Педсовет: Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (младшая группа)

Осипова Оксана Николаевна

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_korrekts_razv_raboty_s1-3let.docx55.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Принципы, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни

 В младенческом возрасте необходимо обеспечить ребенку общение со взрослым, полноценное вскармливание и хороший гигиенический уход. Особенно важно для младенца эмоциональное благополучие. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержке развития ориентировочно-познавательной деятельности уже в первые месяцы жизни. Именно взрослый создает все условия для полноценного развития ребенка.

Основная задача на первом году жизни – формирование у ребенка способов и средств общения со взрослым.

Эмоциональное общение со взрослым – ведущий тип деятельности на данном возрастном этапе. В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития, что обусловлено достижениями ребенка к концу первого года жизни. В процессе совместной деятельности ребенка со взрослым происходит усвоение общественно выработанных способов использования предметов (есть ложкой, рисовать карандашом, садиться на стульчик, катать мяч) в соответствии с их функциональным назначением. Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте.

 Главным в жизни ребенка от одного года до трех лет становится усвоение способов функционального использования предметов, а также интенсивное развитие речи и общения. Задача специального педагога – помогать каждому ребенку осваивать возрастные умения и навыки, а также грамотно и систематически анализировать полученные результаты. При этом он должен знать основные нормативные показатели развития.

 Важной задачей педагогического воздействия является выявление нарушений развития и оказание развивающей и коррекционной помощи каждому ребенку в формировании ведущих умений и навыков, характерных для конкретного возрастного периода жизни.

 Основные принципы, определяющие систему и последовательность коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни: 

∙ Комплексный характер развивающей работы предусматривает совместную стимуляцию развития всех функций: познавательных, речевых и моторных.

∙ Раннее начало онтогенетически последовательного поэтапного воздействия с учетом актуального уровня развития ребенка.

 ∙ Организация педагогической работы в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность.

 ∙ Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).

∙ Гибкое сочетание различных видов, форм и методов педагогической работы.

∙ Соблюдение постоянства условий и единства требований и приемов со стороны взрослого (родителей ребенка и педагогов).

∙ Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, которое является залогом эффективности развивающего воздействия. Необходима такая организация среды (быта, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками педагогической работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии. Мать должна быть очень внимательна к своему малышу и первой бить тревогу при задержке или нарушении развития.

∙ Динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени. Основная цель развития и воспитания детей первых лет жизни – психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего адаптации и социализации ребенка на основе удовлетворения его потребностей.

 Основные условия развития ребенка от 1-го до 3-х лет:

− обеспечение предметно-пространственной развивающей среды

 − создание благоприятных условий для социального, познавательного, речевого и двигательного развития;

− стимуляция адаптационных механизмов, направленных на охрану и укрепление здоровья детей; − организация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми первых лет жизни, их воспитанию и развитию.

 Психолого-педагогический процесс в младенческом и раннем возрасте опирается на идею индивидуального развития ребенка с учетом сензитивных периодов формирования функций. Важнейшими условиями эффективного участия родителей в коррекционно-развивающем процессе являются формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений и его индивидуальных возможностях, повышение педагогического потенциала родителей, а также развитие гармоничных детско-родительских отношений

Существуют разные виды психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи. По объему помощи выделяют: полное непрерывное сопровождение, периодическое и разовое сопровождение. По форме оно может быть очное, очно-заочное и дистанционное. По месту реализации психолого-педагогическое сопровождение может быть оказано в образовательной организации, в условиях медицинского учреждения, в учреждениях соцзащиты, а также в условиях семьи (на дому).

Основными этапами сопровождения являются: этап диагностики, планирования перспектив, коррекционно-развивающей работы с ребенком, этап контроля и оценки и корректировки образовательного маршрута. Для реализации принципов и направлений работы используются различные методы, дифференцируемые в зависимости от решения определенных задач. Соотношение методов на каждом этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом. Педагогическое развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов.

 Практические методы и приемы обучения (разные способы организации детской деятельности):

 • постановка практических и познавательных задач;

• целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

 • дидактические игры;

• многократное повторение практических и умственных действий;

 • наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

• подражательные упражнения;

• создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

 Наглядные методы:

 • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

 • наблюдения за предметами и явлениями окружающего;

 • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

 • речевая инструкция;

 • беседа

; • описание предмета;

• указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие)

 • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата;

• метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком).

 Основные направления психолого-педагогической работы в младенческом возрасте

  1. Социально-коммуникативное развитие детей.

 Задачи социально-коммуникативного развития в младенческом возрасте:

∙ Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция “комплекса оживления”, стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым)

 ∙ Вызывание положительных эмоций у ребенка в процессе общения с ним.

 ∙ Формирование элементарных навыков самообслуживания и опрятности. Поощрение попыток ребенка включаться в процесс самообслуживания.

от рождения до 6 месяцев

• Вызывать у ребенка первую улыбку в ответ на ласковое обращение близкого взрослого (матери). Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери или другого близкого взрослого.

 • Формировать «комплекс оживления» (сочетание улыбки, звуков гуления с двигательной активностью) в ответ на ласковый разговор близкого взрослого.

 • Развивать, дифференцировать «комплекс оживления»: в ответ на ласковый тон голоса взрослого, при появлении близкого человека (в процессе общения), слыша голос близкого взрослого, рассматривая игрушку. Учить привлекать и удерживать внимание близкого человека: улыбками, движениями, криком, звуковыми реакциями, хныканьем.

 • Учить брать (захватывать) и подносить бутылочку ко рту, удерживать ее во время кормления. Учить раскрывать рот перед ложкой, снимать пищу губами, есть с ложки полугустую пищу.

 • Прививать любовь к водным процедурам.

 от 6 до 12 месяцев

• Учить дифференцировать знакомых и незнакомых людей. Учить радоваться приходу близкого взрослого.

• Учить узнавать свое имя (поворачиваться).

• Учить различать и адекватно эмоционально реагировать на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные. Формировать различные эмоциональные реакции (интерес, удовольствие, радость, внимание, обиду) в разных ситуациях.

 • Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками. Учить подражать мимике, жестам и игровым действиям взрослых. Адекватно включаться в игру со взрослым: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Куку! Вот и я!», «Набрасывание пеленочки».

