Т.Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад

    крестьянской жизни, с её размеренностью,  цикличностью. В обряде всё это

    слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед педагогами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества».

           Строя свою работу с детьми с нарушением зрения на основе народного искусства, я исходила из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Народное искусство в разных его видах в воспитательно-образовательной  работе с детьми использовалось в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности в различных моментах жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты и даже в упражнениях для глазодвигательных мышц - гимнастике, проводимой на занятиях  для снятия утомления). Известный педагог Е.А. Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Изучая её опыт и работая уже много лет на этом материале, я составила ряд конспектов комплексных занятий для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Все занятия были успешно проведены и имели хороший  результат деятельности детей.

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДЕЛОВАЯ ИГРА «Русская культура как средство патриотического воспитания дошкольников»

    Представленный материал дает возможность старшему воспитателю ДОУ провести деловую игру с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников....

    Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения"

    Зрительное          Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    Восприятие ...

    Игра как средство всестороннего воспитания, обучения и развития ребенка

    Одним из важнейших средств в учебно-воспитательном процессе есть и остаётся игра, поэтому она занимает главное место в системе обучения. Особенно игра важна в воспитании детей дошкольного возраста, т....

    Презентация. Игра как средство всестороннего воспитания, обучения и развития ребенка

    Данная презентация наглядно отображает значимость игры для детей. В ней можно найти классификацию игр по группам и значение для каждогой возрастной группы...

    Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»

    Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»...