Перспективное тематическое планирование для детей с умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему

Шмакова Юлия Вячеславовна

Вместо традиционного и привычного распределения материала по годам обучения тематическое планирование программное содержание представлено в виде трех постепенно усложняющихся этапов:

Первый этап обучения (ориентировочно – младший дошкольный возраст).

Второй этап обучения (ориентировочно – средний  дошкольный возраст).

Третий этап обучения (ориентировочно – старший дошкольный возраст).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskie_novye.doc508.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование для детей первого этапа обучения

(ориентировочно - младший дошкольный возраст)

Время года

Тема

Формирование сенсомоторной сферы

Ознакомление с окружающим миром

Развитие

познавательной сферы

мышление

мелкая моторика

ОСЕНЬ

сентябрь

1.Осень. Овощи.

- Учить сличать парные предметы, картинки.

- Учить воспринимать величину – большой, маленький, самый большой.

Учить детей узнавать овощи: морковь, огурец, капуста, помидор, репа, свекла).

Создавать условия для возникновения у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления.

- Учить бросать мелкие предметы (горох, фасоль) в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепотью.

- Пальчиковая гимнастика

Работа по прописи 1.

2.Фрукты.

Учить детей узнавать отдельные: яблоко, грушу, апельсин, лимон, банан).

3.Деревья и кустарники.

Сличать два основных цвета (красный, желтый).

- Формировать ориентировку в пространстве комнаты (у окна, у двери).

Учить детей узнавать деревья и кустарники.

Создавать условия для возникновения у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления.

Учить детей выкладывать из мозаики предметы (грибочки, цветочки и пр).

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

4.Перелетные птицы.

Учить детей узнавать птиц.

октябрь

1. Осенняя одежда, головные уборы, обувь.

- Учить дифференцировать объемные формы: шар, кубик, треугольник.

- Учить сличать четыре основных цвета.

Знакомить детей с предметами осенней одежды и обуви.

Формировать у детей целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», и т. д.

- Учить нанизывать крупные бусы из разного материала на шнурок по образцу и словесной инструкции.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

2. Городские птицы

Знакомить детей с птицами (ворона, воробей).

3. Домашние  животные.

Учить складывать пирамидку с учетом величины трех-четырех колец с учетом величины.

Знакомить  детей с домашними животными: кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья (части тела — голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога) и с их повадками и образом жизни.

- Учить детей выполнять предметно-игровые действия.

- Учить проводить пальцами по дорожке на листе бумаги, от начала до конца.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

4. Домашние птицы.

Знакомить детей с домашними птицами: куриц, петух, гусь.

ноябрь

1. Дикие животные.

Учить складывать пирамидку с учетом величины трех-четырех колец с учетом величины

Знакомить детей с дикими животными: зайцем, ежом, медведем, лисой (строение, образ жизни, с их повадками).

- Формировать представления детей об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения.

- Учить выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли).

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

2. Я и мой организм (части тела).

Учить складывать пирамидку с учетом величины трех-четырех колец с учетом величины

Знакомить детей с основными частями тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, рот, уши).

Формировать представления детей об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения.

Учить выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли).

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1

3.Мой дом.

- Учить выделять основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) по образцу.

- Учить соотносить реальный предмет с рисунком.

Уточнить представления ребенка о себе и родных людях.

- Формировать представления детей об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения.

- Учить выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли).

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

4.День матери. Поздравляем мам.

Учить воспринимать цвет предмета при выборе по названию.

Формировать представления о Дне матери.

ЗИМА

декабрь

1.Зима. Зимние забавы, спорт.

Учить складывать разрезную картинку из трех частей.

Знакомить детей с отдельными признаками зимы.

Учить детей использовать предметы-заместители в тех случаях, когда предметы-орудия специально не изготавливаются и способ действия с ними не предусматривается.

- Продолжать учить выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли).

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

2. Зимующие птицы

Учить равномерно, чередовать два цвета равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов.

Знакомить детей с некоторыми видами зимующих птиц: снегирь.

3. Зимняя одежда, головные уборы, обувь.

- Учить равномерно, чередовать два цвета равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов.

- Учить по образцу, по словесной инструкции строить из знакомых объемных форм башню, поезд

Знакомить детей с предметами зимней одежды, головными уборами и обуви.

Учить детей использовать предметы-заместители в тех случаях, когда предметы-орудия специально не изготавливаются и способ действия с ними не предусматривается.

- Учить проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

4.Новый год.

Расширять  представление о Новом годе.

январь

2.Крещение

- Учить равномерно, чередовать два цвета равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов.

- Учить по образцу, по словесной инструкции строить из знакомых объемных форм башню, поезд

Знакомить детей с  русскими праздниками - Крещением.

Учить детей решать проблемно-практические задачи методом проб: приближать к себе предметы с помощью веревки, тесьмы («Достань игрушку!», «Покатай мишку!»).

- Учить проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1

3.Игрушки

Знакомить детей с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан).

4.В мире много сказок

Учить выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Знакомить детей с многообразием сказок.

Учить детей решать проблемно-практические задачи методом проб: приближать к себе предметы с помощью веревки, тесьмы («Достань игрушку!», «Покатай мишку!»).

- Учить захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

5. Животные и их детеныши.

Знакомить с животными и их детенышами.

февраль

1.Инструменты

Знакомить детей с видами инструментов.

Учить детей переносить усвоенные способы использования предметов-заместителей в новые ситуации.

- Учить проводить непрерывную линию по центру дорожки сначала пальцем, а затем карандашом от начала до конца.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

2.Родина. Защитники Отечества.

Учить в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться приемом накладывания одной формы на другую.

Формировать представления о Дне Защитника Отечества.

3. Профессии (воспитатель, врач).

Формировать представления о профессиях: воспитатель, врач.

ВЕСНА

март

1. Мамин праздник

Учить при складывании пирамиды понимать словесную инструкцию: «Возьми большое кольцо…» и т.д.

Формировать представления о Международном Женском дне.

Учить детей выполнять предметную классификацию по образцу на знакомом материале (две группы: предметы, с которыми можно действовать, и предметы, с которыми действовать нельзя, они сломаны).

- продолжать учить проводить непрерывную линию по центру дорожки сначала пальцем, а затем карандашом от начала до конца.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

2. Весна. Праздники весны.

Знакомить детей с отдельными признаками весны.

3 Весенняя одежда, головные уборы, обувь.

Знакомить детей с предметами весенней одежды, головными уборами и обуви.

4. Птицы и животные весной.

- Учить выбирать по слову круглые предметы из ближайшего окружения

Знакомить детей с повадками животных и птиц весной

Учить детей определять причину нарушения обычного хода явления, когда причина хорошо видна («Машина не едет, потому что спустило колесо», «Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не задвигается, потому что мешает брусок»).

- Учить проводить прямые линии по пунктирам до определенной точки сверху вниз, слева на право.

апрель

1. Продукты питания.

Учить выбирать по слову круглые предметы из ближайшего окружения

- Знакомить детей с пищей (хлеб, суп, каша, котлеты, молоко, чай, компот, конфеты, кефир).

- Знакомить их с блюдами (салат, щи, макароны, картофель, сыр, печенье, масло, пирог).

Учить детей определять причину нарушения обычного хода явления, когда причина хорошо видна («Машина не едет, потому что спустило колесо», «Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не задвигается, потому что мешает брусок»).

- Учить проводить прямые линии по пунктирам до определенной точки сверху вниз, слева на право.

2. Посуда.

- Учить выбирать по слову круглые предметы из ближайшего окружения

- Учить выбирать по слову квадратные предметы из ближайшего окружения.

Знакомить детей с игрушечной посудой, и ее назначением.

Учить детей определять причину нарушения обычного хода явления, когда причина хорошо видна («Машина не едет, потому что спустило колесо», «Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не задвигается, потому что мешает брусок»).

- Учить проводить карандашом по образцу прямые линии до определенной точки в направлении сверху вниз.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 1.

3. Бытовая техника.

Знакомить детей с бытовой техникой и ее назначением.

4. Мебель.

Знакомить детей с мебелью: кроватью, столом, стулом, шкафом и их назначением.

май

1. День победы.

Учить выбирать по слову квадратные предметы из ближайшего окружения.

Знакомить детей с  праздником День Победы.

Учить детей определять причину нарушения обычного хода явления, когда причина хорошо видна («Машина не едет, потому что спустило колесо», «Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не задвигается, потому что мешает брусок»).

- Учить проводить карандашом по образцу прямые линии до определенной точки в направлении сверху вниз.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

2. Труд людей весной.

Знакомить детей с трудом людей весной.

3. Семья.

Уточнить представления ребенка о себе и родных людях.

4. Животные жарких стран.

Знакомить детей с животными жарких стран.

ЛЕТО

июнь

1. Здравствуй, лето!

Учить выбирать по слову прямоугольные предметы из ближайшего окружения.

Знакомить детей с отдельными признаками лета.

Учить детей самостоятельно находить решение проблемно-практической ситуации, требующей изготовления и применения прочного орудия (сделать из двух коротких палок одну длинную, связать две короткие веревки, чтобы получить одну длинную, и т. п.)

- Учить проводить прямые линии до определенной точки самостоятельно в направлении слева направо (обращать внимание на непрерывность проведения линии).

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

2.Летняя одежда, головные уборы, обувь.

Знакомить детей с предметами летней одежды, головными уборами и обуви.

3. Рыбы. Обитатели морей.

Учить вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета: к красному шарику подобрать красный кубик и т.д.

Знакомить детей с обитателями морей и рыбами.

4. Цветы.

Знакомить детей с разными видами цветов.

- продолжать учить проводить прямые линии до определенной точки самостоятельно в направлении слева направо (обращать внимание на непрерывность проведения линии).

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

июль

1. Ягоды.

Учить вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета: к красному шарику подобрать красный кубик и т.д.

Знакомить детей с разными видами ягод.

Учить детей самостоятельно находить решение проблемно-практической ситуации, требующей изготовления и применения прочного орудия (сделать из двух коротких палок одну длинную, связать две короткие веревки, чтобы получить одну длинную, и т. п.)

2. Насекомые.

Учить группировать предметы по одному заданному признаку – форма.

Знакомить детей с разными видами насекомых.

Учить детей в своих высказываниях планировать решение наглядно-действенных задач, рассказывать о предстоящих действиях.

Учить детей в своих высказываниях планировать решение наглядно-действенных задач, рассказывать о предстоящих действиях.

3, 4Транспорт.

Учить вычленять форму как признак, отвлекаясь от названия предмета.

Знакомить детей с разными видами транспорта.

- продолжать учить проводить прямые линии до определенной точки самостоятельно в направлении слева направо (обращать внимание на непрерывность проведения линии).

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

август

1. Правила дорожного движения.

Знакомить детей с правилами дорожного движения.

