Главные вкладки

    Формируем сенсорную культуру ребёнка
    проект по коррекционной педагогике на тему

    Козлова Ирина Борисовна

    Педагогический проект "Формирум сенсорную культуру ребёнка со слжным дефектом" будет полезен всем педагогам,  работающим с дошкольниками со сложным дефектом в группах "Особый ребёнок" детских садов комбинированного вида и специальных детских садов, а также может быть интересен родителям, поскольку они являются равноправными участниками педагогического процесса. Реализация  проекта на всех этапах  предполагает слаженную и взаимодополняющую работу всех участников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formiruem_sensornuyu_kulturu.docx32.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «ФОРМИРУЕМ СЕНСОРНУЮ КУЛЬТУРУ  РЕБЁНКА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ»


    Описание проекта

    Сенсорная культура обогащение чувственного опыта детей, последовательное  и постоянное ознакомление со    свойствами и качествами  предметов и явлений окружающего мира через систему сенсорных эталонов, выработанных человечеством.

    Сенсорные эталоны – общепринятые образцы свойств и качеств  предметов.

    Сенсорное развитие ребенка – это  развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.  

    Формирование сенсорных эталонов:

    • цвет (семь цветов спектра)
    • форма (геометрические фигуры)
    • величина (большой, маленький, средний)
    • звук (отношения: громко-тихо, фонема родного языка)
    • вкус (кисло, сладко, горько, солёно)   и др.
    • тактильные и кинестетические  сенсорные эталоны (осязательные ощущения)

    Задачи сенсорного развития детей:

    Образовательные:

    • Развитие  умения  узнавать и правильно  называть цвет и форму предметов,  сопоставлять,  предметы  по величине, группировать предметы по этим признакам,  соотносить плоскостные и объёмные  изображения
    • Формирование  у детей  способов обследования предметов с помощью соотносящих действий
    • Формирование умения воспринимать громкие и тихие, речевые и неречевые звуки,  определять источник  и направление звука, воспроизводить совместно с педагогом, по подражанию и по образцу знакомые звуки
    • Развитие стереогноза, умения узнавать и называть знакомые предметы по запаху, по вкусу.
    • Формирование умения  воспроизводить по подражанию,  по образцу вместе с педагогом   движения  в различном темпе
    • Развитие  зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, кинестетической   реакций  на предметы  и явления окружающего мира,  умения замечать их  свойства
    • Обогащение активного  и пассивного  словаря  детей: совместное  использование  в речи слов: «цвет», «такой же», «разный»;

    Воспитательные:

    • Воспитание умения  играть рядом, не мешая друг другу;
    • Формирование  умение слушать и понимать инструкции педагога;
    • Воспитание уверенности в себе, собственной значимости у ребёнка при обращении к  личному сенсорному опыту

    Развивающие:

    • Развитие  психических  процессов (внимание, память, воображение, мышление);
    • Развитие  мелкой  моторики.

    Актуальность проекта

       Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Знакомя ребёнка с различными свойствами, мы задействуем все возможные органы чувств, сохранные анализаторы  и можем  отчасти компенсировать   определённые дефекты развития.  Развивая сенсорную сферу ребёнка, родители и педагоги способствуют формированию психических процессов (внимание, воображение, память, мышление), речевому развитию, воспитанию эмоционально-волевых качеств. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей дошкольного возраста со сложным дефектом определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

    Цель проекта

    систематизация  работы по сенсорному развитию  и приобщению к сенсорной культуре дошкольников со сложным дефектом

    Задачи проекта:

    Анализ  учебно-методической литературы  по вопросам сенсорного развития.

    Пополнение   и организация  дидактического материала  по сенсорному развитию детей со сложным дефектом.

    Разработка программы  сенсорного развития детей.

    Разработка информационных  листов для родителей с рекомендациями по сенсорному воспитанию дошкольников со сложным дефектом  исходя из индивидуального  образовательного маршрута  каждого ребёнка, размещение информации на сайте учреждения

    Ожидаемый результат:

    повышение уровня сенсорного развития детей

    Сроки проекта: сентябрьмай 2015-2016 г. (среднесрочный)

    Участники проекта: дети, воспитатели, родители  группы «Непоседы» («Особый ребёнок»).

    Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

    Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

    1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
    2. Принцип компенсирующего обучения, использования сохранных функций
    3. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
    4. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

    Основные методы и формы обучения детей:

    1. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
    2. Игровые образовательные ситуации.
    3. Работа с  игрушками и игровыми пособиями, образцами различных материалов,  предметными и сюжетными картинками по лексическим темам
    4. Дидактические игры.
    5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

    ЭТАПЫ РАБОТЫ:

    Последовательность этапа  

    Наименование этапа

    Содержание

    Реализация:

    I этап

    Информационно-аналитический (подготовительный)

    - Повышение уровня профессиональной компетентности;

    - Определение объема материала, который будет адресован каждому ребёнку

    - Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия

    -Изучение специализированной литературы;

    -Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

    - Подбор заданий и проведение диагностического наблюдения;

    - По результатам наблюдений подобрать систему игр и упражнений;

    - Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету»;

    -Оборудование «дидактического стола»;

    -Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина, вкус, звук, обоняние, осязание) .

    -Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

    II этап

    Творческий (основной)

    Изготовление игр на развитие восприятия  и моторики;

    Оформление стендов для родителей по теме проекта

    Консультации для родителей

    - Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

    - Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать? »

    - Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей, размещение информации на сайте учреждения

    - Формирование  у детей основы  бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

    Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

    Проведение дидактических игр и игр-занятий;

    Исследовательская деятельность детей (формирование соотносящих действий);

    III этап

    Заключительный

    Подведение итогов

    Повторное диагностическое наблюдение детей;

    Проведение заключительного занятия;

    Самооценка, выводы.

    Результаты проекта:

    • В ходе проекта предполагается создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробировать новые дидактические игры;
    • Дети в  обследовании новых  предметов задействуют различные органы чувств, интерес к окружающим предметам и явлениям возрастёт
    • Ассортимент  исследовательских действий  расширится,  они станут более целенаправленными и ловкими
    • Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр:

    - Дидактическое пособие «Времена года»

    - Чудесный мешочек

    Звучащие и музыкальные игрушки

    - Различные крупы, бусинки, кусочки материала (шерсть, мех, пух, ткань, кожа, дерево, пластмасса, железо и т.д.)

    - Коллекция природных запахов в саше

    Бытовой и природный безопасный  для ребёнка материал

    -Мозаика со вкладышами  крупная;

    -Мозаика мелкая;

    -Мозаика пазлы мелкая;

    -Лото «Фигуры по местам»;

    -Строительный материал (крупный, мелкий, средний) ;

    -Пирамидки.

    Практическая значимость проекта

    • Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
    • Разработка дидактического материала и дидактических игр;
    • Разработка методических рекомендаций для родителей.

    Перспективы развития проекта

    • Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей;
    • Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
    • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

    Информационные ресурсы

    • Адаптированная основная образовательная программа для детей со сложным дефектом дошкольного возраста (по индивидуальным образовательным маршрутам)
    • Баряева Л.Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: программно-методический комплекс /Под ред. Л.Б. Баряевой. — СПб.: КАРО, 2006
    • Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
    • Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;
    • Немов Р. С. Психология М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
    • Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М. : Просвещение, 1985;
    • Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М. : Просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
    • Стребелева Е.А., Мишина Г.М. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М.: Экзамен, 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Формируем музыкальный вкус ребёнка"

    Музыкальная среда необходимая для формирования музыкального развития ребёнка....

    Сенсорная культура ребёнка

    Презентация для педагогов дошкольных учреждений....

    Формируем сенсорную культуру ребёнка со сложным дефектом

    Педагогический проект "Формируем сенсорную культуру ребёнка со сложным дефектом"  предлагает вниманию педагогов и родителей комплекс игровых упражнений. дидактических игр, направленных на формиро...

    Сенсорное культура ребёнка.

    Значение сенсорной культуры детей....

    Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»

    Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы,...