Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике на тему

Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы  взаимодействия  учителя – логопеда  и  семьи

дошкольника с общим недоразвитием речи.

Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка. 

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения,  считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации  коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей:

1. Коллективные формы взаимодействия.

2. Индивидуальные формы работы с семьёй.

3. Формы наглядно-информационного обеспечения.

Опыт показывает, что эффективно применять разнообразные формы работы логопеда с родителями, как традиционные работы, так и нетрадиционные.

 Условно их можно разделить на  просветительские  и  практические.

Просветительские формы работы с родителями:

  • родительские собрания;        
  • индивидуальные беседы;
  • информационные издания, стенды, папки
  • (информационная  «Шкатулка вопросов»);
  • консультации – индивидуальные и подгрупповые;
  • вечера вопросов и ответов;
  • мини-диалоги.

 

Практические формы работы:

  • дни открытых дверей;
  • открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные);
  • семинары – практикумы с участием детей;
  • домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь).

Групповые родительские собрания проводятся специалистами и воспитателями групп 3 раза в год по мере необходимости. Задачами таких собраний является обсуждение с родителями задач, содержания и форм коррекционной работы, а именно: сообщение о формах и содержании коррекционной работы в семье, решение текущих организационных вопросов, сообщение логопеда о результатах диагностики, продвижении детей, итогах обучения за год. Первое родительское собрание продуктивно провести в сентябре. На нём родителей следует познакомить со структурой и работой данного учреждения, программой воспитания и обучения, задачами и содержанием работы в течение всего года, а также с правилом и распорядком дня. Уместно поговорить о необходимости проведения с детьми серьёзной коррекционно-воспитательной работы, подвести родителей к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребёнка. На последующих родительских собраниях целесообразно подвести итоги за первое полугодие, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Наибольший  интерес родителей представляют собрания в нетрадиционной форме. Круглые столы для родителей «Помоги своему ребёнку», вечера вопросов и ответов   знакомят родителей с проблемами воспитания и обучения дошкольников и путями преодоления этих проблем, здесь обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей логопедом, психологом и родителями.

Эффективно предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании, т. к. часто бывает, что отношение родителей к речевому дефекту ребёнка неоднозначно. 

   

Логопеду целесообразно систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с детьми. Поэтому особое значение приобретают беседы с родителями. Беседа - одновременно и форма и метод общения с родителями. Беседы  могут быть как индивидуальные, так и коллективные, где достаточно чётко и ясно логопед объясняет трудности, которые могут возникнуть у ребёнка в процессе дальнейшего обучения. Беседуя с родителями, учитель-логопед убеждается, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произношение и, очень редко, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

Очень часто родители слышат ошибки в речи детей, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу - научится» и т.п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

Выделяется часть родителей, которые преувеличивают серьезность дефекта, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слова хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности, обозначаемый в специальной литературе как «поведенческий и речевой негативизм».

Анкетирование родителей выявляет анамнестические данные каждого ребёнка. Сбор анамнестических данных осуществляется логопедом в ходе обследования детей на начало обучения. Необходимую информацию о ребёнке и его семье, а также трудностях, с которыми сталкиваются родители в вопросах обучения и воспитания детей логопед получает от родителей на протяжении всего периода пребывания ребёнка в логопедической группе. Анкетирование позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь, также может предполагать определение запросов родителей о дополнительном образовании детей, определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей, выявление мнения родителей о ДОУ.

 С помощью анкеты выявляется адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

Можно привести примеры вопросов, которые можно задать в анкетировании:    Какие трудности вы замечаете в речи ребенка?

Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка?

Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно настраивать ребенка для проведения логопедической работы?

Каково первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедической группе? Удовлетворены ли Вы работой учителя-логопеда и воспитателя при проведении занятий?

Немаловажно включать в работу с родителями коллективную консультативную помощь, наиболее актуальными темами  которой являются: «Как помочь ребёнку при обучении чтению», «Как подготовить руку ребёнка к письму» и т. п. Эффективны чёткие и содержательные консультации.

На дни открытых дверей уместно приглашать тех родителей, с которыми во время работы возникли затруднения. Эффективно познакомить их с основными приёмами постановки звуков, объяснить выполнение заданий, показать те или иные игровые приёмы, используемые в работе с детьми.

Индивидуальные беседы и консультации специалистов с родителями  побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями, проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи индивидуальных бесед и консультаций – оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания, оказание индивидуальной методической помощи.

Индивидуальные микропрограммы помощи каждому ребёнку с нарушением речи, где конкретизированы все аспекты коррекционной работы логопеда совместно с родителями.

Высокими потенциальными возможностями в организации совместной деятельности логопеда с родителями являются и наглядные агитации, представленные в виде стендов, папок-передвижек. Данный вид работы направлен на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду, ходе коррекционно-воспитательной работы, дальнейших путях развития его личности и речи, способствует поддержанию контакта с семьёй. Методические материалы и разработки, помещённые на стенде, становятся действенными, если касаются вопросов развития общей и мелкой моторики, артикуляционных укладов, слухового внимания и памяти у детей.  Темы: «Сказки о Весёлом Язычке», «Развитие фонематического слуха», «Развитие мелкой моторики руки», и т. д.

