ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ДОМА
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Анна Владимировна Соболева

Статья адресована семьям,воспитывающим ребёнка с нарушенным слухом раннего возраста, а также специалистам, работающим с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_doma.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО

ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ДОМА

Соболева Анна Владимировна, учитель-дефектолог

       В настоящее время определены содержание и методика коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми раннего возраста с учетом их психофизических и возрастных особенностей. Вместе с тем известно, что реализация потенциальных возможностей детей с нарушенным слухом во многом зависит от опыта, предоставленного ребёнку в семье, в повседневном  бытовом общении. В настоящее время актуальной является проблема разработки системы упражнений и приёмов общения матери и ребёнка раннего возраста в условиях специально организованного обучения дома.

        СОДЕРЖАНИЕ и ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗАНЯТИЙ

        Для детей раннего  возраста с нарушенным слухом  при общении с матерью приоритетным мы считаем  следующее содержание коррекционно-развивающей работы: формирование побуждения к общению и  развитие речи.

       

  Общение на ранних стадиях развития, т. е. в  младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребенка,  потому что  оно  служит  средством  формирования  предметной,  а  позднее  игровой деятельности,  стимулом  овладения  различными  видами  движений,  условием развития понимания и использования речи. Общение со  слышащим  малышом  для родителей — спонтанный процесс, связанный в основном с уходом за ребенком и играми. Работа  по  развитию  общения  детей  раннего   возраста  с нарушенным слухом  направлена прежде всего  на развитие зрительного и  слухового  сосредоточения  на  лице  взрослого,  его речи, предметах; формирование потребности в  общении,  развитие  способности подражать предметным и речевым  действиям  взрослого,  появление  у  ребенка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых  лепетных  и  полных слов. Специально подчеркивается необходимость постоянного речевого общения с ребенком в семье.  Необходимо помнить об  использовании эмоционально  окрашенной,  сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами речи. Речь сопровождает все ситуации  ухода за ребенком, например кормление,  купание;  взрослый  называет  необходимые предметы и выполняемые действия. Речь не должна  быть  очень  многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и  те  же  выражения  —  так ребенок научится быстрее их понимать. В  процессе  общения  с ребенком дома, на улице надо привлекать его внимание к  звучащим  предметам, повторять звукоподражания, называть  звучащие  объекты  (ложка  упала:  бах; собачка  лает:  ав-ав-ав;  пылесос  гудит:  у-у-у).  При  попытках   ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет,  одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.  

      Для общения и игр  с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки –

куклы, машины, игрушки домашних животных, кубики и так далее. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и   называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ляля, мяу. Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и слуха ( при ношении кохлеарного импланта), или остатков слуха ( если носит слуховые аппараты). Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными.

      С первых дней жизни ребенка разговаривайте с ним обо всем: что вы делаете, для чего, как называются предметы и явления, какими свойствами они обладают, ваше отношение к ним. Берите ребенка на руки, рассказывая потешки, напевая песенки, чтобы ребенок видел ваше лицо, следил за артикуляцией, мимикой. Стимулируйте речевую активность ребенка, избегая общения с помощью жестов: не спешите давать ребенку желаемое, едва он протянет руку, спросите о том, что он хочет получить или сделать. Стройте свое общение по типу диалога, то есть, обращаясь к малышу, оставляйте время для его ответа.

       Поощряйте независимость, любопытство и исследовательскую деятельность ребёнка. Устройте комнату так, чтобы интересные игрушки находились в различных местах, там, где ребёнок сможет достать их сам. Предоставляйте малышу возможность самостоятельно сделать выбор. Вместо того чтобы просто дать ему игрушку, положите перед ним две игрушки. С помощью различных упражнений  в виде игры готовьте малыша к социальным навыкам: участие в процессе одевания и раздевания; участие в мытье и вытирании рук, участие в чистке зубов.

    Используйте подражание как один из способов усвоения речевых навыков маленьким ребенком. Научить неслышащего ребенка подражать

– одна из важнейших задач начального этапа обучения, так как без специального обучения подражание развивается чрезвычайно медленно, что сказывается на усвоении необходимых ребенку практических умений. Поэтому показ должен проводиться медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначаться словом. Если ребенок не подражает данному движению или действию с предметом, взрослый должен взять его руки в свои и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по подражанию.

