Главные вкладки

    Развитие пространственных представлений у старших дошкольников (конспект развивающего занятия)
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

    Портянников Евгений Николаевич

    УважПредлагаю вашему вниманию одно занятие из курса занятий по развитию пространственных представлений, который я провожу для воспитанников старших логопедических групп. Почему в логопедических группах стоит развивать именно это? Дело в том, что они являются элементарными интеллектуальными образованиями, на которых строится все остальное. И если этот фундамент не сформирован, то малоэффективно развивать что-то более сложное: словесно-логическое мышление, воображение, представления о сложных взаимосвязях действительности. Поэтому в заключениях МПМПК (по крайней мере в нашем городе) очень часто можно встретить рекомендацию для психолога – развивать пространственные представления. В данном занятии ставится задача развивать пространственные представления только о взаиморасположении частей лица и в основном по вертикальной оси. Все остальные аспекты пространственных представлений остаются за кадром. Однако данное занятия в полной мере отражает подход реализованный в курсе занятий. Работа в данном занятии ведется в основном на уровне вербализации пространственных представлений (третьем по Семаго). Т.е. мы учим детей понимать слова, обозначающие пространственные отношения, такие как «выше», «ниже», «над», «под», «между», «по середине» и «сбоку». Однако важно не только понимать эти слова, но и создать условия, чтобы дети использовали их в активной  речи. Что и делается в данном занятии при помощи приема, который в нашем ДОУ называют «включить Незнайку».  Хотя главная работа идет в направлении оречевления пространственных представлений, фоном идут упражнения, совершенствующие первые два уровня пространственных представлений:  схему тела и представления об отношениях с окружающими предметами. Так что каждый шаг на этом занятии развивает тот или иной аспект пространственных представлений.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kosmicheskoe_priklyuchenie.docx23.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования Администрации города Новочеркасска

    Методический  кабинет

    МБДОУ детский сад №49

    Примерный конспект развивающего занятия

     

    «Космическое приключение»

     для детей старшего дошкольного возраста

    педагог-психолог

     Портянников Е.Н.

    2016г.

    г.Новочеркасск

    Цель: создание условий для  формирования пространственных представлений.

    Задачи:

    • совершенствование представлений о пространстве собственного тела (совершенствование схемы тела);
    • совершенствование представлений об отношении предметов в пространстве к собственному телу;
    • совершенствование представлений об отношении предметов в пространстве между собой;
    • формирование обобщенных оречевленных представлений о частях лица;
    • формирование обобщенных оречевленных представлений о взаимоотношениях частей лица в пространстве;
    • формирования умения использовать слова, обозначающие пространственные отношения, такие как «выше», «ниже», «над», «под», «между», «по середине» и «сбоку», для описания взаиморасположения частей лица в пространстве.

    Материалы:

    Проектор, изображение звездного неба, спортивные мягкие модули, схема для конструирования ракеты, мягкая игрушка «инопланетянин», изображения частей лица на плотном картоне, с «липучками» на обратной стороне, мешочек, столы, вырезанные из бумаги изображения частей лица с кусочками двустороннего скотча на обратной стороне (чтобы можно было быстро прилепить к листу бумаги), листы бумаги формата а4 по количеству участников с изображением лесенки с 6 ступеньками.

    Ход занятия:

    Ведущий: Что вы видите на экране?

    Дети:  Звездное небо.

    Ведущий: А где находятся звезды?

    Дети:  Далеко-далеко от нас. В космосе.

    Ведущий: А что вы еще знаете про космос?

    Дети:  Сообщают, что им известно про космос.

    Ведущий: А кто хотел бы отправиться в космос?

    Дети:  Я, я, я….

    Ведущий: А что нужно, чтобы попасть в космос?

    Дети:  Ракета.

    Ведущий: Кто хочет построить ракету, чтобы отправиться в космическое приключение?

    Дети:  Я, я, я….

    Ведущий: А из чего можно построить ракету?

    Дети:  Из модулей!

    Ведущий: Отлично, будем делать ракету из модулей. Чтобы полететь в космос нам нужно 2 ракеты. Сейчас вы разделитесь на две подгруппы. Называет участников первой и второй подгруппы. Каждой подгруппе я дам чертеж, по которому нужно сделать ракету. Важно чтобы ракета была точно такой же, как на чертеже. Если вы ошибетесь, то ракета не взлетит.

