Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Разина Елена Вячеславовна

   В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в которой работают ряд специалистов: учитель-дефектолог, логопед, психолог.

    Обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специализированной группы и главным условием подготовки к обучению в специализированной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.

С каждым годом в нашей стране увеличивается число дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Родителям (законным представителям) предоставлено право, после консультирования специалистами городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), принять решение о выборе ОУ и формы интеграции (integration – соединение) от полной и постоянной до минимальной и эпизодической.

Первым идею интегрированного обучения и воспитания высказал Л.С. Выготский.

«Мне представляется, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой нашего пересмотра специальной педагогики…Никто не вздумает отрицать необходимость специальной педагогики. Но эти специальные знания нужно подчинить общему воспитанию, общей выучке. Специальная педагогика должна быть растворена в общей деятельности ребенка».

Инклюзия («inclusion» в пер. с англ. «включенность»), как включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, дает право получения дошкольного образования в соответствии с его образовательными потребностями и возможностями.

   В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в которой работают ряд специалистов: учитель-дефектолог, логопед, психолог.

    Обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специализированной группы и главным условием подготовки к обучению в специализированной школе.

Выпадение зрительного восприятия или его глубокое нарушение значительно тормозят развитие дошкольника.

  У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем предметном мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом целенаправленном обучении.

  Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые они приобретают во время ознакомления с окружающим, в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности. Эти знания служат базой и основой для развития у слепого дошкольника пространственных представлений.

  Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего с незрячими детьми, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке, сенсорного и общего развития, необходимого для обучения, индивидуальных особенностей овладения пространством и причин возможного отставания, а также правильное планирование своей работы по обучению ориентировке в пространстве.

Примерные планы-конспекты группы «Особый ребёнок» учителя-дефектолога (тифлопедагога).

  1. Вводные занятия (адаптация в дошкольном учреждении 4-6 занятий, диагостика).
  2. Основной цикл занятий (разрабатывается индивидуально, опираясь на маршрутную карту ребёнка).
  3. Заключительные занятия (обобщение и закрепление пройденного материала).

Вводное занятие №1.

Тема: Первое знакомство с ребёнком.

            Заполнение анкетных данных.

  1. Первичное знакомство

      Знакомство с ребёнком можно начинать не в кабинете, а в раздевалке.

   Поздороваться с ним, представиться, сказать, куда он пришел.

   Проследить, как ребёнок раздевается (самообслуживание), в бытовых       ситуациях начать знакомство. Помочь снять ботинки, одеть штанишки…

Затем можно с ребёнком пройди по коридорам сада, показать путь от раздевалки (3 этаж) до кабинета (2 этаж). Дать основные ориентиры, как идти (сначала будем идти по лесенке вниз, держись левой рукой за нижние перилла, правую руку дай маме…).

Около кабинета нужно остановиться, дать потрогать ключи в двери (звенят), дать подёргать ручку.

-Как будем открывать дверь?

-Надо ручку опустить вниз. Открывай. Дверь открывается на тебя, значит надо отойти немного назад. Каждое действие ребёнка объясняем словесно. В кабинете даём ребёнку немного освоиться, походить, потрогать (Это шкафы, там лежат игрушки, это столы, около каждого стола стоят стулья).

Можно сопровождать стихами:

Это стул – на нём сидят.

Это стол – за ним едят.

А мы за ним будем играть, выполнять разные задания.

    2.Тактильное знакомство.

Очень важно, чтобы ребёнок вошел с педагогом в  тактильный контакт.

Для этого мы проводим следующие дидактические игры: «Ручки», «Водичка, водичка», различные пальчиковые игры.

Упражнение «Ручки».

Цель: развивать доверительные отношения, ребёнок должен без боязни давать свои ручки чужому незнакомому человеку.

- Давай, посмотрим какие у тебя ручки?

- Покажи свои ладошки.

- Давай, сравним твои ладошки и мамины, твои и мои (педагога).

- Положи свои ладошки в мои.

Если есть «телесный контакт», можно дать в ладошки предмет (шарик или шарики разные по размеру, звучащие, разные по текстуре…).

Если ребёнок не даёт свои ручки, то через предмет пробуем наладить контакт (Через игрушку, через тот же шарик).

- Покатай, потрогай, поиграй в шарик, в машинку…

Проводим различные пальчиковые игры, можно использовать музыкальные песенки Железновой «Пальчик – мальчик», «Ладушки».

3. Заполнение анкетных данных.

    Узнаём у родителей или сопровождающих лиц распорядок и режим дня ребёнка. Пожелания к проведению коррекционных занятий.

Что ребёнок любит делать дома в свободное время, его интересы.

План коррекционного индивидуального занятия

в группе «Особый ребёнок».

Тема: Игрушка – неваляшка».

  1. Приветствие

Музыкальное: «Здравствуйте ручки».

  1. Дыхательные упражнения

Цель: развитие плавного ротового выдоха. Вдох носом – выдох ртом.

-Дуем в тихий свисток.

-Упр. «Душистая роза».

  1. Пальчиковые игры

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, умение поочередно открывать пальчики, начиная с большого.

«Вот и вся моя семья».

Этот пальчик – дедушка, - открываем по - очереди пальчики

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! – хлопаем в ладоши

- Назови, кто с тобой живёт?

- Скажи, как кого зовут?

«Мы делили апельсин».

- Повтори, кому мы дали дольки апельсина?

- А кому досталась кожура?

  1. Обследование новой игрушки – Неваляшка.

Слушаем песенку «Мы милашки куклы-неваляшки».

- Эта песенка про игрушку «Неваляшку». Я её сегодня тебе принесла. Давай обследуем её двумя руками.

Что есть у этой игрушки? (Голова – шарик, туловище – побольше шарик, две ручки – маленькие шарики).

Наклони игрушку в сторону, положи её на бочок. Что с ней стало? Она не ложится, она качается. Вот так.

Ребёнок самостоятельно обследует и играет с игрушкой.

  1. Динамическая пауза

Повторно слушаем песенку и выполняем совместно движения (наклоны в стороны). Проговариваем: влево – вправо наклоняемся, как неваляшка).

  1. Игра на развитие слухового внимания: «У какого ушка звенит погремушка?»

- А теперь послушай внимательно ушками, на чём я буду играть (погремушка).

- Около какого ушка гремит погремушка?

- Поиграй сам на погремушке. Поиграй тихо, громко. Молодец.

  1. Развитие мелкой моторики

Лепим из мягкого пластилина «Неваляшку».

Катаем на доске или в ладошках шарики разной величины.

Собираем «неваляшку» проговаривая. Возьмём самый большой шарик – это туловище, к нему прикрепим шарик поменьше – это будет голова, по бокам маленькие шарики – это ручки. Что у нас получилось?

Давай сравним с нашей игрушкой – Неваляшкой.

  1. Муз. пауза

«Вперед четыре шага».

  1. Игровой модуль «Лабиринт»

Провести заданную фигуру по её дорожке (лабиринту).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...

«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...