«ТЕЛЕСНО – ОРИЕнТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Курьина Ольга Анатольевна

Мастер- класс для педагогов коррекцилнных учреждений, воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«ТЕЛЕСНО – ОРИЕТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ»

                                   Учитель-дефектолог МБДОУ

                            «Детский  сад комбинированного вида №63»

 Курьина О.А

1. Вступительное слово.

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о  «телесно-ориентированном подходе» в развитии и обучении детей  с ОВЗ, насколько он важен и необходим и рассмотрим некоторые приёмы и игровые упражнения  на данную тему.

   Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентировнных методов в работе с детьми с нормативным и отклоняющимся развитием в контексте развивающих, коррекционных и психотерапевтических занятий в настоящее время является актуальной проблемой.

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Заметно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ.. По данным  исследований за последние 5 лет количество таких детей выросло до 70%. Педагоги и родители обеспокоены не только возрастающими трудностями в обучении, но и увеличением количества детей с хроническими соматическими заболеваниями и различными психосоматическими проявлениями.

Все более актуальной становится разработка программ комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольных учреждений. Современные методы коррекции отклонений в психическом развитии детей разделяются на два основных направления.

  • собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д.
  •  Второе направление — методы двигательной (психомоторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией.

Поэтому, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы.

К чему же приводит телесное закрепощение (необходимость поддерживать определенную позу, ограничение возможного набора движений) во время занятий в сочетании со все возрастающей учебной нагрузкой? 

  • Со временем проявляются в повышении у детей уровня нервно-психического и телесного напряжения с одновременным снижением уровня активности и сдвигом эмоционального фона в негативную сторону.

При этом педагоги и родители отмечают неконтролируемое, спонтанное сбрасывание скопившегося напряжения, после чего им с трудом удается «включиться» в занятие.

  •  Более сложной является ситуация, когда ребенок уже не «растормаживается», а просто «выключается» на занятии. Здесь уже не до процесса усвоения знаний.

 В связи с этим актуальным является обучение детей основам произвольной саморегуляции своего психического состояния и поведения.

На занятиях с детьми, безусловно, должны быть использованы

элементы телесно-ориентированных (двигательных) методов. В процессе работы ребенок учится устанавливать контакт с собственным телом и управлять им.

Какие элементы мы можем использовать в своей работе?

  • Пальчиковая гимнастика
  • Самомассаж пальцев рук
  • Массаж (лёгкий массаж типа «рельсы- шпалы»)
  • Вибромассаж
  • Дыхательная, звуковая, артикуляционная  гимнастика
  • Подвижные игры различной интенсивности
  • Ритмические и танцевальные упражнения
  • Релаксационные упражнения
  • Рисование на спине букв, цифр
  • Стихи с движениями
  • Рисование пальчиковыми красками.
  • Рисование пальчиками на песке

 Где можно использовать элементы телесно-ориентированного подхода? Данные методы можно интегрировать в различные виды деятельности ДОУ

  • Утренняя гимнастика, физкультурные занятия
  • Физкультминутки во время собственной образовательной деятельности
  • В совместной деятельности с детьми как часть занятия
  • На прогулке
  • В индивидуальной и коррекционно – развивающей работе
  • В организации режимных моментов (одевании- раздевании)
  • В игровой деятельности

2. Практическая часть

-Давайте проведём следующее игровое упражнение.

«Гномики». Данное упражнение можно использовать как часть любого занятия.

- Гномики проснулись, сладко потянулись (потянуться).

- Нос, рот, голова (руками касаемся частей тела),

- Уши, щеки, лоб, глаза,

- Плечи, плечи,

- Шея, грудь –  

- Не забыть бы что-нибудь!

- Ноги: топ-топ, (топнуть)

- Руки: хлоп-хлоп (хлопнуть).

- Раз – туда, (правая рука – в сторону)

- Раз – сюда (левая рука – в сторону).

- Это – «нет» (покачать головой),

- Это – «да» (покачать головой).

- Начали одеваться (показать).

- Гномики умылись (показать), встать не поленились.

 -  Что вы чувствуете после такой зарядки? Какие ощущения возникли в вашем теле?

- Вышли гномы на крыльцо (открываем дверь),

- Солнце светит им в лицо (подняли голову, зажмурили глаза),

- Зайцы в гости к ним спешат (шагаем),

- В барабаны все стучат (шагаем и стучим в барабаны: руки согнуты в локтях,

  запястья напряжены, имитируем барабанную дробь).

          - Пошумели, постучали, в гости всех друзей созвали!

          - И мы подарочки возьмём, в гости к гномикам придём!

-  Что вы чувствуете после такой зарядки? Какие ощущения возникли в вашем теле?

-Молодцы. Следующий элемент телесной терапии можно применить в релаксационных упражнениях.

-Сейчас мы выполним упражнение на снятие напряжения с туловища, ног и рук.

«Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сожмите пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела, вам лень двигать тяжелыми руками (повторить 2—3 раза).

«Муравей»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые. Почувствуйте, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабьте ноги: ноги отдыхают (повторить 2—3 раза).

-А теперь на снятие напряжения с лица.

«Бабочка»

Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает — подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку, энергично двигайте носом. Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2—3 раза).

-Отдохнули, расслабились. А теперь попробуем порисовать необычным способом пальчиком «на спине». Эти упражнения развивают чувствительность, воображение. Предлагаю следующие упражнения:

«Волшебные линии»», «Геометрические фигуры» Летний дождь», «Радуга».

-А теперь вспомним изученные буквы .Печатаем А,У,М и т.д, цифры 5,7.

-Молодцы. Продолжаем. Развивающие упражнения :

"Ухо - нос"

Сначала  по показу , а затем самостоятельно берём левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.

"Накачаем мышцы"

Сидя,  сгибаем руки в локтях, сжимаем и разжимаем кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

"Часики"

  Выполняем свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

"Рожицы"

 Предлагаю показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

Рисование в воздухе "Горизонтальная восьмерка"

- Предлагаю Вам  нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

3.Заключительная часть.

Таким образом, телесно-ориентированный подход эффективен для:

  • развития координации и равновесия;
  • мелкой моторики; речи;
  • зрительных, тактильных, слуховых анализаторов;
  • эмоциональной сферы;
  • навыков общения;
  • повышения сенсорной чувствительности; обучения основам саморегуляции;
  • коррекции нарушений эмоционально-волевой сфере детей;
  • снятия эмоционального и психомоторного напряжения.

-Спасибо всем за участие! До свидания!

Литература:

1.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство» М., 2005.

2.Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия// Автор - составитель Л.С. Сергеева. СПб, 2000.

3.Использование интернет ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»

Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ КИЛИНА Е.К."

Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник ...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ КИЛИНА Е.К."

Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник ...

Использование телесно-ориентированных практик в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного образования.

В данной статье демонстрируются приемы работы учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной деятельности детей с ОВЗ с применением телесно-ориентированных практик....

Использование телесно-ориентированных практик в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного образования.

В данной статье демонстрируются приемы работы учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной деятельности детей с ОВЗ с применением телесно-ориентированных практик....