Целесообразно включать в информационный уголок для родителей современные психотерапевтические и речевые приёмы, такие как игротерапии, психогимнастики, сказкотерапии, где, например, главный герой (Весёлый язычок) учится выполнять различные артикуляционные упражнения. На стенд необходимо помещать список литературы для родителей, рекомендуемой логопедом и воспитателем. Продуктивно организовывать выставки книг, которые должны быть дома. Систематически следует помещать небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители должны использовать, занимаясь с детьми. 

Уместно данные приёмы оформлять по принципу доступности и понятности для родителей.  Подобные наглядные методы способствуют повышению компетентности и активности родителей в педагогическом процессе.

Буклеты и памятки для родителей содержат хорошо структурированный короткий текст-напоминание.

Немаловажным аспектом в работе с родителями является и оформление папок с домашним заданием, которое необходимо выполнять с ребёнком. Продуктивно в их содержание включать методические материалы по формированию словаря и лексико-грамматических категорий у ребёнка. Целесообразно использовать материалы, разработанные по тематике логопедических занятий. Например, по теме «Животные жарких стран» эффективным будет использование заданий на составление рассказов о животных, разгадывании загадок, разучивании стихотворений и т. д.

Продуктивным методом работы логопеда с родителями является ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий. Логопеду целесообразно фиксировать необходимые задания и рекомендации по коррекции нарушенного звукопроизношения, развитию навыков автоматизации и дифференциации звуков речи. Уместно предлагать игры, игровые упражнения и приёмы по преодолению речевого дефекта ребёнка. Эффективно в тетрадях фиксировать вопросы, сомнения относительно качества выполнения заданий ребёнком. Тетрадь продуктивно заполнять 2–3 раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка.

Справочно-информационная служба по вопросам воспитания и образования дошкольников представлена в виде шкатулки для вопросов родителей «Вопросы специалисту» или «Шкатулка вопросов».

Основными, наиболее приоритетными задачами в организации работы логопеда с родителями являются: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком в качестве активных участников коррекционного процесса.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

Важную роль в работе с семьей могут иметь:

  • праздники;
  • совместные занятия;
  • спортивные семейные развлечения;
  • игры-драматизации;
  • инсценировки;
  • посиделки-вечера отдыха;
  • тематические развлечения.

Проведением праздников и досугов с родителями занимаются специалисты ДОУ. Это даёт возможность поддержать благоприятный психологический микроклимат в группах, включить в этот процесс семью.

На данных мероприятиях отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Распределяя роли, логопед индивидуально для каждого ребенка рассчитывает речевую нагрузку. Участие в инсценировках дает возможность перевоплотиться в различные образы, и побуждает следить за своей речью. В период подготовки совместных мероприятий вместе со специалистами ДОУ активную роль играют родители. Они получают или выбирают определенные задания, которые необходимо выполнить: выучить песню, найти стихотворение по заданной теме, сшить костюмы.

 Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости занятий со взрослым, закрепления пройденного материала оказываются совместно организованный  с детьми театр, праздники, конкурсы, походы, экскурсии.

Особыми потенциальными возможностями в коррекционной работе обладает совместное художественное творчество родителей с детьми. Эффективно использовать на занятии пособия, сделанные в семье (например, по развитию связной речи или формированию звукопроизношения).

Целесообразно организовывать выставки детских работ, вызывая тем самым ситуацию общения родителей со всеми детьми группы для активизации речи. Родителям уместно задать вопросы, похвалить детей. В результате у детей будет просыпаться интерес к общению со взрослым человеком, стремление показать себя с лучшей стороны, появится контроль над собственной речью.

Данная практика взаимодействия является достаточно эффективной, поскольку дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с логопедом и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе. 

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения детей в массовой или речевой группе.

        

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета, электронной почты, поисковой системы.

Информационно-коммуникативные технологии можно применять в работе с родителями. На логопедических занятиях можно делать видеозаписи, из которых потом монтировать тематические видеофильмы, представляемые на родительских собраниях, оформлять наглядную информацию для родительских уголков (консультации, рекомендации).

Медиатека - мультимедийные материалы к занятиям с ОНР  знакомят родителей с развивающими и обучающими   компьютерными программами. Можно использовать различные физкультминутки, картотеки игр, методические разработки (подборка демонстрационного материала по коррекции звуков, развитию фонематических процессов, обучению грамоте, формированию грамматических категорий, развитию связной речи), специализированные логопедические программы, аудиокниги для автоматизации и дифференциации звуков.

Предложенные формы работы логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с речевой патологией, способствуют развитию партнёрства и сотрудничества родителей и ребёнка, вырабатыванию навыков адекватного и равноправного общения, а как следствие – достижение максимальных результатов в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОНР.

     

Литература

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.  
  2. Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
  3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие/ Под ред. Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
  4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис Пресс, 2007. – 128 с.
  5. Солоднякина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: «Аркти», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Рабочая программа учителя-логопеда для занятий с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет (старшая группа).

В связи с тем, что мы работаем по ФГОС, наши программы пришлось пересмотреть и проработать согласно федеральным образовательным стандартам....

« Кейс-иллюстрация, как новая форма сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Применяя кейс-технологию в условиях сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, процесс коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразви...

«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....