Пропедевтика речевых нарушений в младших и средних группах посредством проведения ежедневной пальчиковой гимнастики.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) на тему

Кромова Анна Витальевна

Пальчиковая гимнастика для детей младшего и среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_dou_microsoft_word_-_kopiya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №11 «Росинка» г. Саяногорск

Проведено:________________

Протокол № _______________

Старший воспитатель

______________Колмагорова Ю.Г.

Пропедевтика речевых нарушений в младших и средних группах посредством проведения ежедневной пальчиковой гимнастики.

Консультация для воспитателей  ДОУ

                               

                                                                 

                                                                                              Подготовила:

                                                                           Кромова Анна  Витальевна

                                                                               Воспитатель  I кв. категории

                                                                                     МБДОУ ЦРР – д/с №11 «Росинка»

                                                                           

                                                                                           

Саяногорск 2015

Пропедевтика речевых нарушений в младших и средних группах посредством проведения ежедневной пальчиковой гимнастики.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающие, очерчивающие, оборонительные и другие руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь.

На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но у родителей. Ведь чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребёнка: не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое развитие ребенка. Но, если вовремя помочь ребёнку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно решить.

Исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Результаты тех же исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет заметно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.

Причины моторного отставания у детей нужно связывать с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильмы, тогда ребенок не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры — это требует внимания, заботы, терпения, времени.

К сожаленью, лишь небольшое число взрослых признаёт тот факт, что детям родители уделяют мало времени. Это касается не только пальчиковых игр, но и бытовой стороны жизни ребёнка, когда не каждый взрослый ждёт, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок на шнурках ботинки на липучках, вместо рубашки – кофточку на молнии.

Таким образом, в жизни ребёнка мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль.

Проблема

Затруднена речь, нет чёткого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы – выход один: развитие мелкой моторики рук ребёнка, т.е. пальчиков.

Огромное значение для ребёнка, начиная с младенческого возраста, имеет развития пальчиков, что впоследствии сказывается на развитии мелкой моторики, речи, а это ведет к развитию внимания, сосредоточенности, ловкости рук. Все это, несомненно, пригодится ребенку в его последующей жизни для приобретения более сложных навыков, необходимых для полноценного развития личности.

С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они и у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев.

Содержание  пальчиковой игры — взаимоотношения детей во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуется основная функция данного вида игры — подготовка к серьезной жизни в этом мире путем развития мелкой моторики и речи. Пальчиковая игра — средство воспитания дошкольников, поэтому взрослые должны учить их правильно играть, заинтересовывать.

В ранние, дошкольные годы жизни ребёнка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, в котором формируется его личность. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребёнка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые ещё не стали повседневными.

То, что ребёнку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением. Вследствие этого пальчиковые действия переходят в игровой план: ребёнок начинает раз за разом повторять и совершенствовать движения рук. Играя пальчиками, ребёнок живёт жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности.

Существенная роль в развитии игр принадлежит подражательной способности ребёнка повторять движения за взрослыми.

Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как  речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.  Подобная тренировка в игровой форме позволяет ускорить созревание речевых областей коры  на 2-2,5 месяца, а это для маленького ребёнка не маленький срок.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать собственными руками, тем он умнее и изобретательнее, тем он лучше творчески развит и тем тоньше воспринимает окружающий мир.

В ходе эволюции развитие функций рук и речи у людей шло параллельно в непосредственном взаимодействии.  Благодаря  выполнению тонкой, но сложной работы непосредственно руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга. Это подтверждает то факт, что территория проекции кисти и особенно большого пальца в коре головного мозга имеет почти такую же протяжённость, как проекция всего тела человека.

Учёными доказано, что если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены, и соответствуют его возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребёнок отстаёт в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии. Другими словами, правильное и своевременное формирование речи у ребёнка происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому формирование правильной устной речи ребёнка происходит тогда, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пропедевтика речевых нарушений в дошкольном возрасте»

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество рече...

Учебно-методическое пособие "Организация зоны речевого развития в младшей и средней группах детского сада".

Создание "Подготовленной среды" (М.Монтессори) для развития речи детей и предоставления ребенку условий для самостоятельной работы с дидактическими материалами....

Пропедевтика речевых нарушений

В данном разделе размещены комплексы игр и упражнений, направленные на подготовку речевого аппарата ребенка для формирования правильного уклада звуков, развитие речевого дыхания, формирование фонемати...

Ежедневная пальчиковая гимнастика

Ежедневная пальчиковая гимнастика - помощник воспитателя в гармоничном развитии ребенка. Гимнастика пересекается с темой недели группы, помогая запомнить главное, так как при выполнении различных...

Пропедевтика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппарата, наличие полноценной окружающей среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи....

Комплексы игровых упражнений для дошкольников младших и средних групп «Речевая гимнастика»

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь дошкольников: фор...