          Начинать работу по развитию речи нужно совместно с развитием мелкой моторики. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. С ребёнком от 8 месяцев можно использовать мячики с колючками и массировать ладошки, ручки, ножки, сопровождая массаж гласными звуками. Ногами можно ходить по различным тактильным поверхностям-коврикам из крупы, поролона, шерсти, звучащим напольным синтезаторам. С детьми от одного года обязательно нужно использовать различные втулки, грибочки, гремящие баночки с прорезями.

    Ниже приведены примеры  упражнений, которые  помогут родителям организовать общение с неслышащим ребёнком раннего возраста.

Ладушки

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Организация упражнения. Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.

Зеркало

Цель. Учить ребёнка внимательно следить за движениями и мимикой взрослого, подражать им.

Организация упражнения. Взрослый показывает медленно простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, ставит руки на пояс и приседает и т. п.), изменяет мимику(хмурится, улыбается),произносит звуки (например гласные).Ребёнок повторяет.

Собачка спряталась

Цель. Развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы и звуки.

Оборудование. Игрушка собака.

Организация упражнения. Взрослый показывает ребёнку собаку. «Это собака, ав-ав». Собака убегает и прячется. Находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Взрослый сажает туда игрушку, предлагает ребёнку найти игрушку. Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать собаку. Можно использовать звучащие игрушки и предметы и искать их ориентируясь на звук.

  Веселый петрушка

Цель. Вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; учить реагировать на звук, узнавать наличие, отсутствие звука.

Оборудование. Разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, гармошка, дудочка).

Организация упражнения.  Взрослый обыгрывает приход игрушки. Просит ребёнка слушать, ударяет в бубен петрушка начинает танцевать. Пока музыка(бубен) играет, петрушка танцует. Музыки нет-петрушка спит.

 Шагаем и танцуем

Цель. Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан – шагать, под гармонь – танцевать.

Оборудование. Барабан, гармонь.

Организация упражнения. Взрослый объясняет ребёнку, что под барабан надо маршировать, а под гармошку можно танцевать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на

месте; берет гармонь, играет и приплясывает. Затем ребёнок подражает действиям взрослого: шагает под звуки барабана и пляшет под гармонь.

  Кто как кричит

Цель. Различать звукоподражания животных.

Оборудование. игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух и др. ).

Организация упражнения. Взрослый показывает игрушки и произносит звукоподражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку»,– и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает по столу (для детей 1 года-2 игрушки, для детей 2 лет-4,5 игрушек). После этого предлагает ребёнку внимательно послушать, кто говорит. Он произносит, например, «мяу» и спрашивает, кто это. Ребёнок показывает игрушку, повторяет звукоподражание.

   "Вместе с мишкой"

Мишку можно использовать для развития навыков самообслуживания у подрастающего малыша. Дайте ребенку его любимую куклу (мишку) и попросите его найти те или иные части ее тела. Спрашивайте, где у куклы головка, ушки, ножки, животик и т.д. Пусть он проделывает с куклой ряд характерных действий: причесывает; щекочет животик; умывает лицо; чистит зубы. Ваш малыш в процессе этой игры разовьет те практические повседневные навыки, которые вы прививаете ему.

       

 Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот некоторые упражнения, в которых малыш может тренировать общение, речь и мелкую моторику, помогая родителям.

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок

7. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

8. Вешать белье, используя прищепки .

9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

10. Закрывать задвижку на двери.

11. Включать и выключать свет.

12. Перелистывать страницы книги.

     

Удачи Вам и вдохновения в обучении малыша!!!

Список литературы:

  1. Н.Шпикова, Т. Шульман -Играй и умней.:С-Пб .:Прайм,2008.
  2. И.В. Королёва -Кохлеарная имплантация и дети: С-Пб.:Умная Маша, 2010.
  3. Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская-Если малыш не слышит…:М.:Просвещение,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной к школе группе на тему «Я и моя семья».

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, второй год обучения....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Овощи".

Конспект коррекционно-развивающего занятия. Для детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Игрушки".

Предлагается конспект группового занятия для детей с общим недоразвитием речи, в котором представлены лексико-грамматические задания направленные на развитие и обогащение словарного запаса таких детей...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Педсовет: Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...