Понятие личностной готовности детей к обучению в школе.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Котова Екатерина Александровна

пСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие личностной готовности детей к обучению в школе.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста являются предпосылками для формирования личностного компонента готовности детей к обучению в школе.

Говоря о личностной готовности, прежде всего имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности. Она формируется к старшему дошкольному возрасту и связана с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника не соответствующим его возросшим возможностям и изменившимся желаниям.

У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей. Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее привлекательную сторону школьного обучения (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме места для выполнения уроков и т.п.).

К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Мухина [3] выделяет следующие значимые мотивы, которыми руководствуются дети старшего дошкольного возраста:

- интерес к новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование, труд);

- установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, в детском саду; это делает ребёнка 6-7 лет особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, устанавливаемые ими;

- стремление завоевать «благосклонность», симпатию детей, которые им нравятся и которые пользуются авторитетом в группе;

- мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение - они проявляются в притязаниях ребенка на главные роли в играх, в обидах ребенка («А мне не дали стихи учить на утренник»), в его радости при достижении успеха в нелегком деле, в признании его достоинств, в приписывании себе не существующих пока положительных качеств, желанных предметов, в капризах;

- на основе стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучше других), этот мотив шестилетние дети вносят и в другие виды деятельности - они любят сравнивать свои успехи с другими, хвастаться, остро переживают свои неудачи;

- нравственные мотивы, возникновение и развитие которых связано с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе. Они выражают отношение ребенка к людям. В 6 -7 лет в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы: желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести пользу. Эти мотивы уже в старшем дошкольном возрасте могут приобрести значительную побудительную силу, превышающую мотивы личной пользы или интерес к внешней стороне деятельности. Однако мотивы этого типа возникают не спонтанно, а благодаря воспитательному воздействию взрослых.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению ребенка. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом.

Возникновение соподчинения мотивов не говорит о том, что ребенок во всех случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.

Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Основным критерием готовности к школе, по мнению Л.И. Божович, является психологическое новообразование старшего дошкольного возраста, которое получило название «внутренняя позиция школьника», - это сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.

При этом в своих работах Л.И. Божович делала акцент на значении мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признаётся мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения [2]:

1) широкие социальные мотивы учения – мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ребёнка занять новую социальную позицию;

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью – т.е. познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Это новообразование, по мнению Л.И. Бобович, может выступать в качестве критерия готовности к школьному обучению.

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л. И. Божович) – положения   школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе [3].

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

В мотивационной сфере поступающего в школу ребенка представлены разные мотивы учения, но какой-либо один может доминировать. Конева [2] рассматривает различные случаи доминирования того или иного мотива:

1. Доминирование социальных мотивов учения – в этом случае ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. В данном случае именно похвала учителя мотивирует учебную деятельность ребенка.

2. Доминирование познавательной мотивации характерно для любознательных детей, которые хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше. Но если на уроках им становится неинтересно, то они могут отвлечься и заняться посторонним делом. Так как у данного ребенка слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности ученика, как этого требует его новая социальная позиция. Если к тому же у такого ученика слабо развита мотивация достижения, то он вскоре, несмотря на хорошо развитую познавательную потребность, может начать отставать в учении.

Таким образом, полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.

Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель очень важен для эффективного включения в школьную жизнь. Он демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям задачи или требованиям учителя, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными.

Гораздо более важным оказывается не то, умеет ли ребенок читать, а насколько адекватно он оценивает сформированность этого навыка. Ведь если ребенок нетвердо знает буквы, но говорит, что умеет читать, то и потребности учиться читать у него не возникнет. Если же ребенок говорит: «Я хорошо считаю только в пределах десятка», то это значит, что он не только умеет считать, но и адекватно оценивает свои знания, видит их ограниченность, а значит, у него может возникнуть желание и потребность изучать математику.

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, то есть определенный уровень развития самосознания.

Формировать у ребенка критичное отношение к своим действиям легче всего на таких занятиях, которые требуют воспроизведения образца. Например, девочка собирает мозаику по образцу. Можно просто похвалить ее за красивый орнамент. А можно взять образец, предложить сравнить свою работу с заданным рисунком, вместе поискать, что соответствует и что не соответствует образцу, попросить исправить, чтобы было точно, как на картинке. И тогда ребенок будет осваивать и самостоятельно осуществлять и контроль за своими действиями, и их оценку, и учиться исправлять свои ошибки.

Исследования показывают, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается прежде всего через включение детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, общение со школьниками, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, кинофильмов о школе, посильное включение в общественную жизнь школы, проведение совместных выставок детских работ, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения и др. Особо важную роль имеет игра, в которой дети находят применение имеющимся у них знаниям, возникает потребность в приобретении новых знаний, развиваются навыки, необходимые в учебной деятельности.

Таким образом, личностная готовность включает в себя такие компоненты как принятие старшим дошкольником новой социальной позиции; позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе; объективную самооценку; умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология психологической диагностики сформированности компонента личностно-мотивационной готовности детей к обучению в школе».

Данная технология позволяет в полной мере исследовать личностно-мотивационный компонент готовности дошкольников к обучению в школе. В ней описано применение следующих методик: "Методика исследования м...

«Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции её недостатков»

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную д...

Семинар-практикум для родителей «Использование возможностей тимбилдинга как средства формирования коммуникативно-личностной готовности детей к обучению в школе»

Данная разработка представляет способ организации практического взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучен...

«Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции ее недостатков»

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание последнего связать с доступной для осмысления ребёнком целью, к достижению котор...