 • Учить проявлять интерес к детям, их игре.

• Вызывать оживление при звуках музыкального инструмента, знакомой мелодии, песенки.

 • Учить тянуть руки к бутылочке или подносимой чашке, поддерживать их двумя руками с помощью взрослого, пить из чашки (с поддержкой взрослого). Учить держать в руке сухарик, сосать и грызть его; учить самостоятельно есть твердую пищу, которую берут руками: подносить ко рту, откусывать и жевать сушку, печенье, хлеб.

  1. Познавательное развитие.

Задачи познавательного развития в младенческом возрасте:

∙ Формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

∙ Развитие познавательного и игрового интереса, действий с предметами (целенаправленного хватания, неспецифических и специфических манипуляций).

 от рождения до 6 месяцев

• Формировать зрительные ориентировочные реакции: − умение фиксировать и удерживать взгляд на лице ласково разговаривающего с ребенком взрослого, на подвешенной игрушке; − умение следить взором за движущейся игрушкой и плавно прослеживать игрушки, различные по форме, величине, цвету; − совершенствовать зрительное прослеживание в любом положении: лежа на спине, на животе, на боку, на руках у взрослого, в вертикальном положении.

 • Формировать слуховые ориентировочные реакции: − вызывать слуховое сосредоточение (прислушиваться к звучанию различных по громкости игрушек, голосу и пению взрослого). − учить вслушиваться в звуки погремушки; при возникновении звуковых раздражителей вызывать ориентировочно-поисковую реакцию, связанную с установлением источника звука. − формировать локализацию звука в пространстве (умение поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его).

• Развивать познавательный и игровой интерес, действия с предметами: − учить тянуть руки к подвешенным игрушкам, удерживать вложенную в руку игрушку; − учить целенаправленно захватывать игрушку, удерживать ее в руке; − развивать зрительно-моторную координацию (координированные движения «глаз-рука», когда рука направляет и контролирует руку ребенка); развивать зрительно-осязательные ориентировки при хватании; − учить рассматривать предмет, зажатый в руке. − формировать неспецифические (простые) манипуляции с предметами-игрушками (трясти, стучать).

от 6 до 12 месяцев

 • Совершенствовать зрительные и слуховые ориентировочные реакции, восприятие людей и предметов; рассматривать, прислушиваться к звучанию различных игрушек и предметов.

• Учить брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать.

 • Формировать различные неспецифические манипуляции с предметами (стучать игрушкой, трясти ее, перекладывать из одной руки в другую, размахивать, отодвигать, тянуть в рот, сосать, отпускать, бросать).

• Формировать специфические манипуляции с предметами-игрушками, учитывающие физические свойства предметов и состоящие из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер (сжимание-разжимание резиновой пищащей игрушки, потряхивание погремушкой, отталкивание подвешенных игрушек, бросание звучащего мяча).

• Учить подражанию действиям взрослого.

 • Учить снимать со стержня пирамидки 3-5 колец с широким отверстием. Строить башню из двух кубиков (совместными действиями), ставя один кубик на другой. Учить открывать и закрывать крышки.

• Формировать соотносящие действия: с кубиками-вкладышами (учить вставлять меньший стаканчик в больший).

• Учить прокатывать мяч или шарик, толкать вперед игрушку на колесах.

• Учить искать внезапно спрятанную игрушку (заглядывать, сдергивать платочек).

  1. Речевое развитие.

Задачи речевого развития в младенческом возрасте:

  Формирование подготовительных этапов понимания обращенной к ребенку речи.

  Развитие подготовительных этапов к овладению активной речью. Стимуляция голосовых реакций, звуковой, слоговой и начальной речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета, звукоподражаний и первых лепетных слов).

от рождения до 6 месяцев

• Учить ребенка произносить гласные звуки.

 • Учить прислушиваться к голосу взрослого; вторить ему звуками.

 • Стимулировать появление начального гуления (гуканья); протяжно произносить гласные и гортанные согласные звуки.

 • Постепенно обогащать гуление новыми звуками и интонациями.

 • Стимуляция включения в «комплекс оживления» разнообразных голосовых реакций.

 • Стимуляция появления лепета: обогащение, удлинение цепочек звуков.

 • Учить подражать интонациям голоса взрослого.

 от 6 до 12 месяцев

• Развивать понимание обращенной речи:  учить имена близких взрослых и смотреть в сторону названного человека;  учить выделять по слову взрослого знакомые предметы-игрушки, часто называемые, находящиеся в определенном месте;  учить понимать простые речевые инструкции (просьбы): «дай», «на», «возьми» и др.;  прерывать занятие, услышав строгое замечание («нельзя»); подчиняться слову «можно»;  указывать на одну-две части тела, лица.

• Развивать голосовую и речевую активность:  активизировать лепетную активность (сочетание губных согласных и гласных звуков, язычных и гласных звуков); стимулировать аутоэхолалии (самоподражание в лепете) и эхолалии; учить использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;  учить произносить отдельные лепетные слова (ма-ма, па-па, ба-ба, ля-ля, би-би, ко-ко); учить соотносить облегченные слова с предметами и действиями;  стимулировать звукоподражания, т.е. подражать знакомым звукам и движениям: «плакать», «смеяться», «кашлять», «петь»; кричать, подражая животным (гусь гогочет «га-га», кошка мяукает «мяу», собака лает «ав-ав», ворона каркает «кар-кар»);  учить отвечать на вопрос взрослого: «Кто это?», «Что это?» облегченными словами и звукоподражаниями.

  1. Физическое развитие.

 Задачи физического развития в младенческом возрасте:

  Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, их полноценного физического развития (соблюдение режима дня, питания, двигательной активности, соответствующих возрасту и психофизическому состоянию ребенка).

  Формирование основных двигательных навыков (подъема, удержания и поворотов головы, контроля за положением головы в пространстве, поворотов со спины на живот и наоборот, самостоятельного сидения, ползания на животе и на четвереньках, вставания, стояния и ходьбы).

  Нормализация состояния тонуса мышц (сгибателей и разгибателей верхних и нижних конечностей).

  Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук (направления руки к игрушке; нормализации положения кисти и пальцев, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; хватательной и опорной функции кистей рук, различных манипуляций с предметами).

