«Организация физкультурных занятий для дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата»
статья по коррекционной педагогике на тему

Кирюшина Анна Николаевна

В докладе представлено описание физкультурного занятия, проведенного в группе детей среднего возраста и условия, созданные на занятии для ребенка с диагнозом ДЦП. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация физкультурных занятий для дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата»

А.Н. Кирюшина,

воспитатель МКДОУ № 9

Физическое воспитание - это составная часть общего развития и воспитания  наших детей. Дети с умственной отсталостью больше, чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в создании условий для удовлетворения биологических потребностей в движении, так как у них наблюдаются разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы. Наряду с отклонениями в интеллектуальном развитии, наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата: сколиоз, нарушение осанки, ДЦП. Присутствие таких детей в группе требует индивидуально-дифференцированного подхода и создания специальных условий для их физического развития.

      В соответствии с программой «коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

      Я включаю детей во все этапы физкультурного занятия вне зависимости от нарушений их опорно-двигательного аппарата, создавая при этом для них специальные условия.  

      Одним из обязательных этапов физкультурного занятия является выполнение общеразвивающих упражнений. Большая их часть  выполняется из положения стоя, что весьма проблематично для ребенка с диагнозом ДЦП, поэтому для достижения положительного результата мы используем вспомогательное оборудование. (эпизод № 1)  Регулярное, многократное повторение движений для достижения правильной работы мускулатуры дает видимый положительный результат.

      При выполнении основных движений также осуществляется индивидуально-дифференцированный подход: выполнение упражнений с помощью педагога или более сильного ребенка, сокращение дистанции при ходьбе. Для ребенка с нарушением координации движений (Максим) при выполнении прыжков напоминается техника выполнения упражнения. (эпизод № 2) Все это способствует созданию у ребенка ситуации успеха, а у более сильных сверстников – желанию заботиться о товарищах, оказывать им помощь.

      Неотъемлемой частью любого физкультурного занятия являются подвижные игры. Это могут быть игры бессюжетные, с сюжетом, игры-эстафеты и игры малой подвижности. При организации сюжетных подвижных игр мы вместо масок используем бейджики с изображением персонажа. Это позволяет предотвратить травматизм детей и делает игру более комфортной. Также при проведении игры мы предусматриваем для девочки с диагнозом ДЦП дополнительную опору и ловим ее в числе последних. Это также способствует предотвращению у ребенка травматизма,  созданию ситуации успеха и желанию участвовать в коллективных подвижных играх. (эпизод № 3). При организации игр-эстафет группируем команды с учетом физического развития дошкольников и предусматриваем дифференциацию заданий (разная дистанция, разный объем задания). Обязательно предусматриваем травмобезопасную опору для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. (эпизод № 4)

      Каждое физкультурное занятие мы завершаем релаксом, в котором принимают участие все дети. (эпизод № 5)

      Создание специальных условий и осуществление индивидуально-дифференцированного подходи при организации физкультурных занятий дает положительный результат в физическом развитии дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Но необходимо помнить, что работа в этом направлении должна быть регулярной, систематичной и непрерывной.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»

Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство моторно- двигательного развития дошкольников.

(Из опыта работы с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии).

Цель.

Создание условий для моторно-двигательного развития детей через внедрение и использование нетрадиционного оборудования.

Задачи.

  • Организовать для детей эмоционально окрашенную физкультурную деятельность с применением нетрадиционного оборудования;
  • Продолжить работу, направленную на развитие и коррекцию основных движений и физических качеств воспитанников;
  • Способствовать обогащению чувственно-эстетического опыта детей;
  • Продолжить формирование у дошкольников социально приемлемых форм поведения и взаимодействия в процессе физкультурной деятельности;
  • Вовлечь родителей в процесс обогащения  среды, направленной на развитие моторно-двигательной сферы детей.

Актуальность.

      Последствия раннего органического поражения ЦНС отражается более всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается как общей, так и мелкой моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации, плохой переключаемости с одного движения на другое. У таких дошкольников с большим трудом формируется серия движений, страдает координация движений и зрительный контроль. Мышечная скованность отрицательно влияет на выразительность, естественность жестов и движений. Кроме того, у наших воспитанников практически отсутствует мотивация выполнять физкультурные упражнения правильно, четко, самостоятельно. Они быстро утрачивают интерес к разного вида физкультурной деятельности.

Учитывая данные особенности детей, нами разрабатываются, внедряются и используются нетрадиционные пособия для проведения физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, посещающими детский сад. Наряду со стандартным физкультурным оборудованием, используемые нетрадиционные материалы помогают педагогам заинтересовать детей, увлечь их, внести разнообразие в  организацию деятельности, направленную на развитие и коррекцию двигательной сферы. Интересный предмет вводит за собой «особого» ребенка в мир игры. Заниматься становится интересно, весело, повторы не вызывают раздражения, а наоборот способствуют тому, что ребенок старается выполнить движения более качественно, проявить  некоторое двигательное творчество.

В процессе подбора и разработки нетрадиционных физкультурных пособий руководствовались следующими принципами:

  • соответствие пособия санитарно-гигиеническим нормам, нормам безопасности, эстетическим требованиям;
  • многофункциональность и дифференцированность применения;
  • ценовая доступность;
  • перцептивное обследование в процессе предварительной работы.

 

 Целенаправленная и систематическая работа по разработке и использованию нетрадиционного физкультурного оборудования способствовала:

-появлению у детей стойкого интереса к физкультурной деятельности;

-обогащению и расширению способов действия с разнообразными предметами;

-активизации физической и коммуникативной активности;

-формированию произвольности движений;

-актуализации взаимодействия детей, педагогов и родителей.

 

Воспитатели: Е.Р. Железнова, А.Н. Кирюшина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога...

«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно- двигательного аппарата»

Сообщение к презентации опыта работы на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»...

Интегрированное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в логопедической группе детского сада.

Статья, посвященная опыту работы по созданию условий для интеграции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в группы с нормально развивающимися сверстниками....

«Использование фольклора в развитии движений у младших дошкольников с нарушением опорно двигательного аппарата»

Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые.Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нару...

Статья "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

В статье рассматриваются особенности формирования количественных, сенсорных, временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата....