Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №40 «Солнышко»

Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми

Воспитатель:

Бокатуева Виктория Вячеславовна

2016

Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми

Воспитатель, наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей.

К ним относятся:

- создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;

- осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;

- повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие;

- организация специфического режима (например: одно из утренних занятий воспитателя переносится на вечернее время, строгое ограничение длительности занятий и т. д.);

- четкое распределение времени работы в группе тифлопедагога, медсестры - ортоптистки, логопеда, психолога.

Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.

Одним из основных коррекционных направлений в работе, является развитие способов зрительного восприятия дошкольника с нарушением зрения.

Развитие зрительного восприятия осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности под руководством тифлопедагога и врача-офтальмолога.

В зависимости от возраста ребенка на фронтальных занятиях решаются разные коррекционные задачи.

Выделение коррекционных задач на занятиях

воспитателей.

Общие

дидактические задачи

Специальные коррекционные задачи

1 .Формирование представлений о внешнем виде предмета

Формирование компенсаторных приемов восприятия на полисенсорной основе.

•        Формирование приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации.

•        Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие

окружающего мир (цвет, форма, величина и т.д.)

• Расширение объема представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребенка (силуэты, контуры, наложенные и зашумленные изображения).

•        Формирование представления о деталях предметов,

малодоступных для восприятия.

•        Формирование представления о движущихся предметах и их восприятие на расстоянии.

2. Формирование понятий (развитие мыслительных операций).

Обогащение словаря и развитие образности речи на основе предметной соотнесенности слова.

•        Обучение детей выделять и узнавать предмет среди

других:

- по существенным признакам,

- на основе овладения приемом сравнения.

•        Обучение приемам группировки, классификации и обобщения знаний о предметах и явлениях с целью

формирования понятий.

3.Оперирование знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности.

•        Обучение детей переносить знания, умения, понятия на уровень внешней речи, в самостоятельную

практическую деятельность ребенка.

•        Обучение детей переносить знания, умения, понятия в самостоятельную творческую деятельность, в свободное

пространство и с новыми для ребенка объектами.

Коррекционные задачи на занятиях воспитателей (по возрастам).

Старшая и подготовительная группы:

  1. Формирование приемов целенаправленного восприятия по плану (старшая группа), владение планом (подготовительная группа).
  2. Научить детей на полисенсорной основе с использованием охранных анализаторов узнавать и выделять предмет среди других, определять его свойства и назначение на основе овладения приемом сравнения.

3.        Научить приемам группировки (старшая группа), классификации (подготовительная группа).

4.        Учить обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3 -х до 5-ти мин.

Гимнастику глаз проводят со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

Тифлопедагогами разработан комплекс зрительной гимнастики со стихами по темам предметных представлений (Приложение). Зрительная гимнастика проводится как со стимульным материалом (яркий предмет), так и без него (на слух, настенные зрительные тренажеры)

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть ярким, не очень большим, но четким для восприятия. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Эти занятия проводятся на полисенсорной основе при активном включении мыслительной деятельности ребенка. Например, плетение ковриков обыгрывается в творческой игре «Магазин» или «Гости», воспитатель обсуждает с детьми удачное сочетание цветов, размера, стимулирует самостоятельность, творчество и т. д.

Сенсорное и физическое воспитание — основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду. Эффективным средством коррекционной работы воспитателя является прогулка, где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работ в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

"Программно-методический комплекс «Логомер» в работе учителя-логопеда"

"Программно-методический комплекс «Логомер» в работе учителя-логопеда" (опыт работы учителя-логопеда)...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Методическое обеспечение, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

НарушенияПрограммы, методикиНарушение интеллектуального развитияЕкжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. ...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....