АРТ-ТЕРАПИЯ
презентация по коррекционной педагогике на тему

Одуд Евгения Ивановна

Арт-терапия в детском саду.

 

Анализ и оценка важности применения приемов арт-терапии при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний. Характеристик терапевтических эффектов  разных видов деятельности. История и основные этапы развития арт-терапии, ее структура и содержание. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТ-ТЕРАПИЯ Арт-терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реа­билитации, основанное на занятиях с детьми изобрази­тельным творчеством. Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х годов под эгидой аналитической психологии К.Г. Юнга. Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию , сказкотерапию , библиотерапию , маскотерапию , этнотерапию , артсинтезтерапию и другие .

Слайд 2

Определения катего­рии «арт-терапия» Во-первых , это динамическая система взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом (психологом) в « фасилитирующем » арт-терапевтическом пространстве. Во-вторых , арт-терапия может рассматриваться в ка­честве терапевтической процедуры на основе изобрази­тельного творчества. В-третьих , это здравоохранительная инновационная технология.

Слайд 4

Модель арт-терапевтического взаимодей­ствия Изобразительная продукция Изобразительные средства Личностный рост

Слайд 5

Спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы • трудности эмоционального развития, импульсив­ность, повышенная тревожность, страхи, агрессив­ность; • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества ; • неадекватное поведение, нарушения отношений с окружающими людьми, конфликты в отношениях со сверстниками, ревность, враждебность к окружающим; • нарушен­ная адаптация; • арт-терапия позволяет получить доступ к пережива­ниям: аутичных детей и корректно помочь им;

Слайд 6

Изобразительные материалы в арт-терапевтической работе: 1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель; 2) для создания коллажей или объемных композиций – журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесь­ма, веревочки, текстиль; 3) природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки; 4) для лепки – глина, пластилин, дерево, специальное тесто; 5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон; 6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Слайд 7

Психологическое влияние худож . материалов 1. Карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, пастель, краска и глина - способствуют более свободному выражению. Преимущество простого карандаша заключается в возможности многократно перерисовывать задуманное, так как нетрудно стереть изображение. Краски «провоцируют» спонтанность в изобразитель­ной деятельности, помогают более ярко и от­крыто проявить разнообразные эмоции, исследовать соб­ственные переживания. 2. Для снятия тревожности, связанной с ри­сованием, подходят техники журнального фотоколлажа, аппликаций и создания композиций. Картинки, фотографии из журналов, природный мате­риал помогают создать задуманные образы, изобразить желаемое тем детям, которые переживают из-за неуме­ния рисовать. К тому же готовые объекты либо изобра­жения являются для ребёнка не столь личными и значимыми, как его собственный изобразительный про­дукт. Поэтому такая работа создает чувство защищенности и достаточную степень безопасности.. 3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье по­ведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.

Слайд 8

4. Многие дети чувствуют себя неуверенно в отношении своих худо­жественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников коллективной работы и позволяет даже очень неуверенным детям присоединиться к работе. 5. Смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности пластилина используется в работе с детьми, переживши­ми травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. 6. Работа с глиной или размазывание пас­телей или красок с безоценочной реакцией на конечный про­дукт - могут стать целительными сами по себе. 7. Пластилин, глина, специальное тесто в наибольшей степени подходят для работы с агрессией, различными фобиями, фрустрациями. Отреагирование негативных эмоциональных состояний посредством определенных манипуляций с пластичными материалами снижает ве­роятность аутоагрессии и насильственных действий со стороны самого ребенка по отношению к другим.

Слайд 9

8. В работе с гиперактивными и расторможенными детьми уместно предложить материалы, тре­бующие структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации, самоконтроля работы. 9. Замкнутым, эмоционально «зажатым», тревожным детям более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а именно: гуашь, краски, большие кисти, валики, листы бумаги форматов А2, АЗ или специально прикрепленные на стенах обои (обратная сторона), рисование мелом на широкой доске, полу, асфальте.

Слайд 10

Основные частные принципы арт-терапевтического взаимодействия (созвучные теории конг­руэнтной коммуникации X .Д. Джайнотта ) Поддерживать в ребенке его чувство собственно­го достоинства и позитивный образ «Я». Говорить о ситуации, поступке и его последстви­ях, а не о личности и характере самого ребенка. Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми. Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навеши­вать «ярлыки». Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, качества.

Слайд 11

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических забо­леваний. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение му­зыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Музыкальную терапию широко применяю т во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: 1) отклонений в развитии; 2) эмоциональной нестабильности; 3) поведенческих нарушений; 4) сенсорного дефицита; 5) спинно-мозговых травм; 6) психосоматических заболеваний; 7) внутренних болезней; 8) психических отклонений; 9) афазии; 10) аутизма.

Слайд 12

Фототерапия Фототерапия – лечебно-коррекционное применение фотогра­фии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности ребёнка. Фототерапия – создание или восприя­тие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и раз­ными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворе­ний. Положительное воздействие фотографии на личность ребёнка и ее от­ношение с окружающим миром могут проявляться как при про­смотре и обсуждении фотоснимков (слайдов) совместно с психо­логом, так и с участниками группы при групповых занятиях с детьми.

Слайд 13

Изотерапия Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в пер­вую очередь рисование, используется в настоящее время для пси­хологической коррекции детей с невротическими, психосома­тическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обу­чении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и по­нять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний . Это не толь­ко отражение в сознании ребёнка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических фун­кций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласо­вании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, свя­занное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Слайд 14

Песочная терапия Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции , где основной акцент дела­ется на творческом самовыражении ребёнка. Песочная терапия – один из психокоррекционных , развивающих методов, направлен­ных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, пост­роенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс пост­роения композиции) и вербальной (рассказ о готовой компози­ции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл ком­позиции) . Применяет­ся в работе с детьми . Воспитатель МБДОУ№18 Одуд Евгения Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...