Главные вкладки

    Программа развивающих занятий с детьми раннего возраста
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

     Чабанова Светлана Владимировна

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЛАКС

     

    ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

    С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

     

                Программа предназначена для детей 2 – 3 лет и рассчитана на систему занятий длительностью 10 минут. На занятиях проводят релаксационные упражнения под музыкальное сопровождение, упражнения сенсорного и коммуникативного развития и элементы пальчиковых игр. Проводят 1 – 2 занятий в неделю.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЛАКС

    ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

    С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

            Программа предназначена для детей 2 – 3 лет и рассчитана на систему занятий длительностью 10 минут. На занятиях проводят релаксационные упражнения под музыкальное сопровождение, упражнения сенсорного и коммуникативного развития и элементы пальчиковых игр. Проводят 1 – 2 занятий в неделю.

            Оптимальное количество детей на занятии – до 10 человек.  Обязательное присутствие воспитателя.

    Цель:

    • Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире и развивать внутренний мир ребенка при помощи музыки;
    • Развивать знание детей про цвет и величину;
    • Учить слушать музыку и различать звуки природы;
    • Развивать элементарные коммуникативные навыки и формировать навыки позитивного поведения у малышей;
    • Расширять сенсорный опыт малыша;
    • Развивать мелкую моторику рук, что в свою очередь влияет на развитие мышления и речь;
    • Вносить разнообразие в предметно-игровую среду малыша при помощи обычных вещей.

    Задание:

    • Помочь детям облегчить процесс адаптации к условиям ДУЗ;
    • Создать условия для позитивного психологического микроклимата в коллективе;
    • Развивать навыки общения;
    • Способствовать развитию навыков самовыражения в разных видах деятельности;
    • Способствовать снятию психомоторного и эмоционального напряжения;
    • Научить приемам саморасслабления.

    Материалы: картонные формы разных предметов и плоские изображения животных; большие и маленькие разноцветные прищепки; веревочки разной длины в соответствии с количеством детей; два диска с релаксационной музыкой «Звуки природы» и «Музыкальная релаксация в природе».

    ЗАНЯТИЕ 1.

    Упражнение «лучики для солнышка»

    Цель: Учить детей различать и группировать предметы по величине; закреплять знания желтого цвета; развивать мелкую моторику рук, зрительную память; воспитывать внимание, чуткость.

    Психолог предлагает детям развеселить солнышко, и подарить ему большие лучики. Малыши выбирают между большими и маленькими прищепками большие, и прикрепляют их к кружочку. Называют цвет солнышка и лучиков.

    Игра – релаксация «Солнышко»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

    Дети становятся в круг, поднимают руки к солнышку, поднимаются на носочки, дотягиваясь до него, наслаждаются теплыми лучиками.

    Солнышко дарит каждому ребенку веселого сияющего зайчика, который легко крепится к груди и светится.

    Мы ощущаем себя солнышком. Я – маленькое солнышко. Я просыпаюсь.  Я умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь медленно и свободно.

    Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я – великое солнце, я дарю свое тепло всем: небу, облакам, рекам, полям, людям.

    Я выдыхаю тепло. Я превращаюсь  в тоненький солнечный лучик. Я лечу на землю и ныряю в зелень листа, купаюсь в голубых волнах моря.

    ЗАНЯТИЕ 2

    Упражнение «лучики для солнышка»

    (усложненный вариант)

            Игру организовывают, как и на занятии 1. Но психолог предлагает детям подарить солнышку разные лучики и большие и маленькие. Малыши прицепляют прищепки к солнышку, чередуя их  по величине.

    Игра – релаксация «Солнышко» (занятие 1).

    ЗАНЯТИЕ 3

    Упражнение «Дождевая тучка»

            Цель: Закреплять у детей знание синего цвета; учить прилеплять прищепки друг к другу; развивать мелкую моторику рук; воспитывать старание, настойчивость.

            Психолог показывает детям синюю тучку и говорит, что из нее вот-вот польется дождик. Потом предлагает изобразить дождик при помощи прищепок. Малыши прикрепляют их к одному боку тучки, а потом прищепку к прищепке.

    Игра релаксация «Тучка».

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – тучка, большая, пушистая и мягкая.

    Моему телу приятно быть тучкой. Мне легко и свободно.

    Я плыву в голубом небе. Моей руки легкие, они помогают мне двигаться.

    Я поднимаю вверх глаза и вдыхаю всем телом свет. Я наполняюсь светом. Я стаю добрее.

    Я чувствую в себе дождь. Я наполняюсь дождем. Я могу подарить свой дождь земле.

