Взаимодействие специалистов и семьи в процессе коррекционно- развивающих занятий с ребёнком, имеющим тяжелые нарушения развития
консультация по коррекционной педагогике на тему


В статье раскрываются направления по взаимодействию педагогов и семьи в процессе коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_sent.2016_vzaimodeystvie_spetsialistov_i_semi.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие специалистов и семьи в процессе коррекционно- развивающих  занятий с ребёнком, имеющим тяжелые нарушения  развития.

В настоящее время проблема оказания психолого-педагогической помощи детям и семьям детей, у которых имеются комплексные нарушения в развитии, является наиболее актуальной в специальной педагогике.

У таких детей выраженность нарушений в развитии является:

1.Значительным препятствием в процессе их воспитания и обучения.

2.Причиной низкого уровня работоспособности.

3.Существенным затруднением их социальной адаптации.

В связи с  вышеперечисленным в работе с данными детьми возникают значительные сложности при использовании традиционных приёмов и методов.

Работа с семьёй сложного ребёнка также вызывает ряд трудностей и требует дополнительных усилий со стороны педагога. Возникновению трудностей способствует ряд факторов:

  1. Обследование ребёнка, постановка диагноза - стресс для семьи.
  2. Родители испытывают вину за происшедшее – возникает тревога, депрессия.
  3. Отсутствие знаний о реальном развитии ребёнка.
  4. Возможность ограничений.

 Достичь продуктивных результатов с детьми мы можем только во взаимодействии с семьёй.

Для оказания максимально эффективной помощи ребёнку все участники процесса должны понимать уровень его психофизического состояния, сильные и слабые стороны; иметь полное представление о том, какую помощь (медицинскую, психологическую, педагогическую) получает ребёнок на данном этапе. Это позволяет ставить общие задачи, иными словами, позволяет составить индивидуальную программу развития.

При составлении программы необходимо учитывать ожидание родителей от предстоящего сотрудничества. Без учёта родительских ожиданий динамика у ребёнка может быть недостаточной, а может быть и частично отрицательной. Родительские эмоции и чувства также могут быть различны.

Мы понимаем, что ожидания родителей часто недосягаемы, потому что они возникают с опорой на нормальное развитие, что закономерно на первоначальном этапе взаимодействия с ребёнком. В  некоторых случаях родители не могут сформулировать задач .Родители могут занижать возможности ребёнка.

В зависимости от высказанного родителями запроса специалисты ведут себя по-разному ,побуждая семью к постановке задачи. При высказывании общей нереалистичной  перспективы развития можно попросить родителей конкретнее  сформулировать, что должен освоить ребёнок. При озвучивании нереальных задач педагог описывает тот путь, который должен пройти  человек в формировании того или иного навыка ,обозначает этапы этого пути ,показывая какие  умения должны появиться, в какой последовательности. При этом разъясняет семье, что данная задача может не реализоваться так, как этого хочет семья, но обозначаем направления ,которые позволят получить желаемый результат. Если родители не могут понять, что для них является приоритетным, то к постанове задач следует вернуться после беседы о трудностях ребёнка.

Программа составлена, начинается комплексное  медико-психолого-педагогическое  воздействие на ребёнка и сотрудничество специалистов и семьи. На начальном этапе с ,точки зрения родителей, как правило, не происходит чего -либо важного в развитии ребёнка. Но специалисты подмечают малейшие положительные изменения в поведении и развитии ребёнка и разъясняют это родителям. Специалисты должны найти адекватные слова, чтобы отметить положительные изменения и в то же время не обнадёжить родителей «что всё будет хорошо, если мы все будем постоянно заниматься». «Хорошо» и это мы знаем, бывает редко у ребёнка со сложным комплексным дефектом.

Какие могут быть особенности у ребёнка с комплексными нарушениями восприятия учебного материала.

  1. Ребёнок демонстрирует умение  только с определённым специалистом.
  2. Ребёнок дома не выполняет то, что он выполняет в учреждении.
  3. Ребёнок выполняет что- либо только в домашних условиях. (Родители демонстрируют видео)
  4. Ребёнок выполняет что -либо только в домашних условиях с определённым человеком.
  5. Ребёнок начал выполнять то, чему учили (и дома, и в учреждении) но забыл некоторые предыдущие навыки.
  6. Ребёнок выполняет действия только с определённым материалом ,не перенося действие на иное.( Разбирает только одну конкретную пирамиду).

Всё эти особенности с родителями проговариваем. Важно: мы говорим родителям, что мы им верим и рады, когда они утверждают про умения своего ребёнка, которые проявляются дома, а в учреждении не наблюдаются.

Если мы это не проговорим, то реакция со стороны родителей может быть негативной, и сотрудничество с семьёй будет идти в дальнейшем с напряжением, а оно нам нужно продуктивное.

Настойчиво и доброжелательно объясняем родителям, что ребёнок должен презентовать свои способности не только дома, не только в детском саду, но и в других образовательных и медицинских учреждениях. Это нужно для дальнейшего определения пути ребёнка после дошкольного учреждения. Поэтому работаем все вместе во всех направлениях.

На наших игровых занятиях в КПЦ присутствие родителей обязательно, родители видят своего ребёнка, других детей и активно сотрудничают. Мы, специалисты, постоянно подчёркиваем значимость участия родителей в развитии их детей, говорим, что работаем только вместе. Это так на самом деле. Даже очень хорошие специалисты являются временными в жизни ребёнка, в то время как его семья с ним всегда; оттого ,насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики в состоянии ребёнка, так и просто более полная и счастливая жизнь его семи.

Для поддержки родителей важную роль играют организация и проведение различной совместной деятельности. В КПЦ совместная деятельность детей, специалистов и родителей помогает настроить родителей на лад сотрудничества и частично снимает родительскую тревогу,а зачастую и агрессивность. Ярким показателем включённости родителей в коррекционно-развивающую работу является возрастание активности, понимание проблем и побед ребёнка, изготовление своих пособий, описание своих приёмов при тренировки ребёнка дома чему-либо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.

 В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в кото...

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

Данный проект направлен  на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции  речевых нарушений....

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...

Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...