Телесно-ориентированные подходы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
статья по теме
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Телесно-ориентированные подходы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Двигательная активность – естественная потребность, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность и является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма.
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин и др.). Установлено, что нарушение психического развития обязательно отражается на двигательной сфере ребёнка и наоборот отставание в развитии физических качеств приводит к отставанию в умственном развитии.
Особенности двигательной сферы детей с ЗПР и ОНР
- отставание в физическом развитии, в формировании общей и мелкой моторики
- недостаток координированности, пластичности;
- повышенный или пониженный мышечный тонус;
- нарушение произвольной регуляции движений;
- трудности при выполнении движений по словесной инструкции
- несформированность техники выполнения движений и др.
В основе телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и ОНР лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода, поэтому психолог в ДОУ работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами. Нами были изучены и систематизированы методики многих авторов (Алябьевой У.А., Ганичевой И.В., Зуевой Т.Л., Касицыной М.А., Панфиловой М.А., Сиротюк А.Л. и др.). На их основе составлены комплексы игр и упражнений в русле единого тематического планирования ДОУ.
В коррекционно-развивающей работе активно используются подвижные и малоподвижные игры, игры с мячом, элементы психогимнастики, коррекционной ритмики, хатха-йоги, упражнения на координацию речи с движением, кинезиологические упражнения, приёмы самомассажа, дыхательные упражнения, растяжки, релаксационные упражнения и др.
Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы и психологическим настроем группы. Количество, порядок и содержание игр не являются фиксированными и могут меняться.
Как показывает диагностика, выбранный подход позволяет сформировать у детей с ОНР и ЗПР интегративные качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения в общеобразовательных школах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...