    Я выдыхаю дождь, он потоком мелких капель пускается в путь.

    ЗАНЯТИЕ 4.

    Упражнение «Дождевая тучка» (усложненный вариант).

    Цель: закреплять у детей знание синего цвета; учить прикреплять прищепки друг к другу; развивать мелкую моторику рук; воспитывать старание, настойчивость.

    Психолог показывает детям синюю тучку и говорит, что из нее вот-вот  польется дождик. Предлагает изобразить дождь при помощи длинной и короткой веревочек.

            Малыши прикрепляют прищепки с разных сторон веревочки, которая привязана к тучке или к узелкам, которые можно завязать на веревочке.

    Игра релаксация «Тучка» (занятие 3).

    ЗАНЯТИЕ 5.

    Упражнение «Дождевая тучка» (занятие 4).

    Игра-релаксация «Дождик»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – дождь. Я выплываю из большой тучки и лечу на землю.

            Я – маленькая прозрачная капелька. Мне приятно кружится в воздухе среди других капелек дождя.

            Я – дождь. Я опускаюсь на землю и кричу ей: «Здравствуй!».

            Меня подхватывает легкий ветерок, и я пою ему: «Здравствуй!».

            Я умываю красивый цветочек, притрагиваюсь к ней губами, руками, всем телом. Я умываю ее и стаю совсем маленькой капелькой.

            Я мягко опускаюсь в объятия теплой земли, и она с облегчением вздыхает.

    ЗАНЯТИЕ 6.

    Упражнение «Маленькое дерево».

            Цель: учить детей различать и группировать предметы по величине; закреплять знания зеленого цвета; развивать мелкую моторику рук, зрительную память; воспитывать внимание, чуткость

            Психолог предлагает детям украсить дерево и прикрепить ему маленькие листочки.

            Малыши выбирают между большими и маленькими прищепками маленькие и прикрепляют их к форме дерева. Называют цвет дерева и листочков.

    Игра-релаксация «Дерево»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – дерево. Я стою в весеннем лесу в густой мягкой траве. Мои ноги превращаются в корни. Они в приятной прохладной земле.

            Мое тело превращается в ствол дерева. Мои руки становятся его веточками. Они поднимаются ладошками к небу.

            Я чувствую небосклон. Я чувствую солнечное тепло. Я вдыхаю его в себя, и оно разливается по всему телу.

            Я люблю играть с ветром. С легким ветерочком  забавляются самые маленькие мои листочки.

            Ветер расшатывает толстые ветки и ствол. Я улыбаюсь теплому дождику.

    ЗАНЯТИЕ 7.

    Упражнение «Большое дерево» (усложненный вариант).

            Игру организовывают как на занятии 6. Но психолог предлагает детям прикреплять разные листочки - и большие и маленькие.

            Малыши прикрепляют листочки, чередуя их по величине.

     Игра-релаксация «Дерево» (занятие 6).

            

    ЗАНЯТИЕ 8

    Упражнение «Легенький и сильный ветер»

            Цель: Научить детей различать силу влияния и телесную реакцию (упражнения на дыхание); закреплять знания о воздухе, ветер; воспитывать уважение, способность к взаимопомощи.

            Психолог предлагает подышать на ладошку, вначале легонько, потом чуть сильнее, еще сильнее. Потом тоже самое проделать с целлофановым пакетом, разрезанным на тоненькие полоски, чтобы увидеть силу ветра.

    Игра-релаксация «Ветер»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – ветер. Я нежный, легкий, теплый. Я играю с цветами, нежно трогаю их лепестки.

            Я прячусь в ветках деревьев, и шуршу листочками.

            Я вдыхаю в себя чистый воздух поля, леса, и становлюсь сильнее.

            Мои крылья большие и легкие. Я лечу над морем, от моего дыхания появляются волны.

            Я поднимаюсь высоко в горы и пою во весь голос «Я – ветер!»

            Я самый быстрый, самый сильный.

    ЗАНЯТИЕ 9.

    Упражнение «Высокая трава».

            Цель: научить детей различать и группировать предметы по величине; закреплять знание зеленого цвета; развивать мелкую моторику рук, зрительную память, воспитывать уважение, чуткость.

            Психолог предлагает детям вспомнить травку на земле и сделать ее высокой.

            Дети выбирают между большими и маленькими прищепками большие, и прикрепляют их к прямоугольнику.

            Называют цвет треугольника и травинок.

    Игра-релаксация «Травка»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – травка. Я бываю высокой и низкой.

            У меня очень красивый зеленый цвет.

            Я люблю играть с ветерком, когда он ласкает мои косы.