- продолжать учить проводить прямые линии до определенной точки самостоятельно в направлении слева направо (обращать внимание на непрерывность проведения линии).

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 1.

2. Мой город

Повторение пройденного материала.

Знакомить детей  с достопримечательностями города

3, 4 Скоро в школу!

Знакомить детей со школьными принадлежностями.

Тематическое планирование занятий по развитию элементарных математических представлений для детей первого этапа обучения

(ориентировочно - младший дошкольный возраст)

Тема занятий:

Задачи:

1.

Один - много

  1. Формировать умения выделять отдельные предметы из группы и объединять их в группы,  называть количество предметов. Сформировать понятия «один» - «много»

2.

Форма предметов. Круг.

Формировать представления детей о круге, показать, что круги могут быть разных размеров. Сформировать умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить понятия «один» - «много».

3.

Форма предметов. Квадрат.

Формировать представления детей о квадрате, показать, что квадраты могут быть разных размеров. Сформировать умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить понятия «один» - «много».

4.

Форма предметов. Круг, квадрат

Формировать представление о квадрате. Закрепить представление о круге. Закрепить умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом.

5.

Форма предметов. Треугольник.

Формировать представления детей о треугольнике, показать, что треугольники могут быть разных размеров. Сформировать умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить понятия «один» - «много».

6.

Форма предметов. Квадрат, треугольник

Формировать представление о треугольнике, сформировать умение различать и правильно называть квадрат и треугольник. Закрепить умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить умение раскладывать указанное количество предметов (один – много).

7.

Форма предметов. Овал.

Сформировать представления детей об овале, показать, что овалы могут быть разных размеров. Сформировать умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить понятия «один» - «много».

8.

1, много.

Учить выделять 1 и много предметов из группы.

9.

1, много, мало

Учить детей находить 1, много и мало однородных предметов, фиксировать результат действия в слове или использовать жесты.

10.

Пустой – полный.

Учить детей различать количества пустой — полный; употреблять в речи слова пустой — полный.

11.

Знакомство с тетрадью в клетку

Формировать умение ориентироваться на странице тетради, обводить заданное количество клеток.

12.

Цифра 1

  1. Сформировать представление о цифре 1: о ее внешнем виде, как она пишется, где стоит в числовом ряду.

13.

Пересчет предметов в пределах двух.

- Учить выделять 2 предмета из группы по подражанию, образцу, по словесной инструкции;

- Соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев; отвечать на вопрос сколько?, называя числительные один, два или показывая соответствующее количество пальцев.

- Учить показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т. п.);

- Учить детей составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только 1 предмет другой группы, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько ..., сколько ...

- Учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух.

- Учить детей сравнивать две неравные группы предметов по количеству (отличающиеся между собой на две единицы: 1 и 3, 4 и 6), устанавливая, каких предметов больше, меньше, используя приемы наложения и приложения.

- Учить детей преобразовывать множества путем уменьшения и увеличения их количества.

- Учить детей сравнивать две равные и неравные группы предметов по количеству, устанавливая, каких предметов поровну, больше, меньше, используя приемы наложения и приложения.

- Учить пересчету предметов в пределах двух; соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке (сначала учить осуществлять пересчет однородных предметов, а затем — предметов, различных по назначению, цвету, размеру).

-Учить группировать предметы по количественному признаку.

14.

Цифра 2

Формировать представление о цифре 2: о ее внешнем виде, как она пишется, где стоит в числовом ряду.

15.

Цифра 1 и  2

Закрепить представление о цифре 1 и 2. Закрепить умение устанавливать связь между количеством предметов и цифрой.

16.

Пересчет предметов в пределах трех.

- Учить пересчитывать предметы в пределах трех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру.

- Учить детей определять количество предметов и изображений на картинках в пределах трех без пересчета, использовать пересчет как способ проверки.

- Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству без счета, используя приемы наложения и приложения, и на основе пересчета; сравнивать непрерывные множества (в большом — больше, в маленьком — меньше, в одинаковых — поровну).

- Совершенствовать умение преобразовывать (на основе счета) множества, из неравных множеств делать равные и наоборот, используя разные способы преобразования.

17.

Цифра 3

Сформировать представление о цифре 3: о ее внешнем виде, как она пишется, где стоит в числовом ряду. Закрепить представление о цифрах 1, 2.

18.

Цифры 1 - 3

Формировать умение отсчитывать заданное количество в пределах 3, устанавливать равенство и неравенство. Закрепить представление о цифре 1, 2, 3. Закрепить умение соотносить количество с цифрой.

Тематическое планирование для детей второго этапа обучения

(ориентировочно - средний дошкольный возраст)

Время года

Тема

Формирование сенсомоторной сферы

Ознакомление с окружающим миром

Развитие

познавательной сферы

мышление

мелкая моторика

ОСЕНЬ

сентябрь

1. Осень. Овощи.

Учить детей соотносить изображаемое на картинке действие с реальным действием.

- Формировать у детей временные представления (времена года: осень, время суток: ночь, день).

- Формировать обобщенные представления детей об овощах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей.

- Учить застегивать кнопки и пуговицы различной величины одного цвета.

- Пальчиковая гимнастика

Работа по прописи 2.

2. Фрукты.

Формировать обобщенные представления детей о фруктах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

3. Деревья и кустарники.

Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников, овалов, прямоугольников разного цвета и разной величины.

- Знакомить детей с отдельными деревьями и их основными признаками (ствол, ветки, листья). Закреплять представления детей о листьях разной формы и окраски, о разном размере ствола и ветвей.

Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей.

- Учить выполнять знакомые ранее игры с пальцами по речевой инструкции.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 2.

4. Перелетные птицы.

Формировать обобщенные представления детей, о перелетных птицах осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

октябрь

1 Осенняя одежда, головные уборы, обувь.

Продолжать учить дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу, анализировать образец.

Продолжать знакомить детей с осенней одеждой и обувью, головными уборами.

Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей.

- Продолжать учить проводить непрерывные линии, не отрывая карандаша от бумаги, между двумя линиями по дорожке.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

2. Городские птицы.

Формировать обобщенные представления детей, о городских птицах осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

3. Домашние  животные.

Учить производить выбор величины по образцу, учить соотносить предметы по величине.

Формировать обобщенные представления детей о домашних животных, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей.

- Учить проводить линию, не отрывая карандаша от листа бумаги по наклонной линии образцу (дорожке).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи.

4. Домашние птицы.

Формировать обобщенные представления детей о домашних птицах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

ноябрь

1. Дикие животные.

Учить называть основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.

Учить находить знакомые цвета в окружающей обстановке.

Формировать у детей представления о том, что  животные (заяц, медведь, лиса, еж, волк) живут в лесу.

Учить детей анализировать проблемно-практическую задачу в речевых высказываниях.

- Учить проводить прямую непрерывную линию между двумя волнистыми линиями.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

2. Я и мой организм (части тела).

Уточнять и закреплять в речи детей названия частей тела и лица (лоб, губы, щеки, подбородок, локоть, колено); учить детей показывать части тела и лица у себя, у своих сверстников и у игрушек в процессе дидактических игр.

3. Мой дом.

Учить узнавать предметы по описанию их цвета, формы, величины.

Формировать у детей представления о цикличности жизни, о необходимости соблюдения режимных моментов, обобщая их периодичность и повторяемость в словесном плане.

Учить детей анализировать проблемно-практическую задачу в речевых высказываниях.

- Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

4. День матери. Поздравляем мам.

Расширять знания о празднике Мам.

ЗИМА

декабрь

1. Зима. Зимние забавы, спорт.

Продолжать учить воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструированию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине).

- Формировать у детей временные представления (времена года: зима, время суток: ночь, день).

- Расширять представления о зимних видах спорта и забавах.

Формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения.

- Учить выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка), сначала в две дырочки, а затем увеличивать их число.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

2. Зимующие птицы.

Формировать обобщенные представления детей о зимующих птицах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

3. Зимняя одежда, головные уборы, обувь.

Учить узнавать предметы по описанию их цвета, формы, величины.

Расширять представления о зимней одежде и обуви, головных уборах.

Формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения.

- Учить выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка), сначала в две дырочки, а затем увеличивать их число.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

4. Новый год.

Расширять знания и представления о празднике Новый год.

январь

2.Крещение.

Расширять знания и представления о празднике Крещение.

Формировать у детей зрительную ориентировку и основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую, планирующую) в процессе решения проблемно-практических задач.

- Учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 2.

3.Игрушки.

Формировать обобщенные представления детей об игрушках, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

4.В мире много сказок

Учить при сопоставлении предметов находить разницу в деталях.

Учить запоминанию изображений (2 – 4 картинки).

Учить при сопоставлении предметов находить разницу в деталях.

Учить запоминанию изображений (2 – 4 картинки).

Расширять знания детей о сказках.

февраль

1. Животные и их детеныши.

- Знакомить детей с детенышами животных: щенком, котенком, птенчиком, цыпленком.

- Расширять у детей представления о животных и их детенышах (заяц, белка, лиса, волк, еж живут).

Формировать у детей зрительную ориентировку и основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую, планирующую) в процессе решения проблемно-практических задач.

- Учить проводить линию пальцем, затем карандашом самостоятельно по заданному образцу.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

2. Инструменты.

Формировать обобщенные представления детей об инструментах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

3. Родина. Защитники Отечества.

Учить самостоятельно складывать разрезные картинки из 3- 4 частей.

Учить запоминать местонахождение спрятанных предметов.

Расширять знания и представления о празднике 23 февраля.

4. Профессии.

Формировать у детей представления о труде взрослых: повар готовит пищу; няня моет посуду; мама шьет, стирает; шофер водит машину; строители строят дом и т. д. Закреплять у детей представления о профессиональной деятельности врача, повара, шофера, продавца.

ВЕСНА

март

1. Мамин праздник

Учить соотносить части предметов по величине на новой, незнакомой игрушки.

Знакомить с новыми названиями цветов: коричневый, оранжевый».

Расширять знания и представления о празднике 8 марта.

Учить детей решать задачи наглядно-образного плана.

- Учить проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

2. Весна. Праздники весны.

Знакомить детей с весной и ее отличительными признаками: тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы и первая травка.

3. Весенняя одежда, головные уборы, обувь.

Расширять представления о весенней одежде и обуви, головных уборах.

4. Птицы и животные весной.

Учить воспроизводить пространственные отношения справа – слева по подражанию и по образцу.

Формировать у детей представления о жизни птиц  и животных весной

Учить детей решать задачи наглядно-образного плана.

- Учить обводить по контуру простые предметы.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 2.

апрель

1. Продукты питания.

Учить воспроизводить пространственные отношения справа – слева по подражанию и по образцу.

Расширять представления детей о кухне, закрепляя представления о продуктах в слове.

Учить детей решать задачи наглядно-образного

Учить обводить по контуру простые предметы.

