Комбинирование и систематизации педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОО и разработка рекомендаций по организации ручного труда с дошкольниками со зрительными нарушениями
статья по коррекционной педагогике на тему

Бабенко Галина Ивановна

Аннотация. Целью работы явилось совершенствование процесса коррекции и компенсации зрительных нарушений у дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс разных видов ручного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:


Комбинирование и систематизации педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОО и разработка рекомендаций по организации ручного труда с дошкольниками со зрительными нарушениями

Бабенко Г.И.,

воспитатель, МБДОУ детский сад №32

Старый Оскол, Россия

Аннотация. Целью работы явилось совершенствование процесса коррекции и компенсации зрительных нарушений у дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс разных видов ручного труда.

Ключевые слова: педагогические технологии; коррекционно-образовательный процесс в ДОО; организация ручного труда дошкольников; дети с нарушением зрения

Педагогами МДОУ №32 г. Старый Оскол была проведена диагностика детей 5-7 лет с нарушением зрения, которая показала, что 50% детей имеют низкий уровень развития зрительно-моторной координации; 35% детей испытывают трудности в фигурно-фоновом различении; 40% детей слабо ориентируются на плоскости, затрудняются в определении положения предмета в пространстве. Исходя из полученных данных диагностики, воспитателями старших и подготовительных к школе групп были разработаны перспективные планы работы кружков «Чудеса из бумаги», «Юные рукодельницы», «Хлебная сказка» и перспективные планы коррекционной работы с использованием ручного труда.

Осуществляя подбор педагогических технологий, воспитатели учитывали возраст, зрительный дефект детей, простоту исполнения, возможность быстрого достижения результата работы, получение яркого продукта труда.

В младших группах еженедельно (1 раз в неделю) в систему коррекционных занятий включалась технология «пластилиновой живописи». Специфика данной работы в том, что соединяются два вида изобразительного искусства – лепка и рисование: вместо краски используется пластилин, наносимый на цветной картон пальцами. Занятия «пластилиновой живописью» помогают в активном усвоении материального мира: структуры, строения, пропорций предметов, свойств веществ. У детей развивается осязание, тактильная чувствительность, мелкая моторика, мышечная сила рук, формируются пространственные понятия, эстетическое восприятие мира.

В средних группах воспитатели отдали предпочтение тестопластике. Тесто – еще один доступный материал, из которого легко и приятно лепить. В отличие от пластилина тесто не боится тепла и солнечных лучей, не деформируется, легко смывается с рук. Из теста можно лепить, вырезать, выкладывать, создавать объемные изделия и плоскостные изображения. В процессе лепки дети развивают формообразующие движения пальцев рук, учатся анализировать объем, величину, строение, пропорции и взаиморасположение предметов в пространстве, синхронизируют работу обеих рук; у них повышается сенсорная чувствительность, развивается воображение, художественный вкус.

В старших и подготовительных группах помимо еженедельных занятий ручным трудом по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и др. и «Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной, 1 раз в неделю в специальную коррекционную работу во второй половине дня включается ручной труд, а в подготовительных группах, помимо этого, ручной труд проводится еще и в форме кружковой работы.

В коррекционно-педагогической работе с детьми 5-7 лет использовались следующие техники: оригами, изонить, поделки из природного материала.

Оригами – японское искусство складывания различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Складывая фигурки из бумаги, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией, ромбом и т.д., учатся ориентироваться на листе бумаге, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, что способствует усвоению пространственных отношений.

Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью способствуют развитию у детей тактильного восприятия, мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить начатую работу до конца). Дети приобретают практические навыки владения шилом, иглой, ножницами, закрепляют знания о геометрических фигурах, счете, умение определять углы на листе бумаги: «правый верхний», «правый нижний», «левый верхний», «левый нижний».

Общение с природными материалами обогащает, наполняя ребенка реальными чувствами и представлениями, воспитывает тонкое восприятие. Выполняя пальчиками различную работу с природными материалами, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Для возникновения того или иного замысла большое значение имеет не только форма и цвет, но и фактура материала: колючий он или мягкий, шершавый или гладкий.

С целью привлечения внимания родителей к данному виду детской деятельности и ознакомления их с различными технологиями, воспитателями был организован ряд тематических выставок и консультаций. Выставки: «Чудеса своими руками», «Осенние фантазии», «Изящные цветы», «В бумажном царстве», «Лесные поделки», «Картины из теста». Консультации: «Организация ручного труда с детьми дома»», « Поделки из природного материала», «О труде и трудолюбии», «Была бы охота – заладится любая работа» и др. Были проведены также мастер-классы: «Лепим, фантазируем, играем», «Секреты бумажного листа». Итогом работы с семьями воспитанников явилась выставка совместных поделок детей и родителей «Новогодняя игрушка нашей семьи»

Проведенная коррекционно-педагогическая работа имела свои положительные результаты: у 40% детей улучшилась зрительно-моторная координация; на 25% вырос уровень фигурно-фонового различения и на 35% увеличились показатели сформированности у детей пространственных отношений. Положительным результатом работы явилось плодотворное участие детей ДОУ в муниципальных и межрегиональных мероприятиях:

Таким образом, удалось выявить эффективность ручного труда в коррекционной работе. Занимаясь разными видами ручного труда, дети с различными дефектами зрения раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Этот вид деятельности является мощной арт- и психотерапией, когда увлеченный творчеством ребенок забывает о раздражающих его факторах, полностью посвящает себя интересному делу.

Список литературы

  1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Методическое пособие. / Л.А. Дружинина – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 159с.
  2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. / В.П. Кащенко – М.: Просвещение, 1994.– 223с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно – образовательном процессе с детьми, имеющими речевые нарушения

В презентации предлагается опыт работы использования ИКТ в  логопедической группе  МАДОУ....

рекомендации родителям по организации ручного труда дома для детей 6-7лет

конкретные рекомендации по организации рабочего пространства....

Рекомендация для педагогов "Организация ручного труда"

Рекомендации педагогам по организации ручного труда...

Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы...

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации ручного труда как творческой деятельности дошкольников»

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...

Статья. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на...