            Я любуюсь красивыми цветочками, которые растут около меня.

            Я наслаждаюсь пением птиц рано утром. Я даю прохладу в жару, когда во мне
    кто-то отдыхает.

    ЗАНЯТИЕ 10.

    Упражнение «Высокая и низкая травка» (усложненный вариант)

            Игру организовывают, как на занятии 9. Психолог предлагает детям вспомнить, как травка растет на земле. Говорит, что травка может быть и большая и маленькая.

             Дети прикрепляют большие и маленькие прищепки по очереди.

      Игра-релаксация «Травка» (занятие 9).

    ЗАНЯТИЕ 11.

    Упражнение «Разноцветный цветочек»

            Цель: Закреплять знания цветов – красного, желтого, синего; учить прикреплять вначале по одной прищепке, а потом и по две; развивать мелкую моторику рук; воспитывать старание, настойчивость.

            Дети рассматривают живые или искусственные цветы, любуются их лепестками.

            Вначале складывают цветы одного цвета, а потом нужно сделать, чтобы у цветов были разноцветные лепестки, и чтобы они чередовались.

     Игра-релаксация «Цветок»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Дети садятся в круг. Под музыкальное сопровождение выполняют упражнение.

            Я – цветочек. Я – маленький цветочек. Я свободно росту, поднимаюсь. Я поднимаюсь от чудесного сна.

            Я раскрываю свои тоненькие нежные лепесточки. Я умываю лепестками личико.

            Я – цветочек. Мои лепестки играют с ветром. Они кружатся с ними в вальсе.

            Я танцую и дарю свой запах небу, солнцу, земле, людям.

    ЗАНЯТИЕ 12.

    Упражнение «Колючий кактус»

    Цель: Учить детей различать  и группировать предметы по величине; закреплять название зеленого цвета; развивать мелкую моторику рук, зрительную память, воспитывать внимание, чуткость.

    Психолог предлагает детям украсить кактус и прикрепить ему большие колючки.

    Дети выбирают между большими и маленькими прищепками большие и прикрепляют их к овальной форме.

    Называют цвет кактуса и колючек.

    Игра-релаксация «Цветок»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – маленький листочек. Я бываю зеленый, а бываю желтый, позолоченный.

            Меня весело качает и зовет с собою ветерок.

    Вот я отрываюсь от веточки, взлетаю и путешествую в большом и прекрасном мире. Как хорошо кружить над землей!

    А когда я устану – спущусь на землю отдохнуть. Вместе с моим другом, ветром, заведем веселый осенний хоровод.

    ЗАНЯТИЕ 13.

    Упражнение «Колючий кактус» (усложненный вариант)

    Игру организовывают, как и на занятии 12. Но психолог предлагает детям прикреплять разные колючки – и большие, и маленькие.

    Дети прикрепляют прищепки, чередуя их по величине.

    Игра-релаксация «Цветок» (занятие 12).

    ЗАНЯТИЕ 14

    Упражнение «Елочка»

            Дошкольники учатся подбирать прищепки по цвету. Но дальше задание усложняется: прищепки нужно прикреплять попарно и под углом к стволу.

            Игра-релаксация «Почка»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – веточка, принесенная с мороза в комнату.

            Постепенно просыпаюсь ото сна, тепло согревает меня.

            Я свободно разворачиваю свои листья, стремясь к солнышку, живому теплу.  Наконец веточка распускается полностью. На ней появляется молодая зелень: молоденькие, зеленые, свежие листочки.

            Они радуются и  усмехаются солнышку.

    ЗАНЯТИЕ 15.

    Упражнение «Хитренький ежик»

            Цель: учить детей подбирать предметы по цвету; закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание помогать тем, кому нужна помощь, кто попал в беду.

            Детям предлагают помочь ежику, который потерял свои иголочки, и теперь чувствует себя незащищенным.  

            Малыши подбирают прищепки коричневого или серого цвета и прикрепляют их к ежику.

    Игра-релаксация «Звук»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – звук. Я легкий, свободный.

            Я рождаюсь от легкого прикосновения тоненьким смычком нежных струн хрупкой скрипки.

            Я взлетаю вверх и зависаю в воздухе словно птица.

            Мне легко и свободно, радостно и спокойно. Я закрываю глаза и ощущаю свое движение.

            Я вижу много других звуков, золотистых,  розовых, голубых. Они приближаются ко мне. Я обнимаю все эти звуки. Я вдыхаю их в себе.

            Я стаю добрее, красивее, сильнее. Я превращаюсь в огромный белый звук и растворяюсь в потоке солнечного света.

    ЗАНЯТИЕ 16.