 от рождения до 6 месяцев

 • Развивать общие двигательные навыки:  учить поднимать и недолго удерживать голову в положении на животе;  учить удерживать голову лежа на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого;  учить переворачиваться со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину;  стимулировать ползание вперед и отползание назад, повороты вокруг себя;  учить опираться ногами на опору и немного стоять на выпрямленных ногах при поддержке под мышки.

• Развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук:  формировать направление руки к подвешенной игрушке;  учить приближать руки к лицу, рассматривать их;  учить захватывать крупную игрушку всеми пальцами, ладонью и удерживать ее;  учить осуществлять простые манипуляции с предметами;  стимулировать тактильную (кожную) чувствительность рук;  учить дотрагиваться руками до своего тела.

 от 6 до 12 месяцев

• Развивать общие двигательные навыки:  учить ползать в разных направлениях;  учить самостоятельно садиться из положения лежа; формировать самостоятельное сидение;  учить вставать на колени, на ноги, держась за опору (подниматься из положения сидя сначала двумя руками, затем – одной рукой); учить стоять при поддержке за одну руку;  учить переступать при поддержке за обе руки или под мышки; стимулировать передвижения приставным шагом, держась за опору (боком);  учить влезать на четвереньках на подушку, возвышение, лесенку детской горки, сползать по наклонной поверхности; учить залезать, карабкаться на диван, кресло, спускаться на пол;  учить приседать, выпрямляться, наклоняться;  формировать самостоятельное стояние (без опоры);  учить ходить, держась одной-двумя руками за руку взрослого;  учить делать самостоятельно несколько шагов без поддержки.

 • Развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук:  учить брать игрушку из разных положений, цепко удерживать ее в руках;  учить осуществлять более сложные манипуляции с предметами; развивать активные движения рук, пальцев, подбирая для манипулирования разные по величине и форме предметы;  учить повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать, сжимать и разжимать кулачки;  формировать координированные движения пальцев рук, активизируя при схватывании большой и указательный пальцы; укладывать мелкие и средние предметы в банку, захватывая «щепотью».

  1. Художественно-эстетическое развитие.

Задачи художественно-эстетического развития в младенческом возрасте:

  Накопление первоначального опыта музыкального восприятия, формирование сосредоточения и положительной эмоциональной реакции на пение взрослого и звучание музыки. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку контрастного характера (веселая – спокойная, быстрая – медленная). Пробуждение интереса к звучанию музыкальных инструментов, выполнению музыкально-ритмичных движений.

  Первичное знакомство детей с художественной литературой, доступной по содержанию (стихи, рифмованные народные потешки, пестушки).

 Развитие эстетического восприятия ярких картинок и игрушек. Вызывание эмоционального отклика на художественное оформление картинок.

  Развитие устойчивости зрительного и слухового восприятия и внимания.

от рождения до 12 месяцев

 • Формировать интерес, эмоциональную отзывчивость к пению взрослого, звучанию музыки. Приучать ребенка слушать небольшие колыбельные, плясовые мелодии, песни, доступные его восприятию. Учить прислушиваться к голосу взрослого, пению, музыке.

 • Привлекать внимание к звучанию музыкальных инструментов (дудочки, флейты, металлофона). Учить осуществлять простые музыкально-ритмичные движения (хлопки, приплясывания, размахивание погремушкой).

 • Поощрять «участие» в пении взрослого (движениями рук и ног, произнесением отдельных звуков и слогов); стимулировать радостное оживление при звучании плясовой мелодии.

• Учить ребенка слушать детские стихи, рифмованные народные потешки.

 • Развивать интерес к ярким картинкам и игрушкам; учить рассматривать яркие предметные картинки. Формировать умение узнавать на картинке знакомые предметы, игрушки.

Основные направления психолого-педагогической работы в раннем возраст

  1. Социально-коммуникативное развитие детей.

Задачи социально-коммуникативного развития в раннем возрасте:

 Развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический, речевой контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество). Формирование готовности к совместной деятельности и общению со сверстниками.

 Формирование эмоциональной отзывчивости детей, сопереживания, воспитание у них доброжелательного отношения к близким.

 Формирование навыков самообслуживания и опрятности.

от 1 года до 1 года 6 месяцев

 • Учить эмоционально по-разному реагировать на знакомого или незнакомого взрослого.

• Учить подражать невербальным средствам общения взрослых (мимике, выразительному взгляду, движениям) и использовать их, дополняя ими собственную речь. Стимулировать появление социально значимых мимики и жестов (махать рукой, хмурить брови, целовать).

• Учить радоваться получению результата от предметных действий, выполненных взрослым или самостоятельно.

 • Учить проявлять интерес к действиям и играм других детей.

 • Учить пить из чашки и держать ложку в кулачке, доносить до рта густую пищу с помощью взрослого. Вытирать руки, лицо полотенцем после умывания. Формировать умение проситься на горшок; отрицательно относиться к нарушению опрятности.

от 1 года 6 месяцев до 2 лет

• Учить проявлять яркие эмоции при общении с близкими (мимика, выразительный взгляд, движения). Учить при общении с взрослым и сверстниками использовать эмоционально окрашенные возгласы (звукоподражания и лепетные слова) для привлечения внимания.

• Развивать взаимодействие с окружающими: обращаться к взрослому в затруднительных ситуациях, вступать в контакт с ровесниками. Наблюдая за другими детьми, вовлекаться в параллельную игру.

• Учить сопровождать предметные и игровые действия мимикой, «высказываниями»; адекватно относиться к указаниям: «Собери игрушки», «Это можно», «Этого нельзя», «Хорошо», «Плохо».

• Имитировать работу по дому, демонстрируя функциональные действия.

 • Учить самостоятельно пить из чашки, есть густую и полужидкую пищу с небольшой помощью взрослого. Учить самостоятельно раздеваться (снимать шапку, носки, обувь) и частично одеваться (натягивать шапку, вдевать ноги в туфли). Учить умываться (тереть ладони, лицо), вытираться полотенцем с помощью взрослого. Контролировать физиологические потребности (заранее сообщать взрослому характерным жестом или словом).

 от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

 • Учить привлекать внимание взрослого или ребенка в процессе общения.

