Комплекс игр и упражнений по развитию словаря имён прилагательных у старших дошкольников с ОНР III уровня
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Представлен комплекс игр и упражнений по развитию словаря имён прилагательных, который может быть использован учителями-логопедами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений при работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня, а также родителями этих детей.При разработке комплекса игр и упражнений были использованы игры и упражнения, а также приёмы работы, представленные в работах Ж.В. Антиповой, В.А. Гончаровой, Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, О.С. Ушаковой, О.Ю. Филимоновой, О.В. Шичаниной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс игр и упражнений по развитию словаря имён прилагательных

у старших дошкольников с ОНР III уровня

        

Автор-составитель:

учитель-логопед МБДОУ № 12

г.Красноярска

Прозорова Мария Валерьевна

Красноярск 2015

Комплекс игр и упражнений по развитию словаря имён прилагательных

Данный комплекс игр и упражнений по развитию словаря имён прилагательных может быть использован учителями-логопедами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений при работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня, а также родителями этих детей.

 

Теоретические основы логопедической работы по развитию словаря имён прилагательных

Основные принципы логопедической работы

Данный комплекс игр и упражнений опирается на следующие принципы.

Принцип системности. Данный принцип предполагает формирование лексики в единстве с другими компонентами речевой системы и, в особенности, с грамматическим строем речи. В процессе логопедической работы по формированию словаря имён прилагательных изучаемое слово включается в контекст (словосочетание, предложение), то есть работа над словом происходит не изолированно, а в тесной связи с развитием грамматического строя, связных высказываний, с формированием осознания слова и его связей с другими словами в контексте. Параллельно с формированием словаря имён прилагательных проводится работа по развитию таких компонентов речевой системы как грамматический строй, фонетико-фонематическая сторона речи, которая проводится на занятиях в соответствии с программными требованиями. Логопедическую работу по формированию словаря имён прилагательных необходимо строить как в плане импрессивной, так и в плане экспрессивной речи.

Логопедическую работу по формированию словаря имён прилагательных, опираясь на принцип поэтапности, необходимо строить поэтапно с учётом онтогенетической последовательности формирования лексики в онтогенезе (от простого к сложному, от конкретного к абстрактному), а также общих этапов логопедической работы с детьми с ОНР, программных требований. Для каждого этапа будут характерны свои цели, задачи, приёмы работы.

Принцип развития.  Формирование словаря имён прилагательных должно начинаться с определения уровня его сформированности у детей, выявления зоны актуального и ближайшего развития.

Онтогенетический принцип. В логопедической работе необходимо учитывать онтогенетическую последовательность формирования словаря имён прилагательных. Отсюда логопедическое воздействие необходимо осуществлять от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от импрессивной лексики к экспрессивной.

Принцип деятельностного подхода. Логопедическая работа по формированию словаря имён прилагательных должна осуществляться с учётом ведущей деятельности детей. В дошкольном возрасте ведущей формой деятельности, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи, является игра. Поэтому задания предлагаются в игровой форме.

При осуществлении логопедического воздействия кроме специальных принципов необходимо учитывать также ряд общедидактических принципов: систематичности, сознательности и активности, наглядности, доступности, воспитывающего характера обучения и индивидуального подхода в работе.

Принцип систематичности обеспечивается непрерывностью, регулярностью, планомерностью логопедической работы, то есть задания, предлагаемые детям с целью формирования у них словаря имён прилагательных, должны включаться в занятия регулярно, а занятия проводиться непрерывно, систематично.

Принцип сознательности и активности предполагает сознательное и активное отношение ребёнка к своей деятельности, что находится в тесной зависимости от интереса ребёнка к предлагаемым заданиям. Поддержание и развитие интереса достигается через использование разнообразных игровых приёмов и упражнений, создание увлекательных игровых ситуаций, учитывающих возрастные интересы ребёнка.

Принцип наглядности в процессе логопедической работы по формированию словаря имён прилагательных старших дошкольников с ОНР реализуется через использование в играх и упражнениях различных наглядных опор (иллюстративных, символических).