    Упражнение «Снежная туча».

            Цель: Закреплять знание синего и белого цвета; учить прикреплять прищепки друг к ругу; развивать мелкую моторику рук; воспитывать старание, настойчивость.

            Психолог показывает детям синюю тучку и говорит, что из нее вот-вот  посыплется белый снег. Предлагает изобразить снежинки с помощью больших и маленьких прищепок. Малыши прикрепляют их с разных сторон так, чтобы получались интересные рисунки.

     Игра-релаксация «Снежинка»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – снежинка. Я большая, пушистая, мягкая.

            Моему телу приятно быть снежинкой. Мне легко и свободно.

            Я плыву в голубом небе. Мои руки легкие, они помогают мне двигаться.

            Я поднимаю вверх глаза и вдыхаю всем телом свет. Я наполняюсь светом. Я стаю добрее.

            Я ощущаю в себе легкость. Я переполняюсь воздухом.

            Я могу подарить свой снежок земле. Я выдыхаю снег, и он потоком мелких снежинок отправляется в путь.

    ЗАНЯТИЕ 17.

    Упражнение «Птичка невеличка»

            Цель: учить детей подбирать предметы по цвету; закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание помогать тем, кому нужна помощь, кто попал в беду.

            Детям предлагают помочь птичке, которая потеряла свои перышки, и теперь ощущает  себя беспомощной.  

            Малыши подбирают прищепки зеленого или серого цвета и прикрепляют их к спинке и крылышкам птички.

    Игра-релаксация «Птичка»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – птичка. Я легкая, свободная

            Я люблю летать высоко в небе, дружу со многими птичками.

            Я взлетаю вверх и зависаю в воздухе словно пушинка.

            Мне легко и свободно, радостно и спокойно. Я закрываю глаза и ощущаю свое движение.

            Я вижу много других птичек, золотистых,  розовых, голубых. Они приближаются ко мне. Я ловлю все  звуки. Я вдыхаю их в себе.

            Я стаю добрее, красивее, сильнее. Я превращаюсь в огромный белый звук и растворяюсь в потоке солнечного света.

    ЗАНЯТИЕ 18.

    Упражнение «Золотая рыбка»

            Цель: учить детей подбирать предметы по цвету; закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание помогать тем, кому нужна помощь, кто попал в беду.

            Детям предлагают оживить рыбку, которая потеряла свои плавнички, и теперь ощущает  себя беспомощной.  

            Малыши подбирают прищепки желтого или серого цвета и прикрепляют их к рыбке.

    Игра-релаксация «Рыбка»

    (прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).

            Я – рыбка. Я легкая, свободная

            Я люблю плавать в речке или море, дружу со многими рыбками.

            Я плаваю в воде и зависаю в ней.

            Мне легко и свободно, радостно и спокойно. Я закрываю глаза и ощущаю свое движение.

            Я вижу много других рыбок, золотистых,  розовых, голубых. Они приближаются ко мне. Я ловлю все  звуки. Я вдыхаю их в себе.

            Я стаю добрее, красивее, сильнее. Я превращаюсь в огромный белый звук и растворяюсь в струе водного потока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развивающее занятие с детьми раннего возраста на тему "Семья"

    Учить пересказать знакомую сказку. Повторять с детьми имена их ближайших родственников. Воспитывать любовь, уважение к членам семьи. Закрепить в активной речи название некоторых домашних животных и их...

    Развивающее занятие с детьми раннего возраста на тему "Семья"

    Учить пересказать знакомую сказку. Повторять с детьми имена их ближайших родственников. Воспитывать любовь, уважение к членам семьи. Закрепить в активной речи название некоторых домашних животных и их...

    Развивающее занятие с детьми раннего возраста

    в данном материале представлены веселые игры и развивающие упражнения, направленные на развитие внимания, моторики, позновательных процесоов, речи. Релаксация....

    Статья "Использование нетрадиционных материалов в организации развивающих занятий с детьми раннего возраста"

    Барсукова О.В. Использование нетрадиционных материалов в организации развивающих занятий с детьми раннего возраста. ...

    Интегрированное познавательно-развивающее занятие с детьми раннего возраста "Соберем букет для мамы"

    Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию конспект познавательно-развивающего занятия, посвященного празднику  8 марта, празднику самых дорогих и любимых!...

    Развивающие занятия с детьми раннего возраста на основе музыкального фольклора

    Музыка влияет на жизнь каждого человека, но как на нее влияет музыкальный фольклор? И как строить занятия с детьми раннего возраста так, чтобы они были и интересными, и познавательными? Об этом расска...