• Учить различать эмоциональные состояния человека. Учить познавать окружающее через свои эмоциональные ощущения («больно», «горячо», «холодно», «красиво»).

 • Играть возле детей, время от времени вступая с ними в контакт; соблюдать очередность под руководством взрослого. Учить играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками. Отстаивать свою собственность.

 • Помогать в простой работе по дому.

• Учить самостоятельно пить из чашки, не проливая; есть ложкой полужидкую и жидкую пищу (с небольшой помощью взрослого). Учить снимать штанишки и кофту; расстегивать кнопки, застежку «молния», большие пуговицы; обувать ботинки, надевать носки, трусы, штаны (с небольшой помощью взрослого). Знать место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Обращать внимание на грязное лицо, руки. Контролировать свой стул; показывать жестами или словами, что хочет в туалет.

от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

 • Учить эмоционально положительно относиться к развлечениям, играм

. • Развивать эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях. Учить эмоционально предвосхищать результаты собственных действий и действий взрослого.

 • Формировать тактильно-эмоциональные и речевые способы выражения привязанности. Учить сопереживать, сочувствовать плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относиться к животным, растениям (по примеру взрослого; по собственной инициативе).

• Учить избегать опасности.

 • Учить выполнять простую работу по дому.

 • Учить самостоятельно пить и есть любую пищу. Раздеваться полностью, включая пуговицы и «молнию»; одеваться с небольшой помощью взрослого. Учить пользоваться носовым платком (при напоминании). Контролировать свой стул, ходить в туалет под руководством взрослого, спускать воду в туалете.

  1. Познавательное развитие. 

Задачи познавательного развития в раннем возрасте:

 Формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, развитие интересов детей, целенаправленности и настойчивости действий.

  Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); расширение и обогащение сенсорного опыта детей. Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, количестве).

  Формирование предметной деятельности в процессе освоения соотносящих и орудийных действий, а также предпосылок игровой деятельности, способности произвольно включаться в деятельность.

 Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Развитие интереса к окружающему миру, знаний об окружающем, понимания обращенной речи.

  Формирование наглядно-действенного мышления.

 от 1 года до 1 года 6 месяцев

 • Формировать познавательный и игровой интерес.

• Формировать операции сравнения на уровне сличения: цвета предметов, одинаковых по форме и величине; двух форм («мяч», «кубик») предметов, одинаковых по цвету и величине; двух контрастных величин (большой-маленький) предметов, одинаковых по цвету и форме.

 • Формировать выполнение предметных (взаимосвязанных прямых и обратных) действий с дидактическими игрушками: снятие и нанизывание на стержень пирамидки из 5-6 больших колец без учета величины; разбирание и собирание игрушки из двух частей (матрешка, бочонок, яйцо).

• Учить вкладывать квадратные и круглые вкладыши большого размера в соответствующие отверстия доски форм (совместными действиями).

• Учить решать несложные практические задачи.

• Учить строить башню из 3-4 кубиков, домик из кубика и призмы.

• Учить правильно использовать предметы в зависимости от ситуации. Формировать подражание действиям взрослого («стирать», как мама; «читать», как папа).

• Учить тянуть машинку за веревочку, толкать, катать.

 • Учить рассматривать предметные картинки вместе со взрослым, показывать (выделять по слову) и по возможности называть изображенные предметы и лица («Покажи, где…?», «Кто это?», «Что это?»).

 • Формировать представление о неизменности существования предмета: находить частично спрятанную игрушку; полностью спрятанную игрушку.

 • Учить убирать препятствия, мешающие достичь желанной игрушки.

• Привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание (тихое и громкое), в том числе разнотембровым музыкальным игрушкам.

 от 1 года 6 месяцев до 2 лет

 • Формировать ориентировку на уровне сличения, выделения по слову, по возможности – называния: в 2-4 цветах (красный, желтый, зеленый, синий); в 2-3 контрастных формах (шар – куб, кубик – кирпич, шар – призма – кирпич); в 2-3 величинах (большой, маленький).

 • Учить выполнять предметные действия с дидактическими игрушками:  учить собирать пирамидку из 2-х (потом 3-х) колец контрастных размеров на стержне с помощью взрослого после показа, затем самостоятельно;  развивать элементарные соотносящие (продуктивные) действия при формировании умения разбирать и собирать двухместные (далее трехместные) дидактические игрушки (матрешку и другие вкладыши) после показа;  учить подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, затем из трех форм; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной) совместными действиями, показом.

 • Обучать функциональному назначению игровых и бытовых предметов. Учить подражать функциональным действиям близкого взрослого. Учить самостоятельно воспроизводить действия с предметами, разученные ранее; одинаковые действия с разными игрушками. Формировать выполнение процессуальных действий с сюжетными игрушками (баюкать куклу; катать машину).

• Учить подбирать однородные предметы к образцу.

• Конструировать по образцу из 2 элементов (подражая взрослому, выполнять простые постройки из строительного материала, палочек). Складывать разрезную картинку из 2-х частей.

 • Учить находить предметы на картинке, показывать, используя указательный жест. Подбирать к картинкам соответствующие предметы. Развивать понимание простого сюжета на картинке. Отвечать на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».

 • Продолжать знакомить с предметами, издающими различные звуки.

от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

• Расширять дифференцировку цвета, формы, величины предметов. Сличать, выделять по слову и называть цвет, форму, величину предметов: ориентироваться в 4-5 цветах; соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец; ориентироваться в трех величинах одного предмета (большой – маленький – поменьше – побольше).

• Учить собирать одноцветные пирамидки из 4-5 колец, располагая их по убывающей величине (с помощью взрослого); разбирать и собирать трехместную матрешку и кубики-вкладыши.

• Учить подбирать и вкладывать различные по форме вкладыши в соответствующие отверстия доски форм («почтовый ящик»).

• Раскладывать однородные предметы в зависимости от их цвета, формы, величины.

 • Конструировать по образцу из 3 элементов; учить воспроизводить несложные постройки после показа по образцу. Складывать разрезную картинку из 3 частей.

• Формировать выполнение процессуальных действий с сюжетными игрушками (нагружать кубики в кузов машины и разгружать их; качать и катать коляску с куклой).

 • Приучать класть или ставить предмет в нужное место.

• Раскладывать парные карточки по соответствующим картинкам (типа «Лото»).