Принцип доступности предполагает построение логопедической работы по формированию словаря имён прилагательных с учётом возрастных особенностей детей, а также уровня их речевого и когнитивного развития. Это учитывается при выборе заданий, их преподнесении, подаче инструкций и т.п.

Принцип воспитывающего характера обучения предполагает оказание воспитательного влияния на личность ребёнка в процессе логопедической работы по формированию имён прилагательных. В процессе предлагаемых игр и упражнений у детей происходит формирование и  развитие положительных качеств личности (целеустремлённости, активности и др.).

Опираясь на принцип индивидуального подхода в процессе логопедической работы по формированию словаря имён прилагательных, важно учитывать индивидуальные особенности детей (темп деятельности, личностные особенности и т.п.).

При разработке комплекса игр и упражнений были использованы игры и упражнения, а также приёмы работы, предложенные Ж.В. Антиповой, В.А. Гончаровой, Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, О.С. Ушаковой, О.Ю. Филимоновой, О.В. Шичаниной.

Комплекс игр и упражнений включает игры по следующим направлениям логопедической работы по формированию словаря имён прилагательных у дошкольников с ОНР:

  • уточнение и расширение объёма словаря имён прилагательных;
  • активизация словаря имён прилагательных (перевод имеющихся в пассивном словаре имён прилагательных в активный);
  • развитие антонимии имён прилагательных;
  • развитие синонимии имён прилагательных.

Уточнение, расширение и активизация словаря имён прилагательных

 

Алгоритм логопедической работы над словом (именем прилагательным):

  1. работа над словом (именем прилагательным) в плане импрессивной речи (уточнение и расширение объёма словаря имён прилагательных);
  2. работа над словом (именем прилагательным) в плане экспрессивной речи (активизация изучаемых имён прилагательных);
  3. включение изучаемых имён прилагательных в контекст (предложение).

Игра «Расскажи всё о ...»

Детям предлагается с опорой на графическую схему, которая помогает проанализировать внешние признаки предмета (цвет, тактильные ощущения, размер), описать его в целом, его части (цвет, размер, ширина, толщина, длина, форма (если возможно, например круглые глаза, треугольные уши, круглый панцирь у животных; квадратные окна, прямоугольное кузово и т.п. у машины)). Например, о белом медведе можно сказать, что он белый, мохнатый, большой. У него толстые, широкие лапы, короткие уши, маленькие чёрные круглые глаза, белая длинная шерсть, маленький короткий хвост, тонкие длинные чёрные когти.

Стимульный материал  по лексическим темам:

«Животные Севера»: картинки с изображение белого медведя, белухи, морского котика, моржа, песца, северного оленя, тюленя.

Отрабатываемые признаки: толстый, тонкий, стройный; широкий, узкий; длинный, короткий; большой, маленький, крупный; мохнатый, пушистый, гладкий, гладкошёрстный; пятнистый, белый, бурый, рыжий, жёлто-бурый, тёмно-бурый, золотистый; круглый, треугольный, овальный.

«Животные жарких стран»: картинки с изображением бегемота, носорога, кенгуру, слона, черепахи, обезьяны.

Отрабатываемые признаки: толстый, тонкий, стройный; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий; огромный, громадный, крупный; пушистый, гладкий; полосатый, серый, коричневый, белый, чёрный, рыжий, жёлтый, бордовый, коричневый; круглый, овальный, треугольный.

«Наша армия»: картинки с изображением танка, пушки, военного самолёта, боевого корабля, ракеты, автомата, парашюта, лиц военных профессий: моряка, танкиста, лётчика, десантника.

Схема для описания лиц военных профессий: цвет одежды, длина, ширина (если возможно, например: длинные ленты, длинный галстук, широкие брюки).

Отрабатываемые признаки: длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий; огромный, крупный, маленький; гладкий, твёрдый, мягкий, острый, жёсткий; тяжёлый, лёгкий; круглый, треугольный, овальный, прямоугольный; зелёный, коричневый, серый, чёрный, белый, синий, жёлтый, голубой.