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 2.

2. Посуда.

Расширять представления детей о кухне, закрепляя представления о посуде в слове.

Формировать у детей целостное восприятие ситуаций, изображенных на картинках, с опорой на свой реальный практический опыт.

- Учить проводить непрерывную линию карандашом по образцу.

- Продолжать выполнять шнуровку слева на право без перекрещивания шнурка.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

3. Бытовая техника.

Формировать обобщенные представления детей о бытовой техники, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

4. Мебель.

Знакомить детей со значением предметов домашнего обихода.

Формировать у детей обобщенное представление о мебели, закрепляя его в слове.

май

1. День победы.

Ввести в активный словарь названия свойств и отношений предметов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, круглый, овал, шар; большой, маленький, самый большой; высокий, низкий; внизу, вверху, выше ниже; на, под.

Расширять знания и представления о празднике 9 мая.

Формировать у детей целостное восприятие ситуаций, изображенных на картинках, с опорой на свой реальный практический опыт.

- Учить проводить линию, не отрывая пальца или карандаш от листа бумаги.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

2. Труд людей весной.

Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей весной.

3. Семья.

Расширять представления о семье.

4. Животные жарких стран.

Формировать обобщенные представления детей об животных жарких стран осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

ЛЕТО

июнь

1. Здравствуй, лето!

Учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.

Формировать у детей временные представления (времена года: лето, время суток: ночь, день).

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на картинках.

- Учить заштриховывать в одном направлении – сверху вниз – простые предметы.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

2. Летняя одежда, головные уборы, обувь.

Расширять представления о летней одежде и обуви, головных уборах.

3. Рыбы. Обитатели морей.

Продолжать знакомство с определением величины «высокий – низкий».

Формировать обобщенные представления детей об обитателях морей, рыб осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

4. Цветы.

Формировать обобщенные представления детей о цветах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

- Учить раскрашивать контурные сюжетные рисунки цветными карандашами, не выходя за контр.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

июль

1.Ягоды.

Формировать обобщенные представления детей о ягодах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

2.Насекомые.

Знакомить с относительностью величины, с определениями «больше – меньше», «длиннее – короче».

Формировать обобщенные представления детей о насекомых, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове.

Учить детей словесно определять последовательность событий, употребляя слова сначала, потом, после раскладывания картинок по порядку событий.

Учить детей словесно определять последовательность событий, употребляя слова сначала, потом, после раскладывания картинок по порядку событий.

3, 4.Транспорт.

Знакомить детей с транспортом, с правилами поведения на улице и в транспорте.

- Учить самостоятельно, выбирать цвет при раскрашивании сюжетной картинки.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

август

1. Правила дорожного движения.

Знакомить с относительностью величины, с определениями «больше – меньше», «длиннее – короче».

Закреплять и расширять знания правил дорожного движения.

Учить самостоятельно, выбирать цвет при раскрашивании сюжетной картинки.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

2. Мой город.

Учить воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции: «Поставь коробку на шкаф», «Поставь красный кубик на зеленый» и т.д.

Расширять знания о своем городе.

- Учить самостоятельно, выбирать цвет при раскрашивании сюжетной картинки.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 2.

3. Скоро в школу!

Знакомить детей со школьными принадлежностями.

4. Грибы

Расширять знания о грибах (съедобные, несъедобные)

Тематическое планирование занятий по развитию элементарных математических представлений для детей второго этапа обучения

(ориентировочно - средний дошкольный возраст)

Тема занятий:

Задачи:

1.

Соотнесение числа и количества. Цифра 1

Закреплять представление о цифре 1.

2.

Соотнесение числа и количества. Цифра 2

Закреплять представление о цифре 1 и 2.

3.

Геометрическая фигура -  круг

Формировать представление о круге. Формировать умение составлять круг из частей.

Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины.

4.

Геометрическая фигура – квадрат

Формировать умение  составлять квадрат из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников, овалов разного цвета и разной величины.

5.

Геометрическая фигура – треугольник

Формировать представление о треугольнике. Формировать умение составлять треугольник из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины.

6.

Геометрическая фигура – овал

Формировать представление об овале. Формировать умение составлять овал из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины.

7.

Геометрическая фигура – прямоугольник

Формировать представление о прямоугольнике. Формировать умение составлять прямоугольник из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разного цвета и разной величины.

8.

Сравнение предметов

Формировать понятия «большой», «маленький», «одинаковые». Закрепить представление о цифрах 1 и 2, сформировать умение соотносить их с количеством.

9.

Понятия «сверху», «снизу»

Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

10.

Понятия «вверху», «внизу», «рядом», «посередине»

Продолжать учить воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструированию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине).

11.

 Понятия «справа – слева»

-Учить воспроизводить пространственные отношения справа – слева по подражанию и по образцу.

-Знакомить со словесным обозначением пространственных отношений «справа – слева».

12.

Понятия «далеко – близко»

Знакомить с понятиями «далеко – близко».

13.

Образование числа 3. Цифра 3.

Закрепить навык пересчета предметов независимо от расположения в пространстве. Закрепить представление о цифре 3, о ее составе.

14

Счет в прямом (до трех) и обратном (от трех) порядке

Закреплять умение отсчитывать заданное количество предметов в пределах трех, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), соотносить количество с цифрами.

15.

Понятия «высокий», «низкий», «одинаковые»

Сформировать понятия «высокий», «низкий», «одинаковые».

16.

Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между», «на», «под»

- Продолжать вводить в активный словарь названия свойств и отношений предметов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, круглый, овал, шар;; высокий, низкий; внизу, вверху, выше ниже; на, под.

- Закрепить понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между» в практической деятельности.

17.

Закрепление понятий «больше» - «меньше», «самый большой» - «самый маленький»

Продолжать вводить в активный словарь названия свойств и отношений предметов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, круглый, овал, шар; большой, маленький, самый большой.

18.

Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

Формировать понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

19.

Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Формировать понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

20.

Пересчет предметов в пределах четырех.

  1. – Учить детей выделять 4 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову; соотносить количество предметов с количеством пальцев;
  2. – Учить детей соотносить две группы предметов по количеству в пределах четырех без пересчета (столько …, сколько …);
  3. – Учить пересчитывать предметы в пределах четырех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру;
  4. – Учить детей определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах трех, четырех при одинаковом и разном расположении;

21.

Составление числа 4 разными способами.

– Продолжать учить сравнивать по количеству две группы предметов, сравнивать по количеству используя практические способы сравнения (приложение, переливание и т. п.) и пересчет независимо от направления счета. Сформировать умение называть итог счета.

– Продолжать формировать представления о сохранении количества (количество предметов не зависит от цвета, величины и пространственного расположения), использовать прием приложения и счет как способы проверки.

22.

Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах трех.

 Учить решать задачи нахождения суммы и остатка в пределах трех.

23.

Образование числа 4. Цифра 4.

Закреплять умение соотносить с количеством пальцев, пересчитывать с называнием итогового числа, сформировать представление о цифре 4 и об ее составе.

24.

Пересчет предметов до пяти

- Учить детей выделять 5 предметов из множества по подражанию и образцу, соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах пяти;

- Сравнивать по количеству две группы предметов, находящихся на расстоянии, и группы предметов, изображенных на картинках, на основе пересчета; использовать различные способы проверки.

25.

Образование числа 5. Цифра 5

Закрепить умение считать предметы в пределах 5. Сформировать представление о цифре 5 и ее составе.

26.

Понятие «ночь», «день».

Сформировать умение устанавливать последовательность событий.

27.

Число 5. Порядковый счет до 5

Сформировать умение считать движения, предметы. Сформировать умение  считать в прямом и обратном порядке от заданного числа.

28.

Решение арифметических задач на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех

Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех.

30.

Понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине»

Закрепить понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине».

Тематическое планирование для детей третьего этапа обучения

(ориентировочно - старший дошкольный возраст)

Время года

Месяц

Неделя

Тема

Формирование сенсомоторной сферы

Ознакомление с окружающим миром

Развитие

познавательной сферы

мышление

мелкая моторика

ОСЕНЬ

СЕНТЯБРЬ

1

Осень. Овощи

Учить детей соотносить изображаемое на картинке действие с реальным действием (выбор из трех – четырех).

- Учить детей называть признаки четырех времен года и определять их последовательность.

-Уточнять представления детей об овощах, учить их дифференцировать.

Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию).

- Продолжать учить выкладывать из плоских палочек различные предметы (по образцу, по словесной инструкции, по замыслу).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Фрукты

Уточнять представления детей о фруктах, учить их дифференцировать.

3

Деревья и кустарники.

Учить воссоздать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех – шести элементов; дорисовывать недостающие части рисунка.

Учить детей различать отдельные деревья и кустарники.

Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию).

- Закреплять умения пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Перелетные птицы.

Продолжать знакомить детей с перелетными птицами.

ОКТЯБРЬ

1

Осенняя одежда, головные уборы, обувь.

Учить соотносить форму предметов с геометрической формой – эталоном (выбор из пяти).

Расширять представления об осенней одежде, головных уборах, обуви.

Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию).

- Учить выполнять штриховку прямыми линиями в разных направлениях отдельных предметов.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Городские птицы.

Продолжать знакомить детей с птицами (воробей, ворона, голубь, сорока).

3

Домашние  животные.

Учить группировать предметы по форме, ориентируясь на образец (три – четыре заданных эталона).

Учить детей дифференцировать домашних животных.

Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию).

- Учить проводить линию карандашом по «сложной» дорожке.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Домашние птицы.

Продолжать знакомить детей с домашними птицам (курица, петух, гусь, утка, индюк).

НОЯБРЬ

1

Дикие животные.

Формировать представление об относительности величины (мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к младшему брату).

Продолжать формировать ориентировку в схеме собственного тела: слева – справа (слева – сердце, здесь левая рука); продолжить ориентировку в пространстве.

Учить детей дифференцировать диких животных.

Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию.

- Учить проводить линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

 Я и мой организм.

Закреплять представления детей о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека (малыш — сидит в коляске, играет с мамой; ребенок — ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник — ходит в школу; взрослые — работают; пожилые люди — дома заботятся о внуках, отдыхают).

3

Мой дом.

Продолжать учить дифференцировать цвета  и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности.

Расширять представления о членах семьи, о своем доме.

Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию.

- Учить копировать образец (рисовать рядом такую же картинку).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Поздравляем наших мам. День

Матери.

Расширять представления о празднике День Матери

ЗИМА

ДЕКАБРЬ

1

Зима. Зимние забавы, спорт.

Продолжать учить дифференцировать цвета  и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности.

Расширять у детей представления  о времени года: зима и его признаках. Расширять представления о зимних видах  спорта и забавах.

Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию.

- Учить обводить по трафарету геометрические фигуры, несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Зимующие птицы.

Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки зимующих птиц.

