Перспективный план работы в группе для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Тарасенко Елена Михайловна

методические рекомендации подготовлены по программе Шевченко "Подготовка детей к школе с задержкой психического развития", в которых раскрываются коррекционные задачи по основным направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozn_s_okr.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Дюймовочка»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ  ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Подготовила: учитель-дефектолог

Тарасенко Е.М.

Сентябрь -2016

ПРОГРАММА

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Программа включает следующие основные разделы:

I. Ознакомление с природой.

II. Ознакомление с жизнью и трудом.

III. Сенсорное развитие.

IV. Умственное развитие.

V. Расширение и систематизация словаря.

VI. Обучение построению высказывания.

VII. Развитие устной связной речи.

VIII. Дидактическая игра.

IX. Сюжетно-ролевая игра.

Коррекционные задачи занятий по ознакомлению

с окружающим миром и развитию речи

Основными задачами данных занятий для  детей с ЗПР являются восполнение пробелов предшествующего развития, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний и представлений об окружающей действительности происходит в процессе непосредственных наблюдений детьми определенного круга природных предметов и явлений, организуемых воспитателем в соответствии с тематическим планом, составляемым дефектологом и воспитателем совместно.

I. Ознакомление с природой

1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе и труде. Учить различать и правильно называть состояние погоды: холодно, тепло, прохладно, жарко, солнечно, ясно, облачно, дует ветер (холодный, теплый, сильный, слабый), идет (льет, моросит) дождь, идет (кружит, сыплет, падает хлопьями, метет) снег и т.п.

Учить различать состояние снега – рыхлый, сухой, сыпучий, липкий.

Знать отличительные признаки времен года.

Осень

Начало осени. Начинают желтеть пряди листьев на березах. Отцветают цветы.

Небо серое, закрыто облаками или тяжелыми тучами. Часто идут дожди. Становится все холоднее. На земле образуются лужи.

Птицы собираются стаями, откармливаются, готовятся к отлету.

Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Середина осени. Небо закрыто тучами, редко бывают ясные, теплые дни. Прохладно.

Листья на деревьях желтеют, краснеют, буреют.

В середине осени выпадает неделя-полторы, когда становится тепло и солнечно. "Бабье лето" – так называется эта пора в народе.

Конец осени или предзимье. Постоянно идут холодные, моросящие дожди. Небо закрыто темными тучами. На земле много луж. По утрам они иногда замерзают. Дуют холодные сильные ветры.

День становится короче – солнце позднее восходит и рано заходит. Заканчивается листопад. Только на дубе осталось еще несколько листьев. Зелеными остаются хвойные деревья – ель, сосна и др.

Выпал первый снег и растаял.

Зима

Начало зимы. На небе тяжелые темно-серые тучи, которые несут на землю снег. Он лежит тонким слоем. Когда выглядывает солнышко, снег может растаять совсем. Дуют сильные северные ветры. Холодно.

Во дворе много птиц – воробьи, галки, вороны, голуби. Они прилетели поближе к жилью человека, потому что здесь им легче находить корм. Появились возле домов даже осторожные синицы и снегири.

Люди стали теплее одеваться, но все равно часто простуживаются.

В городах люди убирают с улиц снег с помощью снегоуборочной машины.

Середина зимы. Очень сильные морозы. Дует сильный холодный ветер со снегом, метет поземка. Часто бывают метели.

Снег лежит уже плотным слоем. Трудно стало птицам добывать корм – семена и плоды растений.

Если днем ярко светит солнце и снег подтаивает, а ночью ударит мороз, верхний слой снега обледеневает, покрывается настом. Тогда птицам становится совсем плохо.

Конец зимы. В конце зимы дуют сильные холодные ветры. Почти каждый день вьюги и метели.

Но солнышко пригревает все сильнее. Тают сосульки на крышах, потемнел и тает снег на асфальтированных дорогах, вокруг деревьев на пригорках.

Весна

Начало. Приближается весна. Больше солнечных дней. Дни стали длиннее. Погода теплее. Начинает повсюду таять снег. С крыш свисают сосульки – это растаявший днем на крышах снег – замерзает ночью. Днем сосульки тают от солнечного тепла – образуется капель. В конце марта прилетают первые перелетные птицы – грачи.

Середина. Становится все теплее. Начинает таять снег на земле. Вокруг деревьев образовались проталины, виднеется молодая зеленая травка.

На деревьях почки становятся больше. Распускаются почки на березе. В садах расцветают нарциссы и тюльпаны.

Конец. Весна цветов и зеленой травы. Цветут деревья, на них появляются листья. Оживают насекомые. Появляются майские жуки, мухи, бабочки. Цветут цветы мать-и-мачехи и одуванчики. Птицы вьют гнезда.

Растения

Формировать первоначальные представления о том, что у каждого растения есть корни, листья, цветы, ствол или стебель, а также плоды или семена.

Расширять, уточнять и систематизировать представлений детей о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, о сезонных изменениях в их жизни. Формировать обобщенные представления на основе выделения общих существенных признаков. Учить вести себя в природе. Расширять знания о растениях, произрастающих на участке детского сада. Дети должны знать 3–4 вида травянистых цветущих растений, 2–3 вида лиственных и хвойных деревьев, 1–2 кустарника, 2–3 вида грибов (знать мухомор как ядовитый гриб), 1–2 комнатных растения. Дети должны правильно называть 3–5 видов овощей, фруктов и ягод, уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грубы, два–три наименования конкретных предметов.

Животные

Учить детей различать птиц, которые посещают участок детского сада (3–4 вида), по величине, окраске оперения (указываются только опознавательные признаки), пению, повадкам (3–4 вида).

Правильно называть 3–4 вида насекомых (муха, пчела, бабочка, стрекоза), формировать представления о характерных особенностях насекомых (6 ног, брюшко, головка, крылья, насечки на спине). Домашние и дикие животные (5–6 видов). Учить различать по размеру, характерным частям тела, повадкам. Дети должны знать, где живут животные, чем питаются, какую пользу приносят.

II. Ознакомление с жизнью и трудом

1. Труд людей из ближайшего окружения

Знать, где и кем работают родители, что они делают на работе. Знать, чем занимаются старшие браться и сестры.

Знать и уметь рассказать двумя–тремя предложениями о труде воспитателя, помощника воспитателя, педагога–дефектолога, врача, медсестры. Знать основные особенности работы почтальона (к примеру, разносит письма, телеграммы и газеты, а также пенсии старым людям и т.п.), водителя общественного пассажирского транспорта (например, ведет автобус по определенному маршруту, делает в установленных местах остановки, открывает и закрывает двери, объявляет остановки, старается вести автобус плавно, чтобы людям было удобнее ехать и т.п.), продавца (вежливо обращается с покупателем, старается помочь в выборе товара, подает товар, получает деньги, благодарит за покупку).

2. Наблюдения за отдельными объектами

Природа

Узнавать в природе наиболее распространенные в данной местности цветы, деревья, кустарники, птиц, домашних и диких зверей. Правильно называть, имеющиеся в данной местности не менее 4 видов птиц, зверей и их детенышей, цветов, деревьев и кустарников. Систематически различать изменения, которые происходят с ними в связи с сезонными изменениями в природе.

Материальная культура

Знать и уметь рассказать о внешнем виде своего детского сада и дома, в котором живет ребенок (сколько этажей, из чего дом построен, сколько подъездов в доме, наличие лифта, мусоропровода, балконов, лоджий и т.п.).

Узнавать по назначению и оформлению разные виды магазинов, аптеку, детский сад, школу, поликлинику, стадион, подземный переход, станции метро.

3. Знания о себе и своей семье

Знать свое имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестер, бабушки и дедушки.

Знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказать, как семья проводит досуг. Домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителей в домашней труде. Бытовая техника (знание двух-трех предметов), правила обращения с бытовой техникой, правила безопасности. Правильно называть игрушки и настольные игры, имеющиеся в группе детского сада и дома.

III. Сенсорное развитие

Развитие зрительного восприятия.

Учить различать и правильно называть цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, белый, черный.

Узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и геометрические тела (брус, куб, цилиндр, конус).

Указывать размер предметов: большой – маленький, большей – больше – самый большой, маленький – меньше – самый маленький, самый большой – самый маленький, больше чем – меньше чем.

Учить приемам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладывание друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера.

Уметь обводить контур геометрических фигур и биологических объектов (листьев разных деревьев).

Уметь составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета.

Уметь подбирать геометрические фигуры разные по цвету и по величине.

Развитие пространственного восприятия.

Различать пространственные понятия право – лево, верх – низ, спереди – сзади. Уметь воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи: справа – слева, вверху – внизу, спереди – сзади, в середине, между и др.

Различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека.

IV. Умственное развитие

Учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения), по полной аналогии (двух одинаковых признаков, к примеру, по цвету и форме, по форме и величине, по цвету и величине и др.), по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины), по трем признакам (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине).

Уметь относить наименования 3–4 конкретных предметов к обобщающим словам: деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, дикие животные, насекомые, птицы, мебель, посуда, игрушки, настольные игры.

Уметь различать части отдельного предмета и целый предмет, называть по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками весь предмет.

Учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий (на картинках и в реальной действительности).

V. Расширение и систематизация словаря

Учить активно употреблять слова, обозначающие предметы и явления, которые изучаются в следующим темах.

Времена года. Деревья. Цветы. Овощи. Фрукты. Ягоды. Домашние животные. Дикие животные. Насекомые. Птицы.

Дом. Детский сад. Общественные учреждения. Профессии людей, связанные с работой сотрудников детского сада, поликлиники, почты, магазина, транспорта. Мебель. Посуда. Игрушки. Елочные игрушки. Настольные игры.

Учить употреблять слова, обозначающие цвет, форму, величину, свойства материалов, назначение непосредственно наблюдаемых предметов, учить сравнивать два предмета по цвету, форме, величине, по материалу и их назначению.

VI. Обучение построению высказывания

(совершенствование грамматического строя, построение предложения)

Учить детей отчетливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, четко проговаривать окончания в словах.

Учить использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности и др.

Учить правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже (к примеру, одно колесо, два колеса, три колеса, ... или красное яблоко, красный шарф, красные карандаши, красная шапочка и т.п.).

Учить понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов верх – низ, право – лево, спереди – сзади.

Учить строить предложения с использованием союза "и", предлогов и наречий, выражающих пространственные понятия.

VII. Развитие связной речи

Учить рассказывать о собственных наблюдениях за погодой, за объектами и явлениями природы, а также о собственной практической деятельности по этапам изготовления той или иной поделки, или выполненного трудового действия (к примеру, "Как я наблюдал за птицами", "Как я делал белочку из шишечек" и т.п.).

Учить составлять рассказы о сезонных изменениях природы, изображенных на сюжетной картине: умение выделить главное, установить причинно-следственные связи, сделать выводы.

Учить понимать позу и движения, настроения персонажей, изображенных на сюжетной картине, уметь рассказать о последовательности действий персонажа в серии сюжетных картин.

Учить составлять рассказы-описания любимых игрушек.

VIII. Дидактическая игра

Учить детей с помощью слуха, осязания определять свойства предметов и материал, из которого они сделаны.

Учить сравнивать предметы по цвету, форме, величине, группировать и классифицировать предметы одинаковые по цвету, по форме, по цвету и форме, по форме и величине, а также группировать предметы по назначению (одежда, обувь, мебель, игрушки, настольные игры и т.п.).

Формировать умение концентрировать внимание, словесную память, зрительное восприятие.

Перечень дидактических игр

"Собери (сложи) картинку" (предлагаются картинки, разрезанные по вертикали и горизонтали на 4 части).

"Чудесный мешочек".

"Найди пару".

"Лото".

"Назови предметы фиолетового, оранжевого ... цвета".

IX. Сюжетно-ролевые игры

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

Игра с куклой: одеть и раздеть куклу, кормить, укладывать спать, умывать куклу и т.п.

Игра с кукольной посудой: мыть посуду, расставлять приборы для гостей, расставлять посуду в шкафы.

Игра с бытовой техникой: включать пылесос, чистить им мебель, ковры, шить на швейной машинке и т.п.

Постепенно вводить в игру вместо функциональных игрушек предметы-заместители и организовывать игровые действия с ними. Дети должны уметь изобразить, как чистить пылесосом, щеткой, как подметают веником, как моют пол, строчат на машинке, купают куклу, моют посуду, накрывают на стол, используя различные предметы-заместители (кубики, кружочки, палочки и др.).

Учить совместной игре небольшими группами (3–4 человека) при исполнении главной роли воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме "Организация театрализованных игр с детьми дошкольного возраста"

Перспективный план работы по теме "Организация театрализованных игр с детьми дошкольного возраста"...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни младший дошкольный возраст (3-5 лет)

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни дет...

Перспективный план работы в группе для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Перспективный план работы представлен основными разделами: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, обучение грамоте и развитие элементарных математических представлений....

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста. На 2016-2017г.г....

Перспективный план работы по правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год....

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы Танцевальной группы для детей старшего дошкольного возраста «Танцевальные ритмы».

Всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности....