Главные вкладки

    Формируем сенсорную культуру ребёнка со сложным дефектом
    проект по коррекционной педагогике на тему

    Педагогический проект "Формируем сенсорную культуру ребёнка со сложным дефектом"  предлагает вниманию педагогов и родителей комплекс игровых упражнений. дидактических игр, направленных на формирование  и развитие различных каналов восприятия: зрительного. слухового, обонятельного и осязательного.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formiruem_sensornuyu_kulturu.odt26.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

    Факультет дошкольного  и начального общего образования

                                                       Кафедра специальной педагогики

    1. ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

    ФОРМИРУЕМ СЕНСОРНУЮ КУЛЬТУРУ РЕБЁНКА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

    1. КПК: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Выполнил:  

    КОЗЛОВА ИРИНА БОРИСОВНА

    УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

    МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» № 54 (ПОС. СИВЕРСКИЙ)

    ГАТЧИНСКИЙ

    Руководитель:

    ВОЙЛОКОВА ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. ДОЦЕНТ

    Санкт-Петербург

           2016___


    Педагогический проект «Формируем сенсорную культуру ребёнка со сложным дефектом»

    Описание проекта

    Сенсорная культура обогащение чувственного опыта детей, последовательное  и постоянное ознакомление со    свойствами и качествами  предметов и явлений окружающего мира через систему сенсорных эталонов, выработанных человечеством.

    Сенсорные эталоны – общепринятые образцы свойств и качеств  предметов.

    Сенсорное развитие ребенка – это  развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.  

    Формирование сенсорных эталонов:

    • цвет (семь цветов спектра)
    • форма (геометрические фигуры)
    • величина (большой, маленький, средний)
    • звук (отношения: громко-тихо, фонема родного языка)
    • вкус (кисло, сладко, горько, солёно)   и др.
    • тактильные и кинестетические  сенсорные эталоны (осязательные ощущения)

    Задачи сенсорного развития детей:

    Образовательные:

    • Развитие  умения  узнавать и правильно  называть цвет и форму предметов,  сопоставлять,  предметы  по величине, группировать предметы по этим признакам,  соотносить плоскостные и объёмные  изображения
    • Формирование  у детей  способов обследования предметов с помощью соотносящих действий
    • Формирование умения воспринимать громкие и тихие, речевые и неречевые звуки,  определять источник  и направление звука, воспроизводить совместно с педагогом, по подражанию и по образцу знакомые звуки
    • Развитие стереогноза, умения узнавать и называть знакомые предметы по запаху, по вкусу.
    • Формирование умения  воспроизводить по подражанию,  по образцу вместе с педагогом   движения  в различном темпе
    • Развитие  зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, кинестетической   реакций  на предметы  и явления окружающего мира,  умения замечать их  свойства
    • Обогащение активного  и пассивного  словаря  детей: совместное  использование  в речи слов: «цвет», «такой же», «разный»;

    Воспитательные:

    • Воспитание умения  играть рядом, не мешая друг другу;
    • Формирование  умение слушать и понимать инструкции педагога;
    • Воспитание уверенности в себе, собственной значимости у ребёнка при обращении к  личному сенсорному опыту

    Развивающие:

    • Развитие  психических  процессов (внимание, память, воображение, мышление);
    • Развитие  мелкой  моторики.

    Актуальность проекта

       Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Знакомя ребёнка с различными свойствами, мы задействуем все возможные органы чувств, сохранные анализаторы  и можем  отчасти компенсировать   определённые дефекты развития.  Развивая сенсорную сферу ребёнка, родители и педагоги способствуют формированию психических процессов (внимание, воображение, память, мышление), речевому развитию, воспитанию эмоционально-волевых качеств. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей дошкольного возраста со сложным дефектом определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

    Цель проекта

    систематизация  работы по сенсорному развитию  и приобщению к сенсорной культуре дошкольников со сложным дефектом

    Задачи проекта:

    Анализ  учебно-методической литературы  по вопросам сенсорного развития.

    Пополнение   и организация  дидактического материала  по сенсорному развитию детей со сложным дефектом.

    Разработка программы  сенсорного развития детей.

