Развитие фонетико-фонематической системы языка на основе формирования знаний об окружающем.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Граник Наталья Александровна

Методическая разработка (консультация) для педагогов, работающих в логопедических группах детских садов "Развитие фонетико-фонематической системы языка на основе формирования знаний об окружающем".

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ.

    На основе ознакомления с окружающим миром педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, могут реализовывать и различные коррекционные задачи. В том числе, в рамках занятий по ознакомлению с окружающим, необходимо вести работу по развитию фонетико – фонематической системы языка. Это очень важная задача, так как достаточное фонетико – фонематическое развитие является основой дальнейшего обучения ребёнка грамоте.

    С первых дней пребывания ребёнка в группе педагог ведёт работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия.

    Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонема – звук речи – звукоразличитель (в русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

    Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).

    В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы:

  • упражнения в различении неречевых звуков;
  • упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
  • упражнения в различении похожих звуков; слогов, слов, различающихся одним звуком;
  • упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

    На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки.

Чудо – звуки. Слушайте звуки на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать  как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчёлы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи. На занятиях прослушайте с детьми аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных.

Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. 

    На занятиях используются различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. Педагог демонстрирует детям, как гремит металлический шарик в стеклянной банке, металлической кружке, картонной коробке, и предлагает им самим произвести действия с шариком и послушать звуки, производимые им. Затем педагог прячет все предметы за ширму и там производит действия с ними. Дети отгадывают, в какой ёмкости гремит шарик. С аналогичной целью можно использовать запаянные пластиковые бутылки или контейнеры с различными наполнителями (Шумящие коробочки): горохом, мелкими камушками, сухим песком, желудями, фасолью, пуговицами и т.п.

    Педагог демонстрирует детям, с каким звуком рвётся ткань, а с каким – бумага. Дети сами рвут бумагу и ткань, а потом отгадывают, что рвёт педагог за ширмой.

    Потом педагог должен научить дошкольников различать звучащие игрушки: бубен и барабан, гармошку и дудочку, погремушку и колокольчик, потренировать их в различении звучания разных погремушек, игрушек – пищалок, свистков и т.п. Детям предлагается рассмотреть две – три звучащие игрушки, поиграть на них, запомнить, как они звучат. Педагог закрывает игрушки ширмой и просит детей угадать, на чём он играет. Педагоги должны помнить, что даже для старших дошкольников не следует брать для подобных упражнений более пяти игрушек.

    На этом этапе детей тренирует в определении направления звука. Проводятся упражнения «Где звенит колокольчик?», «Где гремит погремушка?», «Где пищит цыплёнок?». Эти упражнения можно проводить даже с не говорящими детьми. Они показывают, откуда раздавался звук.

    Отрабатываем ритмические структуры. Педагог задаёт ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара – пауза – 3 удара. Дети его повторяют. Сначала они видят руки педагога, потом выполняют это упражнение с закрытыми глазами.

    Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Например, громко и тихо стучащего молотка, барабана. Громко – тихо. Педагог раздаёт детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо. Педагог начинает за ширмой стучать то громко, то тихо, а дети поднимают соответствующие картинки.

    При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания. Детям объясняют, что большой мишка рычит грубым голосом, а маленький мишка – тонким, что большой кот мяукает низко, а маленький котёнок высоко и т.п. Педагог экранирует рот и произносит звуки, слоги или звукоподражания то высоким, то низким голосом, а дети должны указать на соответствующую игрушку.

    Для различения слов и предложений, произносимых разным по высоте голосом, можно использовать большую и маленькую кукол, картинки с изображениями папы и сына и т.п. На этом этапе активно ведётся работа по привлечению внимания детей к обращённой речи.

    Следующий этап начинается с различения детьми правильно и не правильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. Например, педагог показывает и называет картинку с изображением панамы, а потом объясняет детям, что сейчас будет называть картинку правильно и неправильно, а они должны поднять «сигнал», если слово будет произнесено неправильно. Для подобных игр в качестве «сигнала» можно использовать семафоры, флажки, шарики и т.п. Педагог произносит: натама, манапа, памана, панама. Дети поднимают «сигналы», когда слово произнесено неправильно.

