Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции ее недостатков
статья по теме

Консультация для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции ее недостатков

 Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.

Будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке). Наибольшие сложности, как правило, испытывают дети, не посещавшие детский сад, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначительный. Разработка и испытание конкретных психодиагностических методик, позволяющих исследовать личностную готовность ребенка к школе, а также цикла развивающих занятий - следующий этап работы.  Чтобы раскрыть содержание личностной готовности, необходимо обратиться к самому понятию личность, основным личностным новообразованиям дошкольного возраста.

        ФИЗИЧЕСКАЯ  ГОТОВНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

  1. Физиологическая  
  2. Физическая и умственная
  1. Личностная готовность
  2. Интеллектуально - познавательная

-          Эмоционально - волевая готовность

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. С какими же проблемами мы,  сталкиваются педагоги  при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1.  Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так  как родители не компетентны в выборе образовательных программ.  

2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:

  1. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.
  2. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.
  3. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
  4. Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.

5. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе:

6.Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения. 

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

  1. заключение договора между детским садом и МОУ  по обеспечению преемственности;
  2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
  3. проведение профилактических мероприятий, таких как:

      "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;

  1. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
  2. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
  3. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

  1. Организационная работа (работа с детьми)
  2. Методическая работа.
  3. Работа с родителями.

Методическая работа осуществляется  через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

  1. Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
  2. Психологическая готовность ребёнка к школе.
  3. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Задачи работы дошкольного образовательного учреждения с начальной школой:

  1. Выработка Концепции (программы) сотрудничества дошкольного образовательного учреждения со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обуче ния) с учетом реальных возможностей педагогических коллективов.
  2. Повышение педагогической и психологической грамотности роди телей как реальных заказчиков образовательных услуг: понимание ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения в вопросах под готовки ребенка к школе.
  3. Формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятель ности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное об щее образование).

                                                                                          ОГАНИСЯН Н. Ю.

                                                                                       Воспитатель МБДОУ Д/с №12

                                                                                           Г. Чехова                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

«Технология психологической диагностики сформированности компонента личностно-мотивационной готовности детей к обучению в школе».

Данная технология позволяет в полной мере исследовать личностно-мотивационный компонент готовности дошкольников к обучению в школе. В ней описано применение следующих методик: "Методика исследования м...

Понятие личностной готовности детей к обучению в школе.

пСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ....

«Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции её недостатков»

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную д...

Семинар-практикум для родителей «Использование возможностей тимбилдинга как средства формирования коммуникативно-личностной готовности детей к обучению в школе»

Данная разработка представляет способ организации практического взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучен...

«Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции ее недостатков»

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание последнего связать с доступной для осмысления ребёнком целью, к достижению котор...