3

Зимняя одежда, головные уборы, обувь.

Учить сравнивать сюжетные картинки, отображающие начальную и конечную фразу одного и того же события и явления (девочка держит  шарик; шарик улетел; девочка смотрит вверх).

Учить соотносить конструкции и изображения с размерами игрушек и сказочных персонажей (высокий дом для жирафа, низкий дом для ежика).

Расширять представления о зимней одежде, головных уборах, обуви.

Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех).

- Продолжать учить шнуровать, перекрещивая шнурки.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Новый год.

Расширять представления о празднике Новый год.

ЯНВАРЬ

2

Крещение

Расширять представления о празднике Крещение

Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех).

- Продолжать учить штриховать прямыми линиями в разных направлениях сюжетные рисунки (направление линий показывать.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

3

Игрушки.

Расширять представления об игрушках.

4

В мире много сказок.

Продолжать учить ассоциировать геометрическими формами (круг – подсолнух, колесо) из двух других.

Учить складывать  одну геометрическую форму из двух других.

Учить конструировать по образцу из пяти  - шести элементов.

Учить соотносить конструкции и изображения с размерами игрушек и сказочных персонажей (высокий дом для жирафа, низкий дом для ежика).

Расширять представления о многообразии сказок.

ФЕВРАЛЬ

1

Животные и их детеныши

Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных.

2

Инструменты.

Закреплять представления детей об окружающем их предметном мире, созданном руками человека (орудия труда: совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток).

Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех).

- Продолжать учить штриховать прямыми линиями в разных направлениях сюжетные рисунки (направление линий показывать стрелкой).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

3

Родина. Защитники Отечества.

Продолжать учить группировать предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький).

Учить подбирать парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов (сапоги для папы, варежки для дочки).

Расширять представления о празднике 23 февраля.

4

Профессии.

Уточнять представления детей о роли профессиональной деятельности в жизни людей.

ВЕСНА

МАРТ

1

Мамин праздник.

Продолжать учить ориентироваться в пространстве знакомых помещений: «Поставь вазу с цветами на стол» и т.д.

Закреплять умение передавать пространственные отношения предметов и их частей в изображениях.

Расширять представления о празднике 8 Марта.

Учить детей определять последовательность событий (из трех и более картинок), употребляя слова сначала, потом.

- Продолжать учить обводить нарисованные предметы по контуру, не отрывая карандаша от бумаги.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Весна. Праздники весны.

Расширять у детей представления  о времени года: весна и его признаках.

3

Весенняя одежда, головные уборы, обувь

Расширять представления о весенней одежде, головных уборах, обуви.

4

Птицы и животные весной.

Учить группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.

Знакомить со стрелкой как указателем направления (Куда надо идти за игрушкой?».

Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных и птиц.

Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

- Учить ориентироваться на листе бумаги в направлении стрелки

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 3.

АПРЕЛЬ

1

Продукты

питания

Учить детей дифференцировать продукты питания.

2

Посуда.

Учить детей дифференцировать посуду.

Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

- Учить обводить предметы по пунктирным линиям («Бабушкин клубочек»).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

3

Бытовая техника.

Учить детей дифференцировать бытовую технику.

4

Мебель.

Учить детей дифференцировать мебель.

МАЙ

1

День Победы.

Продолжать сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (два – три элемента).

Расширять представления о празднике 9 Мая.

Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

- Учить проводить плавные непрерывные линии от стрелки до конца пунктира.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Труд людей весной.

Расширять представления о  труде людей весной.

3

Семья.

- Закреплять представления детей о своем возрасте, семье, именах близких родственников. 

- Закреплять умение детей называть свой домашний адрес.

4

Животные жарких стран.

Учить детей дифференцировать животных жарких стран.

ЛЕТО

ИЮНЬ

1

Здравствуй, лето!

Закреплять умение воспроизводить из заданных форм целостные предметы: «Дорисуй так, чтобы получились разные предметы».

Расширять у детей представления  о времени года: лето и его признаках.

Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

- Учить дорисовывать половину предмета в целях получения целостного предметного изображения.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Летняя одежда, головные уборы, обувь.

Расширять представления об летней одежде, головных уборах, обуви.

3

Рыбы. Обитатели морей.

Учить комбинировать несколько геометрических форм для создания целостных изображений (дом – три треугольника; и т.д.)

Учить детей дифференцировать обитателями морей.

4

Цветы.

Знакомить детей с некоторыми цветами и ягодами (одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик, клубника, малина, крыжовник, смородина).

- Учить располагать графические изображения на листе бумаги, соотносить их с образцом.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

ИЮЛЬ

1

Ягоды.

2

Насекомые.

Продолжить учить использовать представления о величине в разных видах деятельности. Закреплять представление о разнообразии величин окружающих их предметов.

Закреплять представление о том, что определения «высокий – низкий»,  «длинный – короткий» не заменяют определений «большой», «маленький», а дополняют их.

Знакомить детей с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей).

Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения.

Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (практических, наглядно-образных, логических) в новую ситуацию.

3, 4

Грибы.

Знакомить детей с обобщающим словом грибы.

АВГУСТ

1

Транспорт.

Знакомить детей с обобщающим словом транспорт.

- Знакомить детей с тетрадью в крупную клетку, учить обводить клетки, пропускать 1, 2 клетки.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Правила дорожного движения.

Закреплять знания правил дорожного движения на улицах города.

3

Мой город

Учить группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.

Учить детей называть город (населенный пункт), в котором они проживают.

- Учить проводить прямые линии в две клетки (вертикальные, горизонтальные).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Скоро в школу!

Знакомить детей со школьными принадлежностями.

Формировать у детей представления о школе и деятельности ребенка в ней.

Тематическое планирование занятий по развитию элементарных математических представлений для детей второго этапа обучения

(ориентировочно - средний дошкольный возраст)

Тема занятий:

Задачи:

1.

Числовой ряд до 6. Образование числа 6.

- Учить пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках в пределах шести при одинаковом и разном их расположении; соотносить количество предметов с количеством пальцев;

- Формировать умение считать предметы в пределах 6 и присчитыванием и отсчитыванием по одному, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа;

- Знакомить с порядковым счетом в пределах шести, учить понимать вопрос какой по счету? и отвечать на него.

2.

Состав числа до 6. Цифра 6.

Закрепить умение считать предметы в пределах 6. Формировать представление о цифре 6 и ее составе. Знакомить с местом числа в числовом ряду.

3.

Выполнение арифметических действий на наглядном материале в пределах шести

Учить выполнять арифметические действия на наглядном материале в пределах шести.

4.

Решение арифметических задач на нахождение суммы и остатка в пределах шести

Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах шести. Знакомить с местом числа в числовом ряду.

5.

Части суток, их последовательность

Формировать умение соотносить действия в течение суток.

6.

Сравнение по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках

Упражнять в сравнении по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках.

7.

Понятие «пара»

Формировать понятие «пара».

8.

Приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки

Учить использовать приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки.

9.

Сравнение множеств

- Формировать умение уравнивать множества путем добавления и убавления предметов;

- Продолжать формировать представления о сохранении количества: определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера.

10.

Образование числа 7.

- Учить отсчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число;

- Учить детей осуществлять счет в обратном порядке и от заданного до заданного числа в пределах семи.

11.

Состав числа до 7. Цифра 7.

Закрепить умение считать предметы в пределах 7. Формировать представление о цифре 7 и ее составе. Знакомить с местом числа в числовом ряду.

12.

Равенства и неравенства, сравнение количества

Формировать умение видеть и устанавливать равенства и неравенства, сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1.

13.

Числовой ряд до 7

Формировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа 7 . считать в прямом и обратном порядке. Учить детей отвечать на вопросы: «Какое число идет за числом 2? за числом 3?», «Назови соседей числа 4», «Найди пропущенное число».

14.

Времена года, их последовательность

Закреплять знания названий времен года, их последовательность, признаки.

15.

Образование числа 8

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 8, называть итоговое число, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

16.

Числовой ряд до 8

Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа.

17.

Круг, треугольник, квадрат

Закреплять знания о геометрических фигурах.

18.

Образование числа 9

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 9, называть итоговое число, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

19.

Числовой ряд до 9

Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа 9, считать в прямом и обратном порядке.

20.

Образование числа 10

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 10, называть итоговое число, находить место числа в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа. Учить количественному и порядковому счету.

21.

Соотнесение числа и количества.

Сформировать умение выкладывать числовой ряд от 1 до 10, считать в обратном порядке, считать с любого заданного числа.

22.

Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами.

Закреплять умения составлять группы предметов с заданными свойствами.

23.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

«Согласовано»

Заведующий отделением психолого-педагогической службы

«Утверждаю»

Директор МКУ РЦ «Радуга»

___________Багаева Е.С.

___________ Левицкая И.П.

«___»_________ 20__г.

«___»_________ 201  г.

Расписание занятий учителя дефектолога Шмаковой Ю.В.

Дни недели:

Время занятий:

9.00

9.40

10.20

11.00

11.40

12.20

13.00

13.40

14.20

понедельник

Работа с документацией

вторник

среда

четверг

пятница

Примечание: По результатам диагностики составляется индивидуальный план работы на каждого ребенка, где выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. Так же учитываются возрастные и индивидуальные особенности  развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание занятий строится в рамках ведущей деятельности ребенка.

Дефектологические занятия проводятся в течение всего года. Предельная наполняемость группы не более 20 человек. Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1-2 чел.) - 20-25 минут. Периодичность занятий не менее 2 раз в неделю. За курс реабилитации учитель – дефектолог с каждым ребенком проводит 10-12 коррекционно – развивающих занятий.

Основной формой организации дефектологической работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В подгруппы зачисляются дети с однородной структурой нарушения, остальные дети занимаются индивидуально.

1 занятие – сенсорное восприятие, ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, мелкой моторики.

2 занятие – развитие математических представлений, сенсорное воспитание, мелкой моторики, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с 1-3 год обучения. Примерное тематическое планирование.

В данной методической разработке приведён материал по планированию работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с первого по третий год обучения, а...

Перспективно - тематическое планирование для детей старшей группы ОО «Познавательное развитие»

Формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причи...

Перспективно-тематическое планирование для детей младшего дошкольного возраста по рисованию на 2018-19 уч. год

Перспективно-тематическое планирование для детей младшего дошкольного возраста по рисованию на 2018-19 уч. год. Развивать художественное творчество, воображение. Формировать индивидуальные, интел...

Перспективное тематическое планирование(для детей от 2 до 3 лет)

Перспективное тематическое планирование  (для детей от 2 до 3 лет)...

Перспективно-тематическое планирование для детей с ЗПР 4-6 лет

планирование по теме "Овощи, фрукты" с 18.09 по 29.09.2023г....

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы...


 

Комментарии

Добрый день, замечательное планирование, очень понравилась ваша работа. Скажите на какую литературу вы опирались при составлении данного планирования?