Главные вкладки

    Арт-терапи-терапия искусством.
    материал на тему

    Артеменко Виктория Жафаровна

     

    Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода  лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование,  визуализация,  лепка, монотипия,  музыка,  аудиальное развитие,  литература и пр. Соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, дает возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon atrt-terapiya_v_detskom_sadu.doc32.5 КБ
    Файл moy_opyt_raboty.docx20.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Арт-терапия в детском саду

    Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода  лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование,  визуализация,  лепка, монотипия,  музыка,  аудиальное развитие,  литература и пр.

     Психологи считают, что соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, дает возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой.

     Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в нашем детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

     Используя арт-терапию в своей работе с детьми, мы стремимся достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

     В конечном итоге уроки арт-терапии способствуют развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и конечно же отличному самочувствию ребенка.

     Особый акцент мы делаем на изотерапию: рисование, лепку, аппликацию, оригами, а также на сказка-терапию с использованием художественной литературы,  музыки, пения и танца. Таким образом, комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.

     Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства. В настоящее время,  арт-терапия,  в широком понимании включает в себя; собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства;  рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.),  библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию (лечение пением), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями).

    Изотерапия - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. В современной изотерапии выделяют два направления:

    - использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпритации пациентами;

    - побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

    Иммаготерапия - в театральной студии лечебное воздействие происходит через образ. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Следует использовать драматизацию детских сказок и потешек, которые позволяют учится невербальному выражению эмоциональных состояний, развивать психические функции, способность к коллективному взаимодействию, моторику.

    Музыкотерапия - является целым психокоррекционным направлением. Музыка воздействует на нервно-психическую сферу, оптимизирует психовегетативные реакции, постепенно по мере прослушивания музыки, даже дети с выраженными интеллектуальными нарушениями становятся в состоянии сосредоточенно слушать ее, концентрировать свое внимание.

    Кинезитерапия - этот вид терапии основан на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Движение под музыку обеспечивает также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакты в групповом танце.

    Особое место можно отвести хореотерапии (использованию танцев). Терапия танцем - это использование физических и эстетических аспектов танца в качестве терапевтического средства. Эта методика часто используется для профилактической работы с обычными и очень часто с дефектными детьми.

    В результате воздействия названных форм арттерапии дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические функции.



    Предварительный просмотр:

     

    Арт-терапия-

    терапия                    искусством

    Лучший подарок, который  мы можем сделать ребенку,
    - это не столько любить его, сколько научить его
    любить самого себя".
    Жак Саломе

             В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в последние два года своей работы я включила  арт-терапию, способствующей успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.
           Так что же такое Арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
           Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер  - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

            Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.
           У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения. Рисуя, Ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.
          Изучая этот вопрос, я обратила внимание на то, что использование методов арт-терапии позволит мне решить сразу несколько задач:

    1.Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.
    2.Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.
    3.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

             В своей работе я использую  арт-терапевтические элементы, т.е., упражнения, игры, сказки, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка к окружающему миру.
              Я стараюсь заинтересовать детей необычными способами и приемами рисования и аппликационного изображения. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха. В каждое занятие, которое мною проводится с детьми, я стараюсь включаеть арт-терапевтическое упражнение, задание, технику  (Приложение №1).
             Например, игры с цветом: рисуем красками, которые нравятся ребенку; рисуем красками, которые не нравятся. Дети рисуют то, что бы они желали изобразить, то, что они видят в этом цвете. Игры с линиями, так же помогают ребенку выразить свое внутреннее состояние и показать свое настроение, развивают у него понимание своего собственного видения и отношения к происходящему.

              Используя для художественной деятельности вырезанные фигурки персонажей или предметов, детям предоставляется полная свобода для их "оживления". Кроме того, арт-терапия - путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. В творчестве человек получает новый опыт, который может применить в жизни, облегчая свое общение с другими людьми.  
              Может поэтому моим воспитанникам больше нравится работать всем вместе, обсуждать, планировать, приходить к общему решению, общаться?
    Элементы арт-терапии применяются  в различных видах деятельности.
    С каким восторгом и как по-разному каждый ребенок воспринимает богатство красок и событий окружающего мира. Какие необыкновенные возможности таит в себе детская душа? Для меня стало очень важным понять маленькое "Я", почувствовать скрытые тайны, которые возможно малыш преодолевает в одиночку, не упустить нужный момент, чтобы протянуть ему вовремя руку и вместе отправиться в нелегкий путь переживаний, восторга, грусти и радости. Это - путь в страну эмоций, получаемых от соприкосновения с искусством.

               Эта волшебная страна -  арт-терапия. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей.

             К душе каждого ребенка важно найти особый ключи к. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".

            Основным видом  арт-терапии в своей работе я использую изотерапию, дополненную игрой, сказкой, музыкой, упражнениями на развитие мелкой моторики руки, коммуникативных способностей, сенсорное развитие. А почему именно этот вид?

    Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека.

    Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе “ведущий” сам ребёнок.

    В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.

    В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).

    В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора.

              Таким образом, дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. В ходе взаимодействия с детьми “отрабатываются” проблемы эмоционально-личностной сферы.

               Главная цель  занятий с элементами арт-терапии  является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.

              Творчество – это не что иное как раскрытие и реализация в человеке собственной индивидуальности. У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.

              Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.

              Разработанные занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагается «шагнуть» вглубь изображения, к звенящему ручью или на лесную полянку, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающимися сквозь траву, птицами, парящими в воздухе… (Приложение №2)

              Т.е. постоянно создаётся  ситуация успешности каждого ребёнка. Такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.

    С родителями мы организовали клуб «Заботливых родителей» где познакомила их с арт-терапией. Рассказала, что же такое арт-терапия, преимущества применения элементов арт-терапии. Как используется  этот метод в работе (Приложение № 3).

               Проведенная работа за эти два года показала следующие результаты. Изменились взаимоотношения детей между собой, как показывают результаты социометрии, с 5 % до 9 % увеличилось количество детей, относящихся к группе “звезды”, меньше стало “Отвергаемых” (с 10 % до 2 %) и “пренебрегаемых” (с 39 % до 35 %).

              Таким образом, страхи и переживания, связанные с жизнью в детском саду становятся для ребят менее стрессогенными: более спокойнее переносят критику выполненных работ, способны к зрелой самокритике, ровно относятся к замечаниям воспитателей. Многие дети приходят в детский сад с большим удовольствием, не испытывают страха перед своими одногруппниками.

              Изменилась самооценка дошкольников на более позитивную, что является благоприятным прогнозом в развитии детей и детского коллектива в целом. В группе стало больше детей с позитивным настроем на различные трудности, благоприятным фоном настроения, что в общем положительно сказывается на психологическом климате всей группы.

             Результатом своей работы по арт-терапии я считаю: не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Арт-терапия - терапия искусством

    Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

    Арт-терапия - терапия искусством

    Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

    Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

    Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

    "фитнес - терапия - терапия души и тела"

    В статье описана одна из альтернативных форм работы педагога- психолога ДОУ с коллективом....

    "фитнес - терапия - терапия души и тела"

    В статье описана одна из альтернативных форм работы педагога- психолога ДОУ с коллективом....

    "фитнес - терапия - терапия души и тела"

    В статье описана одна из альтернативных форм работы педагога- психолога ДОУ с коллективом....

    «Песочная терапия» - «Терапия манкой»

    Мастер-класс для родителей. Познакомить родителей с методом использования игр с манной крупой и продуктивно проводить совместно с детьми время....