Методы оптимизации психосоматического состояния ребенка с ОВЗ, используемые в практике учителя-логопеда.
статья по коррекционной педагогике по теме

Методы оптимизации психосоматического состояния ребенка с ОВЗ, используемые в практике учитетеля-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы  оптимизации  психосоматического состояния  ребенка  с  ОВЗ, используемые  в  практике  учителя-логопеда.

Массаж и самомассаж. 

 

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без применения логомассажа. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует  коррекции произносительной стороны речи. При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Виды развивающего массажа, используемые в  практике:

  • массаж и самомассаж лицевых мышц;
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
  • массаж речевой мускулатуры.

К основным видам логопедического массажа относятся:

■ классический ручной;

■ точечный;

■ аппаратный.

Приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Особый вид логопедического массажа — зондовый.

Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

  • можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
  • использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения;
  • использовать без специального медицинского образования.

Работа по развитию основных движений, необходимых для правильного  произношения звуков у детей с нарушениями речи,  проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика:

  • улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  •  подвижность артикуляционных органов;  
  • мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  • способствует выработке правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Примерные упражнения для расслабления мышц речевого аппарата.

«Лягушки»

Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам! Потяну - и перестану, но нисколько не устану! Губы не напряжены и расслаблены.

«Орешек»

Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

 

Дыхательная гимнастика  используемая на  занятиях (в том числе элементы гимнастики по А.Н. Стрельниковой), способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох, способствующий в дальнейшем правильному, глубокому физиологическому и речевому дыханию, выработке целенаправленной воздушной струи, а также профилактике заболеваний лор-органов.

Комплексы   дыхательных   и   голосовых упражнений

Мыльные пузыри

Дети надувают мыльные пузыри и поддерживают их в воздухе, дуя на них.

Бабочки

Бабочки из картона на верёвочках.

Дуть, не надувая щёк, язык за нижними зубами.

Эхо

Дети становятся друг напротив друга

1 – громко произносит  А

2 – тихо отзывается  А                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Журавли

Исходное положение: ноги вместе, руки вниз.

Упражнение:

поднять руки в стороны  - (вдох),

опустить медленно вниз - (выдох) .

На выдохе громко произносить звук «у-у-у-р-р».

                   

Динамические паузы, физминутки. 

Рекомендуются в качестве профилактики утомления во время занятий, 2-5 мин. Направлены на нормализацию мышечного тонуса, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ  для детей, посещающих логопедические занятия.

Физминутки на занятиях по звукопроизношению.

Звук  Ш

Тише, мыши (ритмичные приседания)

Тише, мыши (погрозить пальцем)

Кот залез на нашу крышу.

(постепенный подъём вверх, хлопок руками над головой

Звуки   С-Ш

Шашки на столе

(присесть, руки вперёд)

Шишки на сосне (встать, руки вверх)

Развитие мелкой моторики.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».

Задания:   работа со  штампами, с пуговицами, мозаикой, обрывание листа бумаги,  плетение ковриков, рисование на крупе,  пальчиковые игры. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. Это способствует переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренирует психические процессы (память, внимание). 

Су-Джок терапия –

это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связана с различными частями человеческого тела.

 Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Релаксация.

Цели  релаксации — мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

 Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.    

Водопад

—Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.

Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.

Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Рыбки

— Представьте себе, что вы — разноцветные рыбки и плаваете в теплой воде, мягко шевелите плавниками и хвостиком. Вы плывете над самым дном моря и видите красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других разноцветных рыбок. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть и опускаетесь на мягкий теплый песок на дне. Вы спокойно отдыхаете, отдыхают ваши плавники и хвостик. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне...

Вы отдохнули и поднимаетесь на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка не покидает вас весь день!

Гимнастика для глаз.

 Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Рекомендуется проводить ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога, можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры, включать  стихи, потешеки.

Арт-технологии –

технологии, направленные на изменение стереотипов поведения и повышения адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности (С.Г.Рыбакова).

Виды арт-технологий:

  • рисуночные,
  • сказочные,
  • драматизации,
  • музыкальные и др.

Особенность психики детей, обеспечивающая успешность в использовании арт-технологий заключается в том, что дети познают мир и решают задачи, опираясь на образное мышление.

Использование сказок в коррекции личности ребенка.

Назначение сказок - установление связи между сказочными событиями и поведением ребенка в реальной жизни.

Способы работы со сказками:

  • Использование сказки как метафоры.
  • Рисование по мотивам сказок.
  • Анализ поведения сказочных персонажей.
  • Проигрывание эпизодов сказки.
  • Использование сказки как притчи (нравоучения, подсказки).
  • Переписывание или творческая работа по мотивам сказки.

Сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка. В ней должен быть предложен замещающий опыт, показаны возможности выбора нового поведения. Сюжет должен разворачиваться  в определенной последовательности.

 

Большое подспорье для дефектолога – работа детей с песком в сухом бассейне (пескотерапия). Данная деятельность стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.

На коррекционных занятиях нельзя забывать и о психоэмоциональной сфере дошкольников. Важно  создать положительный эмоциональный фон, для этого можно использовать  музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, пение птиц и т.д.).

Все перечисленные методы и приемы предполагает охрану и укрепление физического  и  психического  здоровья  детей с ОВЗ, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

Виды театрализованной деятельности, используемые в работе учителя-логопеда.

статья "Виды театрализованной деятельности, используемые в работе  учителя-логопеда"...

Лицензионные программы, используемые в работе учителя-логопеда Петровой Елены Михайловны.

Серия «Познавательно-речевое развитие»Серия Логопедическая служба»Серия «В помощь педагогу»Серия  «Правила безопасности»Серия «Времена года с тётушкой Совой»Цикл интерактивных занятий «Прогулка в...

Комплекс методик, используемых для переструктурирования нарушенных функций мозга детей в практике учителя-логопеда ДОУ.

Использование упражнений нейрокоррекции  в работе учителя-логопеда ДОУ способствует улучшению когнитивных способностей, эмоционального и поведенческого состояния обучающихся , что, в результате, ...