Ключевые компетентности как ценностность, цель и результат дошкольного образования.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР д/с «Светлячок»

Консультация для педагогов

Ключевые компетентности как ценностность, цель и результат дошкольного образования.

   

                                                                      Подготовила:

 Злотникова И. В.,

воспитатель

Ключевые компетентности как ценностность, цель и результат дошкольного образования.

Р.Б.Стёркина, О.Л.Князева и Е.Г.Юдина определяют компетентность как творческие способности (креативность); любознательность (исследовательский интерес); инициативность (самостоятельность, свобода, независимость); коммуникативность (социальные навыки), позитивный образ «Я» (базовое доверие к миру, чувство защищённости); ответственность; произвольность.

М.В.Крулехт, доктор педагогических наук определяет предметную компетентность (понятийное представление об объектах окружающего мира) и социальную компетентность (знание о смыслах и циклах труда взрослых; развитие ребёнка как субъекта детских видов деятельности, навыки самоорганизации в трудовой деятельности).

Авторы Л.А.Парамонова, Л.Ф.Обухова, С.Л.Новосёлова и др. определяют компетентность как результат интеллектуального, языкового, социального развития; связывают компетентность с креативностью, способностью к инициативности. Как цель и результат дошкольного образования они называют интеллектуальную компетентность как «сформированность интеллектуальных операций, умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлечёнными из успехов и неудач»; языковую компетентность как «свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых, жестовых, мимических, пантомимических) средств»; социальную компетентность, состоящую из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия; когнитивного, связанного с познанием другого человека (взрослого, сверстника) и способностью понять его особенности, интересы, потребности, увидеть возникшие перед ним трудности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.; поведенческого компонента, связанного с выбором адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения; физическую компетентность. Благодаря которой ребёнок «владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту, умеет адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки».


Среди исследованных и описанных разными авторами  компетентностей (социальная, коммуникативная, интеллектуальная, игровая, языковая, эмоциональная, физическая, предметная) внешне преемственны с ключевыми компетентностями социальная и коммуникативная. Иные – игровая, языковая, эмоциональная, физическая, предметная – являются либо особым достоянием дошкольного возраста и тогда не преемственны в последующих возрастах, либо выделяются и используются в смысле формирующегося знания, навыка, то есть не содержат интегративного многофункционального основания.

В целом дошкольные образовательные программы оставляют ведущую и определяющую роль за взрослым, отводят наибольшее значение и объём учебного времени социализации как ценности, цели и результату дошкольного образования и обучению как главной форме образовательной работы.

Рассмотрение и описание основ ключевых компетентностей как ценностных ориентиров, целей и результата дошкольного образования на выходе ребёнка из детского сада правомерно.

Большинством образовательных программ признаны в качестве присущих дошкольному возрасту социальная и коммуникативная ключевые компетентности.

Для понимания процессов развития, определяющих потенциал (а значит, и вероятностный результат дошкольного детства), следует проанализировать такие линии психического развития ребёнка, как особенности развития осознания и субъективности в раннем и дошкольном возрасте. Это процессы, формирующиеся и отражающиеся в сознании и деятельности ребёнка, в характере его самоощущения и отношении к своему положению в жизни; результат этих процессов можно обозначить понятием «внутренняя позиция».

На рубеже раннего и дошкольного возраста, и более того, в дошкольном возрасте (с учётом индивидуальных особенностей, уникальности личного социального опыта и индивидуальной траектории развития) ребёнок обладает:

  • способностью к восприятию многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций;
  • памятью, достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте;
  • мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и событиями;
  • речью, позволяющей объяснить свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребёнку вступать в отношения разного уровня и направленности;
  • исследовательской инициативой, побуждающей ребёнка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий;
  • сложившейся «субъективностью», позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как субъекту социальных отношений;
  • внутренней позицией, которая в основном будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребёнку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям.

Таким образом, ребёнок обладает большинством из необходимых потенций если не в полной мере, то на уровне, достаточном для того, чтобы говорить о приобретении им начал ключевых компетентностей.

Теоретическое обоснование становления ключевых компетентностей в дошкольном возрасте.

Опираясь на известную формулу К. Роджерса «если – то», можно говорить о том, что:

  • если до 3 лет господствующей психической функцией является восприятие – чувственное познание мира;
  • если в системе психических функций в дошкольном возрасте центральная роль принадлежит памяти;
  • если игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода;
  • если формирование представлений о предметах рассматривать как результат личного опыта ребёнка;
  • если исследовательская инициативность является одной из фундаментальных форм взаимодействия с реальным его миром, направлена на его познание;
  • если социальная ситуация развития различными способами стимулирует активность и самостоятельность ребёнка в различных видах деятельности (от бытовых до творческих),

то можно говорить о развитии начал деятельностной компетентности.

  • если речь становится ведущей психической функцией (М. И. Лисина);
  • если речь развивается в общении;
  • если общение является средством для удовлетворения насущных потребностей;
  • если социальная ситуация направлена на стимулирование и поддержку речевой активности ребёнка,

то можно говорить о своевременности и сообразности развития начал коммуникативной компетентности.

  • если общение служит познанию и осознанию себя как личности (А. С. Макаренко);
  • если развитие ребёнка обусловлено общением с разными группами и отдельными субъектами в различных социальных контекстах (Б. Г. Ананьев, А. Н. Поддъяков и др.);
  • если биологические механизмы роста и развития основаны на тесном взаимодействии ребёнка с окружающими людьми,

то можно говорить о своевременности и сообразности становления и развития начал социальной компетентности.

  • если потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях природосообразна для психического развития ребёнка (А. Н. Поддъяков);
  • если ориентировочно – практическая поисковая деятельность побуждает ребёнка искать новые источники получения информации, ощущений;
  • если ребёнок получает информацию не только отпедагога, но и в общении, в совместной деятельности, в свободном исследовании предметов, объектов, явлений и ситуаций (М. Н. Певзнер);
  • если в самостоятельной исследовательской деятельности ребёнок устанавливает многофакторные связи и зависимости физических и социальных объектов и явлений, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий (А. Н. Поддъяков);
  • если социальная ситуация развития ребёнка направлена на стимулирование поисково-практических действий, на творческое использование воспринимаемой информации,

то можно говорить о том, что ранний и дошкольный периоды детства своевременны для становления и развития начал информационной компетентности.

Таким образом, психические функции (биологическая и психологическая основы развития) и социальные ожидания (социальная основа) развития личности ребёнка в дошкольном возрасте и в дошкольном образовании оказываются адекватными становлению начал ключевых компетентностей – деятельностной, коммуникативной, социальной, информационной и здоровьесберегающей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инструктора по физической культуре с педагогами в ДОУ в целях повышения качества дошкольного образования (из опыта работы)

Цель: Познакомить слушателей городской  дискуссионой площадки с работой ДОУ по вопросам взаимодействия специалистов....

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Проект будет полезен старшим воспитаттелям, методистам и заведующим, а также педагогическому коллективу детских садов. Раскрывает этапы сопровождения педагога по сопровождению в его профессиональном р...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования  

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...

Методическое сопровождение педагогов ДОО как ключевое направление деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятельность. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все...

«Структура профессиональной компетентности педагога в области физического развития дошкольного образования»

Существенное влияние на качество образовательного процесса оказывает профессиональная компетентность педагога....

"Пути оптимизации образовательной среды в целях обеспечения качества дошкольного образования"

Образовательная среда  –  это совокупность условий, организуемых администрацией образовательной организации, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их...