Пропедевтика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фролкина Антонина Васильевна

Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппарата, наличие полноценной окружающей среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propedevtika_rechevyh_narusheniy.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для воспитателей

Тема: «Пропедевтика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

                                                                                   Подготовила

                                                                              Учитель-логопед Фролкина А.В.

2023 г.

    Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппарата, наличие полноценной окружающей среды –неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

   В процессе формирования у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т.д.) Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

   Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1. развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);

2. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирования  произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т.д.)

  В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте – выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

   Работа по развитию звуковой культуры речи ведется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, темпа речи и др.

   Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой так же используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так во время утренней речевой  гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты – поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые и дидактические игры, например с целью закрепления  правильного произношения звуков, тренировке детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а так же в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям ,своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых  игр – все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

   Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных, с произнесением слов, сюжетно-ролевых, словесных), а так же использование разнообразного речевого  материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, мультфильмов и т.д.

   Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).      

   Чтобы правильно организовать работу по формированию звукопроизношения, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков; какие из них на ранних этапах речевого развития выступают в качестве субститутов (заменителей); каковы причины неправильного и ли несвоевременного их усвоения.  Всех звуков родного языка

   Воспитание у детей правильного произношения всех звуков родного языка является основной задачей воспитателей детского сада. К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, т.е. отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие. При наличии недостатков  звукопроизношения следует своевременно  принять меры к их устранению. Занятия по звуковой культуре речи в младших группах проводятся еженедельно, в средних и старших – они включаются в содержание речевых и других занятий и проводятся не реже двух раз в месяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...