Выступление воспитателя ГБОУ СОШ № 1852 Завьяловой Н.А.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Завьялова Надежда Анатольевна

Тема: Обучение рассказыванию  по картине с использованием ТРИЗ технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление воспитателя ГБОУ СОШ № 1852 Завьяловой Н.А.

Тема: Обучение рассказыванию  по картине с использованием ТРИЗ технологий

 

       Существует несколько видов рассказа по картине:

  • Описательный ( описание предметных картинок )
  • Описание сюжетной картины  
  • Рассказ по последовательной сюжетной серии картинок
  • Повествовательный (ребенок придумывает начало или конец к изображенному на картине эпизоду)
  • Описание пейзажной картины
  • и д.р

Рассказывание по картине является сложным видом речевой деятельности. Проблема заключается в том, что содержание рассказов почти одинаковое. Отличием может быть в количестве предложений и их развернутости. Ребенок не строит новый рассказ, а повторяет предыдущий с небольшим изменение, добавлением. Решение этой проблемы видеться в применение методов и приемов технологии ТРИЗ. Одним из важнейших условий является этапность. Картина должна находиться в поле зрения детей в течении всего времени с ним ( 2-3 недели ). У каждого этапа есть цель, которая достигается с помощью определенных игр.

     

       Этапы:

  1. "Дели " (выделение объекта ). Наводим подзорную трубу на картинку так, чтобы на ней был виден один объект.
  2. "Давай" ( нахождение связей ). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем как связаны между собой объекты в этих кружочках.
  3. Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно используем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.
  4. Составление образных характеристик объектов. Упражняем детей в сравнении объектов по цвету и учим находить ярко выраженное цветное решение в знакомых детям объектов.
  5. " Отставай - забегай" (выстраивание временной последовательности). Выбераем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом.
  6. Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время и в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описание с разных точек зрения в рассказ.

Использование методики ТРИЗ повышает эффективность рассказа по картинке у детей по ряду причин: такой подход к заданию вызывает неподдельный интерес у ребенка, позволяет сделать рассказ индивидуальным, ведь каждый выражает свои эмоции, ощущения, образные представления, что очень ценно для детей. Такой рассказ обязательно надолго запомнится ребенку. Важно отметить, что ТРИЗ полностью подходит для развития основных психических процессов дошкольного возраста- воображения, образного мышления, памяти и внимания, и что важно- двигательной произвольности. В результате коллективной работы возникает  множество разнообразных рассказов, как об отдельном взятом объекте, так и о картине в целом. Образное мышление и творческое воображение напрямую связаны с активацией речевого аппарата, пополнением словарного запаса и формирования связной эмоционально насыщенной речи.

       

      Подготовила и повела мастер-класс педагог ГБОУ СОШ № 1852 Завьялова Н.А.. В ходе обучения были использованы такие игры:

  • игра «Живые картинки», направленная на то, чтобы обучить детей ориентироваться в двух- и трехмерном пространстве,  отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

В ходе игры ребенок превращался в объект или предмет на картинке и описывал свое местонахождение в двухмерном пространстве, а затем дети выстраивались на ковре, сохраняя свое местонахождении как на картинке.

  • Игры на описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу слышать». Цель: представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; пробуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины. Составление рассказа» О чем говорят объекты»

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи». Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов. Рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей». Цель: развивать умение представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ. Составление рассказа «что ощущаю руками и лицом».

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус». Цель: учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные учитывая позицию субъекта - человек, животное, птица и т.д.; побуждать в речи передавать вкусовые ощущения в рассказе «что мне вкусно и невкусно».

Мастер-класс наглядно продемонстрировал положительное влияние ТРИЗ – технологии на развитие речи, эмоций и творческого мышления, а так же повышение образности и распространенности составленных рассказов.

Важно регулярно использовать ТРИЗ в работе с детьми, для того, чтобы такой индивидуальный опыт стал еще одним важным средством всестороннего развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» Составила и провела: Воспитатель ГБОУ Школы "Спектр"Миронова Н.Н.

Круглый стол для родителей«Роль отца в семейном воспитании»  Повестка дня Выступление воспитателя на тему «Роль отца в воспитании детей».Игра «Родительские заботы».Презентация семьи «Са...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми "Цветочная поляна" средняя группа - составила Смирнова Мария Александровна воспитатель ГБОУ 696

Итоговая работа с детьми по лексическим темам:"Полевые цветы","Насекомые". Преварительная работа -  обучение детей многослойной лепке. Дети совершили удивительное путешествие на полянку и помогли...

Занятие по математике "Город сказок" в старшей группе. Составила воспитатель Лисина Т.Е. воспитатель ГБОУ №1366.

Занятие  по математике с использованием нетрадиционных методов можно проводить в старших группах....

Консультация для воспитателей. Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей. Подготовила воспитатель ГБОУ Школа №1056 Якушевич Татьяна Станиславовна

Консультация для воспитателей по Формированию у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей...

Деловая игра среди педагогов дошкольного образования ГБОУ школы №1852

Деловая игра среди педагогов дошкольного образования...

Презентация выступления специалистов ГБОУ Школа №305 г. Москвы на семинаре-практикуме для педагогов "Дети с ОВЗ в ДОУ. Особенности организации работы"

Ежегодно специалисты дошкольного отделения ГБОУ Школа №305 освещают вопросы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В 2021 учебном году состоялся семинар-практикум для воспитателей. ...