«Транспорт. Профессии. Правила дорожного движения»: картинки с изображением легкового автомобиля, грузового автомобиля, самосвала, бензовоза, автобуса, троллейбуса, трамвая, пассажирского поезда.

Отрабатываемые признаки: длинный, короткий, высокий, тонкий; огромный, крупный, маленький, крошечный; тяжёлый; твёрдый, острый, прочный, гладкий; квадратный, прямоугольный, круглый, треугольный; красный, зелёный, коричневый, синий, оранжевый, жёлтый, чёрный, серый.

Для поддержания интереса детей к заданию, создания различных игровых ситуаций, можно проводить различные варианты этой игры в зависимости от изучаемой лексической темы, так по лексической теме «Женский праздник» можно проводить такие варианты этой игры как «Букет для мамы», «Мама пришла из магазина». Описание этих игр приводим ниже.

Игра «Букет для мамы»

Детям предлагается составить из цветов букет для мамы, при этом описать каждый цветок и его части по схеме: цвет, форма, на ощупь, длина, ширина, толщина.

Стимульный материал – предметные картинки с изображением розы, василька, ромашки, пиона, георгина, астры, тюльпана.

Отрабатываемые признаки: фиолетовый, розовый, малиновый, алый, зелёный, жёлтый, белый; круглый, овальный; гладкий, мягкий, колючий; длинный, короткий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Игра «Мама пришла из магазина»

Рекомендуется проводить по лексической теме: «Женский праздник» с целью актуализации имён прилагательных, обозначающих вкус, тактильные ощущения, цвет, форму.

Логопед достаёт из маминой сумки предметные картинки, а детям предлагается описать изображённые на них продукты по схеме, называя их внешние признаки (вкус, на ощупь, цвет, форма (если можно)).

Стимульный материал – предметные картинки: конфета, шоколад, сахар, торт, клубника; перец, горчица, редька, чеснок; лимон, квас; солёный огурец, солёный помидор.

Отрабатываемые признаки: сладкий, горький, кислый; солёный, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый; красный, зелёный, жёлтый, чёрный, белый, коричневый, розовый, оранжевый,  малиновый; круглый, овальный, квадратный.

По лексической теме «Животные Севера», «Животные жарких стран» можно провести игру «В зоопарке». Детям предлагается описать по выше представленной схеме животных, которых они видели в зоопарке.

Одним из вариантов игры «Расскажи всё о…» является игра «Придумай загадку». Данную игру мы рекомендуем проводить с целью актуализации вышеописанных признаков по изучаемым лексическим темам.

Придумай загадку

На доске представлены изображения животных или предметов (в зависимости от лексической темы). Ребёнку предлагается выбрать животное (прендмет) и придумать про него загадку, описав внешние признаки животного (предмета) и его частей. Задача других детей - отгадать загадку, когда ребёнок полностью опишет все признаки животного (предмета) и его частей (размер, цвет, шерсть на ощупь, длина, ширина, толщина). Например, это животное большого размера, с гладкой шерстью бурого цвета, с рыжими пятнами. У него стройное туловище, небольшая вытянутая морда бурого цвета, маленькие чёрные круглые глаза и большие длинные тонкие рога, короткая шея, белая грудка, длинные тонкие ноги бурого цвета и маленькие чёрные копыта, а также маленький хвост. Кто это? (северный олень)

По лексическим темам «Наша армия», «Женский праздник» можно проводить игру «Посылки».

Игра «Посылки»

Дети получают посылки-письма, внутри которых находится картинка с изображением предмета в соответствии с лексической темой. Задача ребёнка –  описать по предложенной схеме полученную картинку, чтобы другие дети догадались о каком предмете идёт речь.

Игра «Верни слово»

Детям предлагается текст в соответствии с лексической темой, в котором отсутствуют признаки, дети должны назвать как можно больше признаков, подходящих к существительным данного предложения.

Речевой материал по лексическим темам:

«Животные Севера»:

О белом медведе

Белый медведь обитает на Севере. Тело медведя покрыто шерстью. Цвет шерсти делает медведя незаметным на фоне снега. Это облегчает ему охоту за тюленями. У медведя есть туловище, шея, голова, лапы, хвост. На голове медведя глаза, нос, уши и рот. А на лапах у медведя когти.

О морже

У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Над ластами у моржа усы. Кожа моржа покрыта волосками. Ласты помогают моржу плавать и нырять.

«Животные жарких стран»:

О слоне

Слон живёт в жарких странах. Тело его покрыто шкурой. У слона есть голова, туловище, ноги. А на голове у него уши, глаза, рот и клыки. А для того, чтобы срывать растения и подносить их ко рту, у слона есть хобот.

О жирафе

По джунглям прогуливается жираф. Его тело покрыто шерстью. Жираф питается травой. Для того чтобы ртом доставать до травы у жирафа есть шея.  Ещё у жирафа есть голова, спина, ноги и хвост. А на спине у жирафа грива. На лбу у него рожки.

«Наша армия»:

О военном самолёте

Летит в небе самолёт. У него есть нос, хвост, крылья, пушки. Поверхность самолёта и пушки защищают его от врагов.

О танке

Танкист едет по площади на танке. Поверхность танка защищает его от пуль. У танка есть ствол. Танк едет на гусеницах и колёсах.

«Транспорт. Профессии. Правила дорожного движения»:

Об автобусе

Автобус ездит по шоссе, по дороге. У автобуса есть салон, кабина водителя, колёса, окна. Благодаря размеру автобус вмещает много пассажиров. На остановках автобус открывает двери. Люди заходят и выходят из него. Пассажиры сидят в автобусе на сиденьях. А чтобы не упасть, они держатся за поручни.

О дороге

Мама и Люда идут по тротуару в детский сад. По дороге едут автомобили и автобусы. Вот они подошли к дороге. На дороге они увидели полоски. А около дороги на палочке знак с человечком. Автомобили остановились. Можно идти вперёд.

Светофор (отрывок из рассказа Б. Житкова)

Мы остановились. И все … автомобили остановились. И … трамвай остановился. Я спросил: «Почему?». Мама объяснила: «Вон, видишь, … фонарик?». На … проволоке над … улицей я увидел … фонарик. Он горел … светом. «И долго мы стоять будем?». «Нет, сейчас вот проедут, кому через … улицу нужно переезжать, и поедем.

Кто больше?

Детям предлагается назвать как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» по сюжетной картинке. За каждый признак ребёнок получает фишку в соответствии с лексической темой. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.

Предлагаемые сюжетные картинки по лексическими темам:

«Животные Севера»: «Белые медведи» из мультфильма «Умка», «Моржи».

«Животные жарких стран»: картинки «Слон и слонёнок в джунглях», «Слон и обезьяна в джунглях», «Обезьянка в джунглях» - из книги «Мама для мамонтёнка»,  «Маугли (слоны, пантера и Маугли в джунглях)». 

«Наша армия»: «Моряк на палубе», «Танкист у танка».

«Транспорт. Профессии. Правила дорожного движения»: картинки «Переходим дорогу», «Перекрёсток».

«Мамин праздник. Женские профессии»: картинка «Цветы для мамы», картинки из серии «Мамины помощники».

Послушай и покажи

В зависимости от изучаемой лексической темы детям показываются и называются части животного или предмета (транспорта, военной техники и т.п.) и их признаки (длинный, короткий, широкий, узкий и т.п.), затем просят детей показать эти признаки. Например, при изучении лексической темы «Животные Севера» детям несколько раз показываются и называются части тела животного (например, белого медведя) и их признаки (шерсть длинная, туловище стройное, глаза маленькие, когти длинные, лапы широкие), затем просят детей показать длинную шерсть, стройное туловище и т.д.

С целью расширения объёма пассивного словаря признаков, обозначающих сложные цвета, логопед несколько раз показывает картинку животного (лексические темы «Животные Севера», «Животные жарких стран») и называет окрас шерсти животного или отдельных его частей, затем просят детей показать бурую шерсть, буро-чёрную шерсть, рыжую шерсть, серую, золотистую и т.д. Далее предлагается поиграть в игру «Какой окрас шерсти/кожи?» (активизация словаря имён прилагательных, обозначающих сложные цвета).

Бывает – не бывает

Логопед говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети поднимают сигнал – зелёную фишку (если суждение верное), красную фишку (если суждение неверное), в случае необходимости  исправляют его. Например, при изучении лексической темы «Животные Севера» детям предлагались такие суждения, как:

У белого медведя длинные уши и длинный хвост. (У белого медведя короткие уши и короткий хвост).

Белый медведь большой и мохнатый.

У моржа короткие рыжие клыки. (длинные белые)

Кожа моржа покрыта жёсткими короткими волосками.

У моржа длинные усы. (короткие)

Морской котик пушистый. (гладкошёрстый)

У морского котика короткие усы. (длинные)

У песца белая шерсть.

У морского котика фиолетовая шерсть. (бурая)

Загадай предмет

Детям раздаются предметные картинки (по 3 штуки). Один игрок выбирает и «загадывает» любую картинку из четырёх. Логопед задаёт ему вопросы о предмете: «Какой предмет по форме (цвету, величине, длине, ширине, весу, на ощупь, на вкус)?» Вопросы задаются до тех пор, пока один из играющих не догадается, какой предмет загадан. За правильную отгадку выдаётся фишка. Выигрывает тот, кто больше всех отгадал загадок, а также поощряется фишкой игрок, не сделавший ошибок при объяснении, лучше всех отвечающий на вопросы.

Кто больше?

Детям предлагается назвать как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» по сюжетной картинке. За каждый признак ребёнок получает фишку – предметную картинку в соответствии с лексической темой. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.

Придумаем загадку

Детям предлагается придумать загадку в соответствии с предложенной схемой предложения:

, но не     ;

, но не     .

Например, белый, но не медведь. Пушистый, но не полярный волк. Кто это? (песец).

Развитие антонимии имён прилагательных

Последовательность логопедической работы по развитию антонимии:

  1. умение отличать прилагательные-антонимы от других прилагательных (с опорой на наглядность);
  2. формирование отношений антонимии имён прилагательных с опорой на наглядность, контекст, подсказывающие слова («сравни», «наоборот»);
  3. формирование отношений антонимии имён прилагательных с опорой на контекст;
  4. формирование отношений антонимии имён прилагательных, невключённых в контекст без наглядных опор.

Два из трёх

Картинки называются, детям предлагается выбрать из трёх слов, изображённых на картинках, два слова-«неприятеля»: «Найди, где среди этих картинок спрятались слова-«неприятели»?» Например, при изучении лексической темы «Животные Севера» мы предлагали следующие ряды:

Огромный морж, крошечный медвежонок, злой волк.

Медленный морж, быстрый олень, пушистый песец.

Пушистый песец, гладкий морж, белый медведь.

Высокий олень, низкий тюлень, зубастый волк.

Сравни

Детям предлагается сравнить с опорой на предметные картинки предметы, животных или их части по видимым признакам (высота, длина, ширина, толщина, размер, вес). Например, при изучении лексической темы «Животные жарких стран», мы предлагали сравнить:

по высоте (жирафа – черепаху);

по размеру (слона – черепаху);

по длине (шею жирафа – шею бегемота);

по длине (рожки жирафа – рога оленя);

по толщине (ноги слона – ноги жирафа);

по весу (слон – черепаха).

Слово убежало

Детям сообщается, что слова-«неприятели» поссорились и разбежались. Одно слово-«неприятель» осталось в предложении, а другое «убежало». Необходимо вернуть в предложение сбежавшее слово-«неприятель» и закончить предложения словом-«неприятелем», например при изучении лексической темы «Весна»:

Ручеёк узкий, а лужа … (широкая)

Дерево высокое, а куст … (низкий)

Зима холодная, а весна … (тёплая)

Зимой снег чистый, а весной - … (грязный)

Осенью небо пасмурное, а весной … (ясное)

Ночь весной короткая, а день … (длинный).

