Индивидуальные игры и упражнения для развития словаря и формирования элементарной фразы.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

Научить детей быстро ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов или субъектов действий                                                                                                                                                                                 Фрагмент одного занятия                                                    

Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок, на которых разные субъекты совершают различные действия  с предметом  или без него                                                                                                                                 

          Сначала выясняется, понимает ли ребенок вопросы, включающие и названия действий, и названия знакомых предметов, лиц, животных, например: “Покажи, где мальчик катается на велосипеде, где девочка поливает цветы.   

А где кошка спит? “                                                                      

Затем вопросы формулируются следующим образом: “Покажи, кто катается, кто поливает, кто сидит, кто стоит”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnye_igry_i_uprazhneniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Задание 1. Научить детей быстро ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов или субъектов действий                                                                                                                                                        Фрагмент одного занятия                                                

Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок, на которых разные субъекты совершают различные действия  с предметом  или без него                                                                                                                 

          Сначала выясняется, понимает ли ребенок вопросы, включающие и названия действий, и названия знакомых предметов, лиц, животных, например: “Покажи, где мальчик катается на велосипеде, где девочка поливает цветы.        

А где кошка спит? “                                                                

Затем вопросы формулируются следующим образом: “Покажи, кто катается, кто поливает, кто сидит, кто стоит”

Задание 2. Предложить ребенку разложить картинки или игрушки в названной  взрослым последовательности

Образец: Послушай внимательно и поставь друг за другом игрушки так, как я   тебе  назову:  корова, машина, кубик; а теперь так: кубик, корова, машина

Задание 3.  Научить ребенка понимать вопросы  КОМУ?

         Кому мама надевает шапку? Кому девочка дает сено? Кому мальчик протягивает яблоко?

 

Задание 4.  Научить ребенка понимать вопросы ЧТО? КОГО? У КОГО? которые помогают выяснить объект действия:

             Что рисует девочка? Что кушает мальчик? Что стирает мама? Кого везет Таня?

Задание 5.  Научить ребенка понимать вопрос ЧЕМ?

               Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытирает лицо и руки? Чем ты кушаешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? Чем папа забивает гвозди?

Задание 6. Предложить ребенку выполнить действия в определенной последовательности без предмета:

               Сядь - встань - попрыгай на одной ноге; подними руки вверх -присядь- встань ; попрыгай на одной ноге - сядь, а потом попрыгай  на двух ногах

Задание 7.  Научить узнавать предметы по их назначению

                 Покажи, чем ты будешь кушать?  Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?  Чем ты будешь чистить зубы? Чем ты будешь рисовать?

Задание 8.  Научить узнавать демонстрируемые игрушки по их описанию

                На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка Взрослый предлагает угадать, о ком он сейчас говорит: “У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы” или: “Он круглый, красный, деревянный” и т д.

Задание 9.   Научить ребенка соотносить слова  “один - много” с соответствующим  количеством предметов:

              Покажи, где  одна кукла, где много кукол”

Задание 10.  Научить соотносить слова большой - маленький с величиной предлагаемых предметов:

               «Покажи, где маленькая кукла, а где большая кукла».

 

Задание 11. Научить ребенка быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое:

           иди – стой, садись - встань, ложись - садись, беги- стой, прыгай - иди,  прыгай - беги и т.д.

            Выполнять действия с предметами:

            возьми мяч, подними  кубик, опусти мяч вниз  и т д.

 Задание 12.  Учить ребенка совершать действия с предметами или  картинками в определенной последовательности:

              - Слушай внимательно и сделай так, как я скажу: платочек убери в карман, собачку отдай Вове, цветок поставь на стол.

Задание 13. Учить ребенка объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа:

               где зайка? - вот зайка

               где майка? - вот майка

               где  мишка? - вот мишка  и т.д.

Задание 14.  Учить ребенка  объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа

            Миша, лежи.                                    Прыгай, зайка.

            Нина, лови.                                      Спи, Ляля.

            Катя, иди.                                         Беги, Оля.

Задание 15. Учить ребенка выполнять задания, связанные с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных для ребенка местах.

           Посади куклу в коляску, а мишку в машину.  Убери игрушки со стола и поставь их в шкаф. Положи мяч в коробку, а теперь под стол  и т д.

Задание 16. Учить ребенка показывать (называть)  части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных.

           Покажи глаза, рот, уши, нос, руки, ноги, колено, шею, локоть (то же у куклы, мишки и т.д.)

Задание 17. Учить ребенка узнавать предметы по их назначению.

            Перед ребенком картинки с изображением знакомых предметов или сами предметы, например детские ботинки, расческа, чашка, лопаточка.

          -Из чего ты пьешь молоко? Что ты надеваешь на ножки? Что нужно маме, чтобы расчесать волосы? Что тебе нужно, чтобы копать песок?

Задание 18. Предложить ребенку показать на сюжетной картинке, кто совершает действие совместно с каким-то лицом или предметом, а кто совершает действие один.

              -Покажи, кто идет с мамой, а кто без мамы. Покажи, кто везет коляску с куклой, а кто без куклы.

Задание 19. Научить ребенка понимать значение прилагательных, противоположных по значению:

                большой - маленький, узкий - широкий, длинный - короткий, низкий - высокий, толстый - тонкий

Задание 20.   Научить ребенка различать названия действий, противоположных по  значению:

                 -Застегни пальто - расстегни пальто, надень шапку - сними шапку

отнеси  мишку - принеси мишку, закрой дверь - открой дверь и т.д.

                       ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОСТОГО  ДВУСОСТАВНОГО

                                                    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Задание 1.   Научить ребенка отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: “ Кто (что) это? Что (он, она)  делает?”

                                                         

Примерный лексический материал:  Папа - сидит, идет, стоит.  Девочка - шьет, прыгает, читает. Мама - варит, гладит, вяжет   и  т.д.

Задание 2.  Научить ребенка подбирать названия предметов к названным действиям

              - Идет кто? Что? (Мама, папа, дедушка,  собака, снег, дождь)

              - Стоит кто? Что? (мама, кошка, стол, диван, шкаф, ваза)

              - Сидит кто? Что?  Лежит кто? Что? Бежит кто? Что? Летит кто?

                 Что?  Спит кто? Что?  И  т.д.

 

                 Игровые приемы к заданию:

Взрослый называет предложение, например: «Собака рисует»,- и просит ребенка исправить ошибку.

Найти в комнате, что висит, что стоит, кто сидит, кто рисует и т.д.

Посмотреть на улицу и сказать, кто едет, кто бежит, кто идет.

Задание 3. Научить ребенка  договаривать слова, словосочетания к разучиваемым  стихотворениям.

Примерная  сложность стихотворных  текстов (подчеркнутые слова ребе-

нок договаривает самостоятельно)

Дождик, дождик кап да кап!                              Нам нельзя идти гулять,

Мокрые дорожки                                                Мы промочим ножки.

 

Белые гуси к ручейку идут,                                 Белые гуси вышли на луга,

Белые гуси гусяток ведут,                                    Крикнули гуси : га!га!га!

Дед Мороз, Дед Мороз,                                       А на ней фонарики,

Деткам елочку принес.                                         Золотые шарики.

Светит солнышко в окошко,                               Мы захлопали в ладошки,

Светит в нашу комнатку.                                     Очень рады солнышку. 

Вот собачка Жучка,                                             Зубы острые - ай - ай!

Хвостик закорючкой,                                          Шерстка пестрая - Гав! Гав

ФОРМИРОВАНИЕ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ИЗ  НЕСКОЛЬКИХ  СЛОВ

Задание 1.  Научить ребенка  отвечать на вопросы:  кто это? Что он (она) де

лает? После чего составить предложения типа:

         Мальчик пьет  чай. Девочка читает книгу.  Мама варит суп  и т.д.

Задание 2.  Научить ребенка составлять предложения из четырех слов по

модели: именительный падеж сущ. + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова

Кому папа читает книгу? - Вове, девочке, Оле

Кому мама дает конфету?  Кому Маша бросает мяч? Кому собака дает лапу? Кому девочка сыплет зерно?

Задание 3. Научить ребенка отвечать на вопросы, поставленные к косвенному дополнению, выраженному творительным падежом, в значении орудия действия:

- Чем мама режет хлеб?   Чем папа колет дрова? Чем ты кушаешь суп?  Чем ты кушаешь котлету? Чем мама гладит белье? Чем мальчик рисует цветок?

Задание 4. Научить ребенка составлять предложения по сюжетным картинкам                Девочка гладит платье утюгом.

                 Девочка гонит козу прутиком  (веткой).                                        

                 Вова рисует самолет карандашом.

Задание 5. Научить детей отвечать на вопрос у кого? (Конструкция с предлогом  у)

                Игровые приёмы к заданию

1 Предметное лото.

2 Загадки о животных,  например: “У кого рога?

У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зелёные глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?”

Задание 6. Предложить детям выполнение поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом В, который может опускаться)

      а) При ответах дети используют формы слов из обращенных к ним вопросов взрослого. Желательно  развернутые ответы

                  Взрослый                                                     Ребенок

   Поставь игрушки в шкаф.                           Я поставил игрушки в шкаф.

   Скажи, куда ты их поставил.

  Положи кубики в ящик.                                 Я положил кубики в ящик.

  Скажи, куда ты их положил.

Задание 7.  Предложить ребенку сравнить пары сюжетных картин и составить по ним предложения:

            Кошка сидит под стулом - Кошка сидит на стуле.

            Мяч лежит под столом - Мяч лежит на столе.        

            Белка сидит под елкой - Белка сидит на елке.

Индивидуальные игры и упражнения

для развития словаря и формирования

элементарной фразы.

                                                                           Составила: учитель-логопед

                                                                           Хайбуллина А.М.                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего  возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...

Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста.

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных ср...

Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста

1. Дидактическая игра Лото «Времена года»2. Дидактическая игра «Назови одним словом»3. Лексическое упражнение «Кто как разговаривает?»4. Лексическое упражнение &laq...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию словаря для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

Дидактические игры и упражнения по развитию словаря

Данный комплекс дидактических игр способствует обогащению и развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий....

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....