Главные вкладки

    Телесно-ориентированные подходы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
    статья по теме

    Лёвочкина Татьяна Петровна

    Статья

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Телесно-ориентированные подходы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    Двигательная активность – естественная потребность, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность и является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма.

    Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн,  П.К. Анохин и др.). Установлено, что нарушение психического развития обязательно отражается на двигательной сфере ребёнка и наоборот отставание в развитии физических качеств приводит к отставанию в умственном развитии.

    Особенности двигательной сферы детей с ЗПР и ОНР

    • отставание в физическом развитии, в формировании общей и мелкой  моторики
    • недостаток координированности, пластичности;
    • повышенный или пониженный мышечный тонус;
    • нарушение произвольной регуляции движений;
    • трудности при выполнении движений по словесной инструкции
    • несформированность техники выполнения движений и др.

    В основе телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и ОНР лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода, поэтому психолог в ДОУ работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами. Нами были изучены и систематизированы методики многих авторов (Алябьевой У.А., Ганичевой И.В., Зуевой Т.Л., Касицыной М.А., Панфиловой М.А., Сиротюк А.Л. и др.). На их основе составлены комплексы игр и упражнений в русле единого тематического планирования ДОУ.

    В коррекционно-развивающей работе активно используются подвижные и малоподвижные игры, игры с мячом, элементы психогимнастики, коррекционной ритмики, хатха-йоги, упражнения на координацию речи с движением, кинезиологические упражнения, приёмы самомассажа, дыхательные упражнения, растяжки, релаксационные упражнения и др.

    Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы и психологическим настроем группы. Количество, порядок и содержание игр не являются фиксированными и могут меняться.

    Как показывает диагностика, выбранный подход позволяет сформировать у детей с ОНР и ЗПР интегративные качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения в общеобразовательных школах.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогичес...

    Использование нетрадиционных здоровьесберегающих методик и технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    Проблема сохранения здоровья детей  является остроактуальной для современного социума. Однако в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с уве...

    Дидактическое сенсорное панно в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

    Дидактическое сенсорное панно "Морское дно" предназначено для развития тактильной чувствительности мелкой моторики рук, сенсорных понятий и представлений, стимуляции речи....

    Внедрение проектного метода в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ

    В данной статья приведен теоретический и практический материал по использованию проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Освещены преимущества данной педагогической технолог...

    Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    Соблюдение комплексного подхода необходимая предпосылка для успешной коррекционной работы в работе с детьми с ОВЗ.Современный подход к преодолению различных речевых нарушений настоятельно требует разр...

    «Интеграция учителя-логопеда и воспитателя в разработке и использовании игры «Логопедическое лото» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

    Предлагаем вашему вниманию игру «Логопедическое лото». Игра разработана педагогами нашей группы: учителем –логопедом Статеевой Ириной Алексеевна и воспитателем Петровой Еленой Алексе...

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

    Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...