    Разработка информационных  листов для родителей с рекомендациями по сенсорному воспитанию дошкольников со сложным дефектом  исходя из индивидуального  образовательного маршрута  каждого ребёнка, размещение информации на сайте учреждения

    Ожидаемый результат:

    повышение уровня сенсорного развития детей

    Сроки проекта: сентябрьмай 2016-2017 г. (среднесрочный)

    Участники проекта: дети, воспитатели, родители  группы «Непоседы» («Особый ребёнок»).

    Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

    Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

    1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
    2. Принцип компенсирующего обучения, использования сохранных функций
    3. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
    4. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

    Основные методы и формы обучения детей:

    1. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
    2. Игровые образовательные ситуации.
    3. Работа с  игрушками и игровыми пособиями, образцами различных материалов,  предметными и сюжетными картинками по лексическим темам
    4. Дидактические игры.
    5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

    ЭТАПЫ РАБОТЫ:

    Последовательность этапа  

    Наименование этапа

    Содержание

    Реализация:

    I этап

    Информационно-аналитический (подготовительный)

    - Повышение уровня профессиональной компетентности;

    - Определение объема материала, который будет адресован каждому ребёнку

    - Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия

    -Изучение специализированной литературы;

    -Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

    - Подбор заданий и проведение диагностического наблюдения;

    - По результатам наблюдений подобрать систему игр и упражнений;

    - Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету»;

    -Оборудование «дидактического стола»;

    -Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина, вкус, звук, обоняние, осязание) .

    -Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

    II этап

    Творческий (основной)

    Изготовление игр на развитие восприятия  и моторики;

    Оформление стендов для родителей по теме проекта

    Консультации для родителей

    - Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

    - Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать? »

    - Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей, размещение информации на сайте учреждения

    - Формирование  у детей основы  бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

    Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

    Проведение дидактических игр и игр-занятий;

    Исследовательская деятельность детей (формирование соотносящих действий);

    III этап

    Заключительный

    Подведение итогов

    Повторное диагностическое наблюдение детей;

    Проведение заключительного занятия;

    Самооценка, выводы.

    Результаты проекта:

    • В ходе проекта предполагается создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробировать новые дидактические игры;
    • Дети в  обследовании новых  предметов задействуют различные органы чувств, интерес к окружающим предметам и явлениям возрастёт
    • Ассортимент  исследовательских действий  расширится,  они станут более целенаправленными и ловкими
    • Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр:

    - Дидактическое пособие «Времена года»

    - Чудесный мешочек

    Звучащие и музыкальные игрушки

    - Различные крупы, бусинки, кусочки материала (шерсть, мех, пух, ткань, кожа, дерево, пластмасса, железо и т.д.)

    - Коллекция природных запахов в саше

    Бытовой и природный безопасный  для ребёнка материал

    -Мозаика со вкладышами  крупная;

    -Мозаика мелкая;

    -Мозаика пазлы мелкая;

    -Лото «Фигуры по местам»;

    -Строительный материал (крупный, мелкий, средний) ;

    -Пирамидки.

    Практическая значимость проекта

    • Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
    • Разработка дидактического материала и дидактических игр;
    • Разработка методических рекомендаций для родителей.

    Перспективы развития проекта

    • Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей;
    • Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
    • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

    Информационные ресурсы

    • Адаптированная основная образовательная программа для детей со сложным дефектом дошкольного возраста (по индивидуальным образовательным маршрутам)
    • Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
    • Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;
    • Немов Р. С. Психология М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
    • Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1985;
    • Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М. : Просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
    • Стребелева Е.А., Мишина Г.М. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М.: Экзамен, 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект дидактической игры по сенсорному воспитанию для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок» на тему «В гости к кукле Тане»

    Данная игра разработана в соответствии с программой ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой. Будет по...

    Сенсорная культура ребёнка

    Презентация для педагогов дошкольных учреждений....

    Формируем сенсорную культуру ребёнка

    Педагогический проект "Формирум сенсорную культуру ребёнка со слжным дефектом" будет полезен всем педагогам,  работающим с дошкольниками со сложным дефектом в группах "Особый ребёнок" детских сад...

    Сенсорное культура ребёнка.

    Значение сенсорной культуры детей....

    Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

    : развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

    Творческая работа учителя-дефектолога совместно с ребёнком со сложным дефектом развития

    Учитель-дефектолог, работая с детьми аутистами, может развить их воображение, обучить способам общения, а следовательно, и адаптировать ребёнка к условиям окружающего мира. Занятия по художествен...