    На том этапе работы, о котором идёт речь, важно не только научить детей различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Следует отметить, что в упражнениях можно использовать только те звуки, которые правильно произносятся ребёнком. Дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па – по – пу – пи, ка – та – ма, но – по – то и т.п. Можно привнести игровой элемент в эти упражнения, используя на занятии игровые персонажи (телепузиков, эльфов, гномиков, инопланетян), которые якобы говорят на своём волшебном языке и учат этому детей.

    В это же время, по заданию логопеда, активно ведётся работа по закреплению в речи сохранных и вновь поставленных звуков. При этом последовательность и сроки работы над звуками варьируются в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта.

    В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи фонетические нарушения часто являются ведущими в структуре речевого дефекта (Л. В. Лопатина), так как большой процент детей имеет диагноз «стёртая дизартрия», и именно нечёткие артикуляторные образы становятся причиной нечёткой слуховой дифференциации звуков. Поэтому работа над фонетической стороной речи (звукопроизношением и просодикой: темп, ритм, ударение, интонационная выразительность речи) требует от педагога определённых усилий и ведётся на протяжении всего учебного года.

    При формировании мелодико - интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов наиболее важных по смыслу). Необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Развитию мелодико - интонационной стороны речи, гибкости, модуляции голоса способствуют игры - инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо - ритмических характеристик речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как хлопки ладошами и притоптывание: отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному - тихий. Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе.

    Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи можно органично включать в занятия по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении темы «Животные» использовать игру «Весёлые путешественники». Игру можно использовать для развития фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [с] и [ш] в словах и предложениях) и для развития фонематического восприятия (дифференциация звуков [с] - [ш]). В игре используют картинки, в названиях которых есть эти звуки. Сначала педагог предлагает детям рассмотреть и назвать картинки (автоматизация). Затем можно предложить разместить картинки, в названиях которых есть звук [с], в кузов грузовика (плоскостное изображение), а картинки со звуком [ш] - в автобус. Затем педагог просит рассказать, какие животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения: «В машине едут собака, лиса, слон, барсук. В автобусе едут кошка, мышка, петушок, лягушка». 

    Следующий серьёзный этап работы - формирование навыков звукового и слогового анализа слов. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы. Сначала нужно поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов. Слова подбираются в соответствии с лексическими темами. Педагог раздает детям семафоры, флажки или шарики и предлагает поднимать их только тогда, когда они услышат длинное слово. Можно проводить подвижные игры, целью которых будет различение на слух длинных и коротких слов. Дети должны будут приседать, услышав короткое слово, и подниматься на носочках, услышав длинное слово и т.п.

     Затем следует научить детей передавать (отстукивать, прохлопывать, протопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения. Педагог учит детей выполнять эту работу по подражанию. Он отстукивает ритмический рисунок двусложных слов из открытых слогов (МА – МА, ПА – ПА, НО –ГИ, ВА – ТА). Дети слушают и отстукивают ритмический рисунок этих же слов. Затем педагог и дети одновременно отстукивают ритмический рисунок новых слов (БО – БЫ, КО – ТЫ, ДЫ – НЯ). Далее можно предложить детям самостоятельно попробовать выполнить аналогичное упражнение с новыми словами. Работа над слоговой структурой слов имеет определённую последовательность усложнения.

    Очень полезна работа по составлению слов из слогов. Например, педагог предлагает детям задания: «Какое слово получится из слогов ва и та? Какое слово получится, если сначала сказать ки, а потом но? Составь слово из слогов ва, ны, го.   

    Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает следующие этапы:

  • анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа;
  • выделение начальных ударных гласных звуков из слов типа «утка», «аист», «ослик»;
  • выделение начальных безударных гласных звуков из слов типа «арбуз», «индюк»;
  • выделение конечных согласных из слов типа «мак», «кот», «дом»;
  • анализ и синтез закрытых (обратных) слогов ак, уп, он, им;
  • анализ и синтез открытых (прямых) слогов типа: па, му, ко;
  • выделение начальных согласных из слов типа «нос», «мак», «дым»;
  • определение места любого заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);
  • полный звуковой анализ слов (сколько звуков в слове, какова их последовательность, характеристика каждого звука) типа «осы», «кот», «мама», «вагоны», «бант», «стук», «кит», «бинт», «крик», «маска», «киска», «малина».

     Следует отметить, что формирование навыков звукового анализа и синтеза проводится только в игровой форме. Широко используется наглядность. Не менее важен положительный эмоциональный фон занятия. Вот несколько примеров этой работы на разных этапах.

- Педагог поёт слияние гласных звуков, например ау, и спрашивает: «Что я спела? Где так кричат люди? Сколько звуков я спела? Какой звук я спела первым, а какой вторым? Сколько красных кружков вы положите перед собой?» На этом этапе детям предлагают первые задания по звуковому синтезу: «Если спеть звук [у], а потом звук [а], что получится? Кто так плачет»? Выложите схему из кружков. Что обозначает первый кружок? Что обозначает второй кружок?»

- При выделении начальных ударных гласных из слов можно дать детям задание определить, с какого гласного звука начинаются имена Алик, Алла, Ася, Анна? Какие имена, начинающиеся со звука [а], вы помните? 

- На этапе закрепления сформированных навыков звукового анализа и синтеза можно использовать игру «Составь цепочку»  (цель: закрепить умение выделять начальный и конечный звуки из слова). Слова (или картинки) следует подбирать таким образом, чтобы из них можно было составить последовательную цепь. Например, гном – мост – танк кот; кот – танк – ком – мука и т.п.

 - Игра «Буратино и Мальвина» (тема «Школьные принадлежности»). Можно поупражнять детей в дифференциации звуков [л] - [ль] (клей, линейка, закладка, обложка, мел, пенал, альбом, фломастер), в делении слов на слоги (бук – варь, днев – ник, порт – фель, пе – нал, ка – ран – даш, ре – зин – ка, фло – мас – тер, об – лож – ка), а также в различении школьных принадлежностей и игрушек (кукла, машинка, трансформер, конструктор, букварь, тетрадь, пенал, ранец).  

    Самой сложной считается работа по анализу и синтезу слов. Проводя эту работу, педагог предлагает детям задания типа: «Сколько звуков в слове «усы»? Назови их по порядку. Расскажи, какой из звуков гласный, а какой согласный. Обозначь звуки кружками. Сколько в слове согласных звуков? Назови второй по счёту звук этого слова. Вспомни слова, в которых гласные и согласные звуки расположены в таком же порядке».

    В подготовительной к школе группе дети могут проводить полный слоговой и звуковой анализы слов. Дети делят слово на слоги, определяют количество звуков, их очерёдность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков. Дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам. Всё это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.

    Педагоги должны создавать условия для развития речевой деятельности и

речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание

высказываний;

  • создавать ситуацию общения;
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту

звуков в слове;

  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой

памяти, слухового контроля, словесной памяти;

  • привлекать внимание к интонационной стороне речи.

    Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, педагог должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон. Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от педагогов терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.

    Опытные педагоги, безусловно, смогут применить предложенные в этой работе игры, а также подобрать и использовать другие задания по развитию фонетико – фонематической системы на соответствующих занятиях в рамках ознакомления детей с окружающим миром.    

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

Система авторских заданий для родителей по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего возраста с ТНР

Задания предназначены для зарепления простейших навыков фонематического анализа, сформированных на логопедических занятиях в старшей группе. Может применяться как родителями, так и воспитателями речев...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у воспитанников среднего возраста.  Именно благодаря ему мы можем определить:какой конкре...