• Указывать на отдельные элементы рисунка в книжке, соотносить предметную картинку и ее изображение на сюжетной картинке.

от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

• Совершенствовать дифференцировки при действиях с предметами и дидактическими игрушками, постепенно переходя от практических проб, затем к примериванию и далее к действиям в мысленном плане. Учить использовать имеющийся опыт, действовать по представлению.

 • Развивать умение сортировать предметы по цвету (4-6 вариантов); закреплять практическое умение действовать с предметами различных форм и размеров.

 • Учить собирать разноцветную пирамидку из 4-5 колец самостоятельно после показа,

 4-хместную матрешку, кубики-вкладыши.

• Выстраивать по росту однородные предметы.

• Продолжать обучение подбирать и вкладывать различные по форме вкладыши в соответствующие отверстия доски форм («почтовый ящик»).

 • Формировать выбор предмета с ориентировкой на 2 свойства одновременно.

• Конструировать по образцу: строить несложные сооружения из 4-5 деталей конструктора, складывать разрезную картинку из 3-4 частей.

 • Учить видеть сюжет картинки («Что девочка кушает?» «Что мальчик надевает?» «На чем девочка катается?»).

• Учить объединять предметы и картинки в пары по функциональному признаку из 2-х вариантов («Чем играют?», «Что едят?»).

 • Развивать предметно-игровые действия (элементы сюжета): причесывание, раздевание и одевание куклы, укладывание ее спать; строительство гаража для машины).

 • Учить распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый-легкий, холодный-горячий).

 • Формировать у детей элементарные математические представления: познакомить с понятиями «один – много»; учить различать количество предметов «много» и «один», «много» и «мало»; формировать группы однородных предметов.

  1. Речевое развитие. 

Задачи речевого развития в раннем возрасте:

  Развитие понимания обращенной к ребенку речи.

  Формирование собственной речевой активности, учитывая этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2-3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза с лексико-грамматическими недостатками). Поэтапное развитие лексического и грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

  Развитие потребности в речевом общении, формирование любых невербальных и вербальных средств коммуникации (жестовых, мимических, голосовых, звукопроизносительных, речевых). Овладение речью как средством общения.

от 1 года до 1 года 6 месяцев

Развитие понимания обращенной к ребенку речи:

 • Учить понимать названия знакомых игрушек, часто употребляемых окружающих предметов обихода; знать имена близких взрослых. Учить понимать и по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды. Учить понимать и показывать по просьбе взрослого некоторые части лица (рот, глаза, уши) и тела (руки, ноги, голову) у себя, у взрослого, у образной игрушки. Учить понимать слова, обозначающие действия и некоторые простые бытовые ситуации (раздеваться, одеваться, умываться, гулять, сидеть, лежать, качать).

• Обучать выполнять по просьбе взрослого разученные ранее действия («ладушки», «до свидания», «понюхай цветочек», «покачай лялю», «поцелуй маму», «птички летают»). Учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает свои действия, показ игрушек (кукла идет «топ-топ», зайка скачет «прыг-прыг», машина гудит «би-би»). Выполнять простые речевые инструкции и поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: дай, найди, принеси, пей, ешь.

 • Учить слушать и понимать простые потешки, стихи, песенки. Развитие активной речи:

 • Учить произносить звукоподражания (имитировать звуки по просьбе взрослого -«лаять», «пищать», «гудеть», «каркать»). Учить произносить лепетные (облегченные), легкие по звуковому составу слова, соотнося их с близкими взрослыми, предметами, действиями по подражанию, по просьбе взрослого. Стимулировать соотнесенное употребление слов и звукоподражаний (в индивидуальном произношении): в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигательной активности, в процессе выполнения предметных действий.

 • Стимулировать замену облегченных слов общеупотребительными (полными). Совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных часто выполняемых действий (спи, иди, упал, возьми, катай, качай, подними, ползи, беги).

• Учить детей отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что это?» (в реальной ситуации и по картинке).

 • Учить произносить по подражанию простые фразы из двух слов, связывая два облегченных слова в предложение («дя пи» – «дай пить»; «утя кя-кя» – «утка кря-кря»; «зая пыг-пыг» – «зайка прыгает»). Формировать умение выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из 2-х, потом 3-х слов. Учить подражать часто слышимым словам, фразам взрослого.

• Учить детей сопровождать речь мимикой, жестами, движениями, имеющим значение дополнительного слова. Развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

 • Учить называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении, а также в действии.

 от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Развитие понимания обращенной к ребенку речи:

• Расширять запас понимаемых слов. Учить показывать на предметы и игрушки по просьбе взрослого. Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, место положение. Называть детям цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий), размер (большой, маленький), форму (кубик, шар, кирпичик, крыша-призма). Учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает, прыгает), голосовые реакции (мяукает, лает, гогочет), способы передвижения человека (идет, бежит), его действия (стирает, моет, подметает).

 • Учить названия частей лица и тела, показывать их.

• Учить понимать смысл предложений. Учить выполнять более сложные речевые инструкции и знакомые бытовые действия по просьбе взрослого («помоги маме», «обними бабушку», «пожалей папу»); выполнять двухступенчатую инструкцию («возьми зайку и отнеси маме»; «подними куклу и покачай ее»; «нагрузи кубики в машину и отвези их в гараж»).

• Помогать детям запоминать и выполнять цепочку разворачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).

• Уметь выбирать из нескольких (2-3) предметов или картинок то, что нужно: постепенно учить выполнять просьбу: «Дай мне... и...!». Уметь выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выра

жающие состояние: «Дай большой мяч», «Возьми красный кубик», «Поставь на стол чистую чашку».

• Показывать на себя в ответ на вопрос: «Где (имя ребенка)?». • Понимать значение предлогов на, под, в.

• Развивать понимание короткого рассказа о знакомых событиях.

• Учить различать неречевые звуки (бубен, колокольчик).

 Развитие активной речи:

• Стимулировать и поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав – собака, мяу-мяу – киса, га-га – гусь, би-би – машина, ля-ля – кукла). Учить правильно произносить общеупотребительные слова. Учить обозначать словом свои или чьи-либо действия.