Игра проводилась в двух вариантах:

1-й вариант – с использованием наглядных опор;

2-й вариант – без наглядных опор (проводилась только с первой группой).

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Дети стоят в кругу. Логопед произносит слово-стимул и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать слово-«неприятель» к заданному слову и вернуть мяч логопеду.

Развитие синонимии имён прилагательных

Алгоритм работы по формированию и развитию антонимии можно представить следующим образом:

  1. расширение словаря прилагательных-синонимов через развитие умения выделять прилагательные-синонимы среди ряда других прилагательных;
  2. самостоятельный подбор прилагательных синонимов к предложенным прилагательным-стимулам, включённым в словосочетания, предложения.

Приятели

Детям предлагается выбрать из трёх слов два слова-«приятеля». Например, при изучении лексической темы «Животные жарких стран» нами предлагались следующие ряды:

Слон: огромный, громадный, серый;

Черепаха: маленькая, крошечная, пятнистая;

Лев: бесстрашный, смелый, большой;

Зебра: быстрая, пугливая, шустрая.

Слово заболело, найди замену

Игру можно проводить на материале словосочетаний, предложений. Детям предлагается заменить слово в предложении, близким ему по значению (словом-«приятелем»). Например, при изучении лексической темы «Наша армия» предлагается словосочетание – «бесстрашный лётчик. А как ещё можно сказать, что он бесстрашный? Летчик … (смелый, храбрый); или предложение: «Воины Российской армии храбрые. А как ещё можно сказать? Воины российской армии … (смелые, отважные, мужественные)».

Повторяющиеся слова

Детям предлагается текст в соответствии с лексической темой с повторяющимися словами, которые нужно заменить синонимами.

Например:

О зебре

Зебра – очень пугливое животное. В Африке нет более пугливого зверя, чем зебра. Пугливая зебра всего пугается и убегает. Даже в зоопарке сложно приблизиться к её вольеру, потому что пугливая зебра сразу же убегает. На воле у пугливой зебры только один враг – лев.

Далее детям задаются вопросы:

Понравился ли вам этот рассказ?

Заметили ли вы, какое слово звучало много раз? (пугливая)

Далее текст читается ещё раз, детям предлагается откладывать фишки на каждое слово «пугливая», затем посчитать количество фишек и ответить на вопросы:

Сколько раз в тексте встретилось слово «пугливая»?

Какими другими словами можно назвать пугливую зебру? (робкая, трусливая, боязливая).

Далее текст читается ещё раз, а дети заменяют повторяющееся слово словами-приятелями. Затем переходим к пересказу текста.

Литература

  1.  Абрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитие речи // Логопед. – 2004. № 5. – С. 80 – 91.
  2.  Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. пед. наук. –  М.: РГБ, 1998 – 174 c.
  3. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319 с.
  4.  Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи: Дис. канд. пед. наук. – СПб: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина, 2002. – 285 c.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
  6. Коррекция нарушения речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-составитель Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008. – 72 с.
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. –  СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
  9. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / под ред. О.С Ушаковой. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
  10. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией: методическое пособие / Н.В. Серебрякова. – Спб.: КАРО, 2009. – 224 с.
  11. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх/ О.Ю. Филимонова. – Спб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
  12. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
  13. Шичанина О.В. Формирование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе: Дис. канд. пед. наук. – М.: 2008. – 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Игры и упражнения на развитие навыков межличностного общения у старших дошкольников.

Проблема становления меж­личностного общения связана с дефицитом культуры, добро­ты в воспитании ребенка. По­этому в воспитательно-образо­вательной работе ДОУ необхо­димо уделять особое внимание стано...

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников

С помощью представленных игр и упражнений можно эффективно развивать у детей навыки образования новых слов, узнавать их значение, тренироваться в подборе суффиксов, приставок....

Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направл...

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет).

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет)....

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Комплаекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....