Телесно-ориентированные подходы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
статья по теме

Лёвочкина Татьяна Петровна

Статья

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Телесно-ориентированные подходы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Двигательная активность – естественная потребность, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность и является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма.

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн,  П.К. Анохин и др.). Установлено, что нарушение психического развития обязательно отражается на двигательной сфере ребёнка и наоборот отставание в развитии физических качеств приводит к отставанию в умственном развитии.

Особенности двигательной сферы детей с ЗПР и ОНР

  • отставание в физическом развитии, в формировании общей и мелкой  моторики
  • недостаток координированности, пластичности;
  • повышенный или пониженный мышечный тонус;
  • нарушение произвольной регуляции движений;
  • трудности при выполнении движений по словесной инструкции
  • несформированность техники выполнения движений и др.

В основе телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и ОНР лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода, поэтому психолог в ДОУ работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами. Нами были изучены и систематизированы методики многих авторов (Алябьевой У.А., Ганичевой И.В., Зуевой Т.Л., Касицыной М.А., Панфиловой М.А., Сиротюк А.Л. и др.). На их основе составлены комплексы игр и упражнений в русле единого тематического планирования ДОУ.

В коррекционно-развивающей работе активно используются подвижные и малоподвижные игры, игры с мячом, элементы психогимнастики, коррекционной ритмики, хатха-йоги, упражнения на координацию речи с движением, кинезиологические упражнения, приёмы самомассажа, дыхательные упражнения, растяжки, релаксационные упражнения и др.

Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы и психологическим настроем группы. Количество, порядок и содержание игр не являются фиксированными и могут меняться.

Как показывает диагностика, выбранный подход позволяет сформировать у детей с ОНР и ЗПР интегративные качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения в общеобразовательных школах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...