• Расширять активный словарь детей: учить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, глаголы, прилагательные; правильно употреблять местоимения (я, ты, мне), наречия (там, туда), предлоги (в, на, под).

• Формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинке; узнавать и называть на картинке людей разного пола и возраста, а также их действия.

 • Учить использовать в общении простые фразы из 2-3-х облегченных или общеупотребительных слов. Развивать потребность детей в речевом общении.

 • Учить подражать часто слышимым словам, фразам взрослого. Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух – трех слов. Учить детей отвечать простой фразой на понятные вопросы взрослого: «Кто это?», «Что это?» «Что делает?» (в реальной ситуации и по картинке).

• Учить договаривать последние слова знакомых стихов и песенок.

• Побуждать обращение к взрослым и сверстникам («попроси»; «поблагодари»; «предложи»; «посмотри, кто пришел и скажи мне»).

от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Развитие понимания обращенной к ребенку речи:

• На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание обращенной речи. Учить понимать слова, обозначающие состояние (чистый, грязный), местоположение предмета (здесь, там, высоко, низко), временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения; способы питания (клюет, лакает, грызет), а также слова, характеризующие его настроение, состояние (испугался, плачет, смеется).

• Формировать обобщенные представления о предметах и действиях. Учить узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и желтый); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, зайку, собачку).

 • Приучать детей внимательно слушать и воспринимать рассказ взрослого (педагога). Учить понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях «о том, что делал на прогулке».

• Учить названия частей лица и тела (около 10) и показывать их по просьбе взрослого.

• Уметь выбирать по слову взрослого из 2-8 предметов или картинок с изображением продуктов, животных, мебели, одежды. Учить выполнять просьбу: «Дай мне... и …!» (2 предмета из 4-х и из тех, что находятся в комнате).

• Выполнять по слову взрослого разные действия с предметами; имитировать действия людей и движения животных («походи как медвежонок», «попрыгай как зайчик»). Уметь выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния: выбрать длинный или короткий, твердый или мягкий предмет.

 • Постепенно учить выполнять 2-3 поручения (возьми, отнеси, положи).

 • Учить отбирать из группы предметов одинаковые: «такой-же», «не такой», «одинаковые».

 • Развивать грамматический строй речи: распознавать множественное число существительных; различать притяжательные местоимения; распознавать частицу не; различать местоимения его, ее, я, ты. Понимать предложно-падежные конструкции с предлогами «из», «за», «у», «с».

• Учить различать высоту голоса, речевые звуки («кто тебя позвал?») Развитие активной речи:

• Развивать активный словарь детей, обогащать его:  существительными, обозначающими названия игрушек (кукла, утка, собака, зайка, мяч), предметов личной гигиены (полотенце, расческа), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка), транспортных средств (машина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.  глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, подметать, лечить поливать); действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать-надевать, брать-класть); действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), эмоциональное состояние людей (плакать, смеяться, радоваться);  прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину, вкус, температуру предметов (красный, зеленый, сладкий, кислый, горький, холодный, горячий);

• Способствовать развитию речи, как средства общения. Стимулировать речевое общение со сверстниками и взрослыми, давая детям разнообразные поручения («Загляни в раздевалку и позови тетю Машу», «Попроси Таню дать тебе машинку»).

• Учить называть предметы и действия на картинке (по просьбе взрослого; самостоятельно).

 • Стимулировать детей употреблять усвоенные слова и фразы в самостоятельной речи.

• Учить детей задавать вопросы.

 • Учить договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевать.

 от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

 Развитие понимания обращенной к ребенку речи:

• Учить ребенка слушать и понимать задаваемые ему вопросы.

 • Учить слушать и понимать небольшой рассказ о знакомых событиях без наглядного сопровождения, понимать простые («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «на чем едет?», «почему девочка плачет?»).

 • Учить выбирать из нескольких предметов или картинок необходимые: отбирать предметы, относящиеся к понятию «игрушки», «пища», «животные», «одежда», «мебель», «посуда», «фрукты».

• Учить выполнять сложные речевые инструкции. Учить выполнять по просьбе взрослого инструкции, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояние(выбирать длинный и короткий, твердый и мягкий предмет).

• Развивать грамматический строй речи: учить различать единственное и множественное число глаголов; понимать префиксальные отношения (глаголы с различными приставками); предложнопадежные конструкции с предлогами – «по, до, над, через, около, перед». Развитие активной речи:

 • Учить употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, под, у, за, из, с).

 • Учить детей использовать в речевом общении фразовую речь. По просьбе взрослого повторять несложные фразы, состоящие из 2-4 слов.

 • Развивать диалогическую форму речи детей: учить отвечать на вопросы взрослого, а также задавать вопросы, употреблять некоторые вопросительные слова (кто? что? где? почему?)

 • Учить сопровождать речью предметно-игровые и бытовые действия.

• Учить рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событиях из личного опыта.

• Учить договаривать и произносить целые четверостишия в знакомых стихах, подпевать. • Развивать фонетический строй речи. Учить отчетливо произносить изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводить звукоподражания, слова и несложные фразы (из 2-4 слов). Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос, просодику, слуховое внимание.

IV. Физическое развитие. 

Задачи физического развития в раннем возрасте:

 Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, полноценного физического развития, организации рационального режима дня (питания, сна, предметной деятельности, психологического комфорта, закаливания организма).

  Стимуляция общей двигательной активности, развитие основных движений (ходьбы, лазанья, бега, прыжков), сохранение устойчивого положения тела, координации движений, ориентировки в пространстве, формирование чувства «схемы собственного тела», соотнесения своих движений с окружающими предметами и движениями других детей и взрослых, чувства ритма.

 Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации, манипулятивных функций.

 Развитие артикуляционной моторики.

от 1 года до 1 года 6 месяцев

• Развитие общей моторики: учить ходить самостоятельно (прямо); устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться, пятиться; перешагивать через препятствия на полу; подниматься на лесенку детской горки приставным шагом с поддержкой; учить ходить по доске, лежащей на полу; самостоятельно садиться на стул, скамеечку; спускаться с лестницы приставным шагом с поддержкой.

• Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: учить поднимать руки вперед, вверх, в стороны, отводить за спину (стоя, сидя, лежа); учить бросать мяч вниз; учить шевелить пальцами, вращать кистями рук; при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой (в «клещи»); захватывать предмет «грабельками», «щепотью», «пинцетом». ¬ от 1 года 6 месяцев до 2 лет

 • Развитие общей моторики: учить хорошо самостоятельно ходить (прямо, по кругу, огибая предметы); подниматься по лестнице и сходить с нее приставным шагом с поддержкой, держась за перила; учить легко влезать на диван, стул, спускаться на пол; подпрыгивать на двух ногах.

 • Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: удерживать мяч двумя руками, бросать мяч вверх и вперед; скатывать мяч с горки; развивать моторику кистей и пальцев, побуждая детей выполнять более тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши).

 от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

 • Развитие общей моторики: учить подниматься по лестнице и сходить с нее чередующимся шагом, держась за перила; удерживать равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу; менять темп: ходьбу на бег; бегать семенящим шагом; перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом; учить ходить на носочках.

• Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: учить ловить мяч с близкого расстояния, удерживать мяч одной рукой; продолжать развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

 от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

• Развитие общей моторики: подпрыгивать на одной ноге; выполнять задания и упражнения, сопровождающиеся рифмованной речью взрослого («ручки вверх мы поднимаем, ручки вниз мы опускаем»); играть со взрослым в подвижные игры: «Догоню-догоню», «Догони мяч», «Зайчики прыгают», «Пройдем по следочкам», «Лошадки».

• Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: учить бросать мяч в горизонтальную цель; ловить мяч с близкого расстояния; нанизывать крупные бусины на шнурок. Основным содержанием педагогического процесса являются физические упражнения, а также игры для формирования двигательных навыков и способностей: общеразвивающие упражнения, а также упражнения для развития основных движений.

 V. Художественно-эстетическое развитие. 

Задачи художественно-эстетического развития в раннем возрасте:

  Развитие музыкального восприятия, положительного эмоционального отклика на мелодии, различные по своему характеру (веселые, быстрые, бодрые, спокойные, грустные, медленные, нежные). Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на музыку в совместной со взрослым деятельности (пение-подпевание, движения, действия с музыкальными игрушками, музыкальными инструментами).

 Знакомство детей с художественной литературой (стихами, народными песенками, потешками, сказками), приучение слушать и понимать ее. Развитие интереса к произведениям малых фольклорных форм. Повторение детьми стихов, сказок, прочитанных или рассказанных взрослыми.

 Формирование умения рассматривать картинки (предметные, сюжетные) и иллюстрации в книгах, где изображение максимально приближено к оригиналу. Использование картинок, книг в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и взрослыми.

 Воспитание у ребенка интереса к разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке). Обучение простейшим способам изображения в рисунке, лепке; техническим навыкам рисования карандашами, красками.

от 1 года до 1 года 6 месяцев

 • Приобщать ребенка к слушанию вокальной и инструментальной музыки. Учить эмоционально различно реагировать на плясовую и спокойную мелодии. Стимулировать активность детей при «подпевании» отдельных звуков, слогов. Развивать умение выполнять под музыку различные движения: хлопать в ладоши, махать рукой, погремушкой, притоптывать, слегка приседать, приплясывать. Учить извлекать звуки из шумовых инструментов (ударять в бубен, барабан, стучать по клавишам детского пианино).

• Читать и рассказывать ребенку художественные произведения. Приучать детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихи, потешки, сказки (до 3-х минут). Заинтересовывать детей этим процессом. Сопровождать чтение (рассказывание) показом игрушек, картинок, действий. Учить рассматривать книгу вместе со взрослым; хлопать рукой по картинке и показывать изображенное в книжке. ¬

 от 1 года 6 месяцев до 2 лет

 • Учить эмоционально различно реагировать на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).

 • Развивать слуховое восприятие веселой и спокойной музыки. Формировать умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, дудочка). Помогать понимать содержание песенки. Учить ходить под музыку, формировать умение выполнять музыкальноритмичные плясовые движения («пружинка», «притоптывание ногой», «похлопывание в ладоши», «помахивание погремушкой», «повороты кистей рук»).

• Приучать детей слушать хорошо знакомые художественные произведения с наглядным сопровождением и без него (до 5 минут). Сопровождать чтение и рассказывание показом игрушек и картинок. Учить повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в нем. Учить рассматривать книгу вместе со взрослым; указывать пальцем на картинку и показывать изображенное в книжке.

от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

• Эмоционально заинтересовывать музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, проявлять к ним дифференцированное отношение. Развивать у детей музыкальную память. Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух), на котором взрослый исполнял мелодию. Стимулировать самостоятельную активность детей при пении (звукоподражание, подпевание слов). Совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно. Учить чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями («мишка идет», «зайка прыгает», «птичка летает»).

 • Приучать детей слушать стихи, сказки (5-10 минут). Учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Учить детей договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений.

• Вызывать у детей интерес к действиям карандашами, фломастерами, кистью, красками. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют. Учить держать мелок, карандаш. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.

 • Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластилином. Знать, что из пластилина можно лепить, что он мягкий. Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

 от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

• Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, понимать и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Совершенствовать двигательные умения ходить и бегать на носках, выполнять под музыку плясовые движения в кругу, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

• Учить детей слушать внимательно стихотворение или сказку (10 минут и более). Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе взрослого. Предлагать детям воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как девочка ест суп», «Покажи, как зайка прыгает»). Побуждать рассматривать книги самостоятельно.

• Учить дополнять нарисованное изображение характерными недостающими деталями. Осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы. Учить различать цвета карандашей, правильно называть их. Учить рисовать разные линии в рамках листа (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам. Учить детей рисовать предметы округлой формы. Учить держать карандаш и кисть свободно. Учить называть то, что рисует.

 • Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье). Раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить несложные предметы. Коррекционно-развивающая работа с детьми первых лет жизни с различными нарушениями в развитии имеет свою специфику.

 Направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения

  Социально-бытовая ориентировка. 

Накопление и расширение знаний и представлений о предметном мире во всем многообразии свойств. Ознакомление на основе обследования натуральных объектов и помещений.