    Дети:  Конструируют ракеты из модулей.

     Ведущий: Проверяет соответствие постройки схеме. Отлично, теперь, когда все неисправности устранены, можно отправляться в космос. Встаньте в круг. Пристегните ремни. Мы отправляемся. Имитирует звук ракетного двигателя. Перегрузка.

    Дети:  Напрягают все тело как можно сильнее.

    Ведущий: Невесомость.

    Дети:  Начинают совершать пластичные движения, как будто плавают в невесомости.

    Ведущий: Я вижу какую-то планету, начинаем снижаться, пристегните ремни, входим в атмосферу планеты. Перегрузка.

    Дети:  Напрягают все тело как можно сильнее.

    Ведущий: Ну все, мы удачно приземлились. И сейчас нужно немного отдохнуть после такого долгого и трудного перелета. Выходим из ракеты и ложимся на поверхность планеты. Закрываем глазки и отдыхаем.

    Дети: Ложатся на пол и расслабляются. 

    Ведущий: Открывайте глаза и садитесь на поверхность планеты.

    Из-за ширмы появляется Инопланетянин.

    Дети:  Открывают глаза, садятся на ковер и замечают инопланетянина.

    Ведущий: Как вы думаете кто это?

    Дети:  Это инопланетянин.

    Инопланетянин: Здравствуйте странные существа!

    Ведущий: А что надо сделать, когда с вами здороваются?

    Дети:  Здравствуйте.

    Инопланетянин: Спасибо. Вы очень вежливые. А откуда вы взялись странные существа?

    Ведущий: Кто расскажет инопланетянину, откуда мы прилетели?

    Дети: Мы прилетели на ракете с далекой планеты, которая называется Земля.

    Инопланетянин: А, так вы с другой планеты. Тогда понятно, почему вы такие странные.

    Ведущий: А почему ты считаешь нас странными?

    Инопланетянин: А потому что вы носите нос, глаза, рот, уши и волосы на голове. А это неправильно.

    Ведущий: А где же их нужно носить?

    Инопланетянин: У нас на планете их все носят в специальном мешочке. Показывает мешочек.

    Ведущий: А знаешь инопланетянин, носить нос, глаза, рот, уши и волосы на лице, гораздо приятнее и интереснее. Каждая часть лица нам многое дает.

    Инопланетянин: Ох, как интересно. А что вам дает рот?

    Ведущий: ребята, кто знает, зачем людям нужен рот?

    Дети:  Чтобы говорить, дышать, есть, чувствовать вкус.

    Ведущий: Инопланетянин, а если ты носишь рот в мешочке, то как ты с нами можешь разговаривать.

    Инопланетянин: А я с вами не разговариваю, а телепатически общаюсь. Я читаю ваши мысли и посылаю вам свои.

    Ведущий: Понятно.

    Инопланетянин: А зачем нужен нос?

    Дети:  Чтобы дышать, чувствовать запахи.

    Инопланетянин: А зачем нужны уши?

    Дети:  Чтобы слышать?

    Инопланетянин: А зачем нужны глаза?

    Дети:  Чтобы видеть.

    Инопланетянин: А зачем нужны волосы?

    Дети:  Чтобы не было холодно зимой, для красоты.

    Инопланетянин: Понятно. Я тоже так хочу. Пожалуй, я буду носить все это на лице, а не в мешочке. Помогите мне правильно их расположить на лице!

    Ведущий: Вы поможете инопланетянину?

    Дети:  Поможем.

    Инопланетянин: Где мне поместить нос?

    Дети:  Дают инструкции инопланетянину.

    Инопланетянин: Лепит на лицо нос в соответствии с их инструкцией. Вот так? Если инструкция дана неправильно, дети видят свою ошибку и дают новую инструкцию. Так до тех пор, пока будет дана правильная инструкция. Ух ты, я чувствую запахи!

    Та же процедура проводится с ртом, глазами, бровями, ушами и волосами.

    Инопланетянин: Спасибо, это так здорово, все видеть, слышать, чувствовать запахи и говорить. Только грустно, что мои друзья этого не знают. Они все носят в мешочке, а не на лице.

    Ведущий: А ты им расскажи, как их можно носить.

    Инопланетянин: Я бы рассказал, но я боюсь, что забуду, что нужно поставить на какое место. И ничего не получится. 

    Ведущий: А чтобы ты запомнил, где находятся части лица, мы покажем тебе забавную гимнастику, которая так и называется «Части лица». Ребята, кто хочет помочь инопланетянину?

    Дети:  Я, я, я…. Дети повторяют за ведущим движения соответствующие стихам.

    Ведущий: Читает стихи и показывает соответствующие движения:

    Подбородок в самом низу лица,

    Как будто острый конец у яйца.

    Над подбородком рот ты найдешь.

    Ртом ты дышишь, ешь и поешь.

    А надо ртом расположен нос.

    Вдыхает он воздух как мощный насос.

    Над носом глаза искать мы будем.

    Видеть они помогают людям.

    А над глазами брови сидят.

    Красивыми делают брови ребят.

    Когда по лицу чуть выше пройдешь,

    То над бровями лоб ты найдешь.

    А волосы надо лбом обитают,

    Зимой и летом нас защищают.

    Дети:  Повторяют движения.

    Ведущий: Ну как, инопланетянин, теперь ты запомнил, как правильно располагаются части лица?

    Инопланетянин: Спасибо, за то, что вы мне попытались помочь, но боюсь, я опять ничего не запомнил. Плачет.

    Ведущий: Как же можно помочь инопланетянину запомнить расположение частей лица?

    Дети:  Высказывают свои идеи.

    Ведущий: Правильно, надо сделать для инопланетянина и его друзей подсказки! Садитесь за столы, сделаем подсказку при помощи аппликации.

    Дети:  Садятся за столы.

    Ведущий: Раздает листы с «лесенкой» и комплекты с частями лица. Наклейте на лесенку части лица так, чтобы на самой нижней ступеньке был подбородок, а на самой верхней волосы. Ступенькой выше наклейте часть лица, которая находится над подбородком. А ступенькой ниже, наклейте часть лица, которая находится под волосами. И так далее.

    Дети:  Выполняют инструкцию ведущего.

    Ведущий: Собирает листочки и передает их инопланетянину.

    Инопланетянин: Ой, спасибо, ребята, за то, что вы помогли мне и моим друзьям. И за это, я хочу вас сделать подарок. Вы найдете его в мешочке. Только пожалуйста не открывайте мешочек пока не прилетите домой, на свою планету. А теперь я пойду, расскажу друзьям, где нужно носить части лица. До свидания.

    Дети:  До свидания.

    Ведущий: А теперь нам пора возвращаться домой. Садитесь в ракеты. Пристегните ремни. Перегрузка.

    Дети:  Напрягают все тело как можно сильнее.

    Ведущий: Невесомость.

    Дети:  Начинают совершать пластичные движения, как будто плавают в невесомости.

    Ведущий: Я вижу какую-то планету, начинаем снижаться, пристегните ремни, входим в атмосферу планеты. Перегрузка.

    Дети:  Напрягают все тело как можно сильнее.

    Ведущий: Ну, все мы удачно приземлились. Выходите из ракеты и садитесь на землю.

    Дети: Дети садятся на ковер. 

    Ведущий: Что вам больше всего понравилось на занятии?

    Дети:  Отвечают на вопрос.

    Ведущий: А как вы смогли помочь инопланетянину?

    Дети:  Мы знали, где находятся части лица и смогли ему объяснить.

    Ведущий: А как вы смогли сделать подсказки для друзей инопланетянина?

    Дети:  Мы знали, какая часть лица выше, а какая ниже.

    Ведущий: Правильно. А кто хочет посмотреть, что подарил нам инопланетянин?

    Дети:  Я, я, я….

    Ведущий: Достает из мешочка наклейки и предлагает детям выбрать ту, которая понравилась.

    Дети: Берут наклейки.

    Ведущий: И на этом наше занятие закончено.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.

    Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

    Проект "Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников".

    Проект «Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников» будет интересен воспитателям ДОУ  при перспективном планировании образовательной области «Познание» (развитие ...

    Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников

    На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние    оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединен...

    Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-роле

    Разработка календарно-тематического планирования  непосредственно образовательной деятельности  по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольник...

    Консультация для родителей "Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников через развивающие игры".

    Данная статья рассказывает, как с помощью игровых форм формировать у старших дошкольников элементарные математические представления. Какие развивающие игры в своей работе я использую....

    Конспект занятия по развитию пространственной ориентации у старших дошкольников

    В констпекте представлены игры и упражнения, направленные на развитие ориентации в схеме тела, на развитие ориентации на листе...

    Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

    Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуа...