Журнал взаимодействия педагога-дефектолога с воспитателем
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Антонова Нина Владимировна

Пример оформления журнала взаимодействия педагога-дефектолога с воспитателем в группе для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста. В журнале приведены рекомендации педагога-дефектолога воспитателю, рекомендации разделены по направлениям коррекционной работы, приведены примеры дидактических игр для каждого направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Журнал взаимодействия педагога – дефектолога и воспитателя

Средняя  группа для детей с ЗПР


Общая коррекционная работа.

Октябрь

Тема: Игрушки

Развитие речи: Повторить названия игрушек, обобщающее понятие,  активизация глагольного словаря: играть, убирать, бросать, купать, строить, собирать, возить. С сильной подгруппой спрашиваем «Что можно делать с …?», в слабой «Кого можно возить?» Закрепление прилагательных: красивая, мягкая, новая, пушистая, колючий, большой и т.д.  Учимся отвечать на вопрос: какой, какая.  Подбираем игрушки по описанию, загадкам. Составляем короткие рассказы по серии сюжет. картин 3-4 картинки, слабая подгруппа просто выкладывает в правильной последовательности.

Дидактические игры: «Кто за ширмой отгадай?»,  «Найди на столе отгадку к загадке», «Собирай в коробку только игрушки» (для сильной подгруппы – только мягкие, твердые, красные, деревянные и т.п.) «Отгадай, что я делаю?» (изображаем действия с куклой без слов: качаю, умываю, укладываю спать, причесываю и т.д.),  «Скажи куколке ласковые слова»,  «Разложи игрушки по местам»

Развитие сенсорики, мелкой моторики и конструирования: Учимся классификации – игрушки большие и маленькие, для мальчиков и девочек. Конструируем для кукол простые постройки из кубиков: стол, стул, кровать.  Закрепляем цвет, величина(сравниваем разные игрушки по росту) и для сильной подгруппы материал изготовления (ткань, дерево, резина, металл).  Для мелкой моторики предлагаем одеть/ раздеть кукол, найти на ощупь мелкие игрушки спрятанные в фасоли, изготовить бусы для кукол. Для развития тактильных ощущений узнаем игрушки из разных материалов на ощупь.

Дидактические игры:  « Найди игрушку из такого же материала»,  «Подбери игрушки для большого медвежонка и для маленького», «Кто во что играет?», «Сделай из кубиков большой стул для большой куклы, маленький – для маленькой»,  «Разрезные картинки: Игрушки», «Зашумленные картинки», «Наложенные изображения игрушек»,  «Угадай игрушку по контуру, тени»

ФЭМП: продолжаем  закреплять понятия один-много-ни одного, много-мало, счет в пределах двух. Для сильной подгруппы счет до 3х и соотнесение числа с количеством, понятие  «одинаково».

Дидактические игры: «Угости кукол конфетами», « Найди в группе двух кукол, два мячика и т.д.»,  «Кукла Таня не знает, сколько у нее глазок, ушей, рук и т.д.»

Ознакомление с художественной литературой:  стихи А. Барто,  В.Сутеев «Зайкин кораблик», «Приключения медвежонка»

Сюжетно-ролевые игры:  «Кукольная парикмахерская»,  «Куклы катаются на машинках»

Общая коррекционная работа

Ноябрь

Лексическая тема ДОМ

Развитие речи: Учимся узнавать и называть части дома; обогащаем глагольный словарь словами построил, починил, открыл/закрыл дверь, зашел, вышел;  учимся отвечать на вопрос «Что это?»; закрепляем  словарь прилагательных по теме – высокий, низкий, красивый, старый, большой, маленький;  продолжаем учится выполнять двухступенчатые инструкции;  закрепляем предлоги в, из, рядом, около ; понимать в речи имена существительные в ед. и мн. числе. Для сильной подгруппы закрепляем название комнат в доме. Наблюдение, беседы, рассматривание предметных и сюжетных картин по лексической теме. Дидактические игры: « Кто быстрее отыщет»,  «Есть ли на этой картинке?», « Найди по описанию»,  «Предмет и его части», «Найди отличия»,  «Нелепицы».  На базе пройденных ранее тем (посуда, мебель, одежда) и текущей темы: «Из какой это комнаты?», «Наведем дома порядок».

Сенсорика, конструирование, мелкая моторика: закрепление цвета, формы, величины «Выбери крышу для домика», «Сравни дома по величине», «Кто в каком домике живет» и т.п.; «Лабиринты», «Дорожки» (проведи дорожку к домику), «Угадай по контуру/тени»; выполнение пальчиковых игр; складывание разрезных картинок,  пазлов;  складывание из счетных палочек, палочек Кюизинера.  Конструирование домиков из деталей дерев. конструктора. Строительство дома из мягких модулей.

ФЭМП:  закрепляем понятия один-много-ни одного, много-мало, счет в пределах двух. Для сильной подгруппы счет до 4х и соотнесение числа с количеством.

Дидактические игры: «Кто в домике живет?»,  « Посели в домик», «Что изменилось».

Ознакомление с художественной литературой:  англ. нар. сказка «Три поросенка»,  С.Маршак «Кошкин дом»

Сюжетно-ролевые игры:  «У куклы Тани новоселье»

Общая коррекционная работа

Декабрь.

Лексическая тема Зима

Развитие речи: повторяем название времени года,  основные признаки наступления зимы в природе. Закрепляем  существительные (зима, снег, метель, мороз, ветер, снегопад, снеговик, снежинка, лед, сосулька, сугроб), активизируем глагольный словарь по теме, прилагательные  (выпал, замерз, холодный, морозный, снежный, падает,  белый, тает, пушистый, зимний,  скользкий и т.д.). Для сильной подгруппы пробуем образовывать  прилагательные ( холодно – день какой? – холодный,  солнце- день какой?- солнечный, куртка, которую носят зимой – какая? – зимняя, на дороге скользко - дорога какая?- скользкая). Наблюдения за природой во время прогулки, рассматривание сюжетных картин по лексической теме. Дидактические игры:  «Правда или нет?», «Когда это бывает?» «Нелепицы» на зимнюю тему, «Подбери картинки к теме зима». Повторяем одежду «Что люди зимой носят?»

Выкладываем серии сюжетных картинок «Снеговик», «Находка», отвечаем на вопросы по картинкам. С сильной подгруппой – пересказ.

Сенсорное развитие, конструирование, мелкая моторика: Повторяем геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник;  цвета красный, синий, зеленый, белый; продолжаем учиться сравнивать предметы по величине. Конструируем из плоскостных геометрических фигур снежинки, снеговиков, елочки и пр.  Проводим пальчиковые игры: Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца) Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую) И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком) Раз — подбросим Два — поймаем Три — уроним И… сломаем (Выполнять соответствующие словам действия). Собираем пазлы на зим. тематику.

Сюжетно-ролевые игры:  «Одень куклу на прогулку».

Ознакомление с художественной литературой: В. Сутеев «Он один, а мы вместе», «Елка», украинская народная сказка «Рукавичка»

Общая коррекционная работа

Декабрь. Лексическая тема «Зимние забавы»

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром:  Закрепляем названия зимних развлечений (лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, ватрушках, коньках, лыжах, строить снежную крепость). Уточняем, что этим мы можем заниматься именно зимой. Игра «Потопаем, похлопаем» на тему «Можно ли зимой…», игра «Собери картинки только с зимними развлечениями», картинки по зимним забавам «Нелепицы». Активизируем глагольный словарь по данной теме - игра «Что мы делали, не скажем, лучше это вам покажем».  На прогулке организовать разнообразные зимние забавы. Закрепляем умение отвечать на вопросы по сюжетной картине «Зимние забавы» (слабая подгруппа), составлять короткий пересказ (сильная подгруппа). Выкладываем серии сюжетных картин по теме (3-4 картинки).

Сенсорное развитие, конструирование, мелкая моторика: Конструируем из палочек Кюизинера и блоков Дьенеша («Выставка Зима»,  «Каток», «На лесной дорожке зайчики-трусишки»).

Закрепляем выделение и называние белого цвета в играх «Что в группе белое», «Все знают, что белым бывает…», «Собираем белые фасолинки», «Любимый цвет зимы» (подбор картинок).

ФЭМП: закрепляем умение ориентироваться на площадке и в группе по инструкции педагога, закрепляем предлоги. Игра «Спрячь медвежонка» или «Отвези машинку», даем ребенку инструкцию: «Отвези машинку под стол, к шкафу, за кресло и т.п.».  Закрепляем понятия величин: большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, показывая руками размер предмета. «Покажи руками большой комок снега/ маленький комочек», «Высокого снеговика/ низкого снеговичка»,  «Длинные лыжи/ короткие» и т.п.

Ознакомление с художественной литературой: сборник «Ух, ты зимушка-зима» с рис. Ю.Васнецова,  Ротраут Бернер « Зимняя книга», Кэррон Браун «Что скрывает зима?», Валерий Горбачев «Как Хрюша зиму зимовал», С.Козлов «Зимняя сказка»

Сюжетно-ролевая игра: «Кукла Маша на зимней прогулке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей

Журнал взаимодействия педагога-психолога и  воспитателей...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе комбинированной направленности.

В журнале предусмотрена как фронтальная, так и индивидуальная работа по заданию логопеда и включает в себя следующие разделы: * Тема на неделю * Упражнения на развитие артикуляционной моторики и ды...

Журнал взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями (по программе Е.А.Стребелевой)

Предлагаемый вариант "Журнала взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями" адресован дефектологам групп с нарушением интеллекта, а также другим специалистам, реализующим коррекционно-...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

     Работа воспитателей с детьми по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Для этог...

Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей

Журнал взаимодействия педагога-психолога и  воспитателей...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...