 Развитие осязания. Развитие восприятия детей с вовлечением как сохранных, так и нарушенных анализаторов: анализ воспринятого, узнавание знакомых объектов, мысленное восстановление картины воспринятого и описание ее.  Формирование и совершенствование движений, их автоматизация, развитие умения контроля. Повышение двигательной активности.

  Развитие навыков ориентировки в пространстве, специфическими способами, техникой ориентировки.

  Развитие речи, коррекция речевых нарушений. Расширение словарного запаса, установление связей между словом и образом предмета, словом и действием, преодоление вербализма.

  Формирование системных слуховых образов.

  Развитие мыслительной деятельности.

 Формирование ведущих деятельностей – предметной, сюжетно-ролевой игры.

  Воспитание личностных качеств. Специфическим условием, необходимым для детей с нарушением зрения в образовательных организациях, является соблюдение офтальмо-гигиенических требований, а также коррекционноразвивающая помощь тифлопедагога. Направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха

 обеспечение всестороннего развития детей на основе формирования восприятия и воспроизведения устной речи;

  коррекции отклонений психофизического развития и преодоления социальной дезадаптации;

  формирование понимания речи окружающих на слухо-зрительной основе;  развитие слухового восприятия звуков окружающего мира и речи;

  формирование и развитие навыков коммуникации;

  формирование произносительных навыков;  развитие речи: формирование, расширение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие грамматического строя и связной речи;

  формирование различных видов детской деятельности;

 Подготовка к обучению в школе. Специфическим условием, необходимым для детей с нарушениями слуха в образовательных организациях, является наличие вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального пользования, средств коммуникации и связи. Направления коррекционно-педагогической работы с детьми с речевыми нарушениями Коррекционно-логопедическая работа ориентирована на формирование различных структурных компонентов речи, а также преодоление речевых расстройств (лексикограмматического строя речи, связной речи, фонематических процессов, произносительной стороны речи). Выделяются следующие направления коррекционно-логопедической работы с дошкольниками:

 развитие импрессивной стороны речи (формирование импрессивного словаря и понимания лексико-грамматических конструкций);

  развитие речевого общения и других (невербальных) форм коммуникации;

  формирование экспрессивной стороны речи и преодоление её нарушений:  развитие лексического строя речи (предметного и глагольного словаря, словаря признаков и т.п.); воспитание у детей умения правильно составлять простое распространенное, а затем сложное предложение;  развитие грамматических процессов (процессов словоизменения, словообразования и синтаксической организации предложения);  формирование связного высказывания (диалогической и монологической речи), умения употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;  формирование полноценных произносительных навыков; коррекция нарушений произносительной стороны речи (звукопроизношения, речевого дыхания, голосообразования, просодики – темпа, ритма, мелодики и интонации речи);

 развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, а также фонематических представлений);

 развитие артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция их нарушений;

 развитие познавательных процессов (пространственно-временного восприятия, вербального мышления, внимания, памяти). Направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  Развитие двигательной сферы (общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики), коррекция их нарушений;  Формирование игровой деятельности;

  Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти);

 Развитие сенсорных функций. Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического). Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственных и временных эталонов, коррекция их нарушений;

  Расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

  Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

  Формирование математических представлений;

  Формирование продуктивных видов деятельности: изобразительной, конструктивной, элементов трудовой деятельности;

  Развитие навыков самообслуживания и личной гигиены;

  Подготовка детей к обучению в школе. Специфическими условиями, необходимыми для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных организациях, является создание адаптивной архитектурной среды (пандус с ограждающим бортиком, поручни по всему периметру здания, зонирование пространства группы на зоны для отдыха, занятий), а также соблюдение ортопедического режима.

Направления коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития

 Социально-коммуникативное развитие детей;

  Познавательное развитие;

  Формирование ведущего вида деятельности (игровой деятельности);

  Развитие речи и речевого общения;

 Развитие продуктивных видов деятельности;

 Физическое воспитание (развитие общей моторики и функции рук, зрительно-пространственной координации);

  Подготовка к школьному обучению. Направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями интеллекта

 Социальное развитие: формирование представлений о себе и близких людях, способов взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; формирование интереса к предметам и действиям с ними, явлениям и изменениям природы, адекватного отношения к окружающему миру.

 Познавательное развитие: развитие сенсорной сферы и внимания детей; формирование мышления, элементарных количественных представлений, ознакомление с окружающим;  Развитие речи и общения: формирование понимания обращенной речи и собственной речевой активности; развитие речевого общения;

  Развитие деятельности: формирование игровой деятельности; формирование продуктивных видов детской деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования);

  Формирование элементов трудовой деятельности; формирование навыков самообслуживания и гигиены);

  Физическое воспитание: развитие основных движений, функций рук и зрительно-моторной координации. Направления коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

  Социальное развитие, формирование взаимодействия с другими людьми (со взрослым и сверстниками); развитие различных форм и средств взаимодействия (вербальных и невербальных), видов общения; обучение пониманию эмоций других людей, типичных социальных ситуаций; формирование средств дополнительной коммуникации (в случае стойкого нарушения возможности использования речи);

  Развитие речи и коррекция ее нарушений: формирование мотивации к речевому общению, расширение и уточнение словаря, активизация собственной речи, развитие грамматической стороны речи, работа над звукопроизношением, мелодико-интонационной и темпо-ритмической организацией звукового потока;

 Познавательное развитие и коррекция его нарушений: развитие восприятия, различных форм мышления, внимания, памяти; формирование представлений об окружающем мире (мире людей, мире природы); формирование элементарных математических представлений, основ обучения грамоте;

  Развитие продуктивных видов деятельности (рисования, аппликации, лепки, конструирования);

  Формирование игровой деятельности как средства развития взаимодействия и интересов ребенка с РАС, а также усвоения социальных форм поведения, развития произвольности в процессе совместных игр с другими детьми;

  Физическое воспитание: развитие общей моторики и функции рук; Специфическим условием, необходимым для детей с РАС в образовательных организациях, является организация среды для формирования средств дополнительной коммуникации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста

Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несфор...

Педагогические основы коррекционно- развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Выделяем три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой проблемному ребенку и членам его семьи:характер взаимодействия взрослого ...

Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии. Это проявляется в стремлении специалистов к соз...

Педагогические основы коррекционно развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Педагогические основы коррекционно развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая ...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста

Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста...