Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике по теме

Володина Елена Николаевна

В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечковой стимуляции, комплекс Тимокко. Применение данных технологий значительно увеличивает эффективность работы по коррекции речевых, познавательных и эмоционально-волевых особенностей детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания условий для образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ. Исходя из этого, все более активно разрабатываются и внедряются в систему педагогической работы инновационные технологии, позволяющие добиваться более высоких результатов в развитии и обучении детей с ОВЗ.

В ежедневной работе с детьми дошкольного возраста и школьниками с ОВЗ педагоги сталкиваются с такими проблемами как: невнимательность, неусидчивость, низкий уровень работоспособности и познавательной деятельности, отвлекаемость, особенности моторики, речевой сферы, неспособность к планированию своей деятельности и т.д. Зачастую учителя, воспитатели и родители связывают данные проблемы с особенностями эмоционально-волевой сферы, т.е. с ленью, слабоволием. На самом деле ученые доказали, что причины данных проблем лежат в незрелости определенных структур мозга и таким детям требуется больше времени для усвоения нового материала и определенной коррекционной работы  для дальнейшего успешного развития и обучения.  

В данной статье мы проведем обзор некоторых современных педагогических методов, позволяющих развивать и корректировать работу незрелых зон головного мозга.  

Метод Томатис

А. Томатис – французский врач и ученый, который экспериментально обосновал свой авторский метод и определил его как педагогику слушания.

Томатис установил тесную связь между процессом слушания и психическими процессами, такими как речь, внимание, память, эмоции, работоспособность и др. Исходя из этих данных, он сделал вывод, что исправляя процесс слушания, который у многих людей искажен, можно влиять на работу высших психических функций и на психическую деятельность в целом.

В основе метода – звуковое воздействие посредством специального прибора, через который поступает звук определенных частот. Цель этого звука качественно улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую через слуховой анализатор.

Для проведения занятий по данному методу необходимо специализированное оборудование, которое также разработал А. Томатис и назвал его «электронное ухо». Во время сеанса через специальные наушники, в которые встроен вибратор костной проводимости, ухо получает воздушные и костные звуковые стимуляции. Различные, заранее заданные настройки (электронные переключения между потоками, задержки, частотные фильтры, латеральности и другие, запрограммированные с помощью специального оборудования эффекты) позволяют создать целые комплексы упражнений для мышц и клеток вестибулярно-слухового органа, заставляя эволюционировать процесс слушания. Таким образом, метод «Томатис» - это определенная система аудиовокальных тренировок.

В качестве материала для звуковой обработки используются произведения классической музыки, в ряде программ для детей используется голос матери ребёнка.

Во время сеанса можно/рекомендуется: заниматься любой творческой деятельностью, кроме музицирования (рисование, лепка, аппликация, танцы); играть (кроме видеоигр); заниматься спортивными упражнениями.

Во время прослушивания нельзя/не рекомендуется: заниматься тем, что способствует эмоциональным переживаниям (в том числе просмотр мультфильмов, видеоигры); читать; много общаться; быть в шумной или тревожной обстановке; слушать другие источники звука.

Слуховые тренинги должны быть длительным, так как по данным исследований наш мозг учится только спустя 40-45 часов. Поэтому занятия по данному методу проходят курсами.

Программа мозжечковой стимуляции

Раньше исследователи по всему миру считали, что мозжечок отвечает только за равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако, современные ученые за последние несколько десятилетий доказали важнейшую роль мозжечка в нормальном развитии интеллектуальной, речевой и эмоциональной сферы.

Одной из главной функций мозжечка является быстрая переработка  любой информации, поступающей из других частей мозга. И именно от него зависит скорость работы всего мозга в целом. Ученые сделали вывод, что стимулируя мозжечок, мы можем активизировать речь, улучшить ее понимание; развивать память, концентрацию внимания, двигательные навыки; улучшить процессы чтения и письма, математические способности и повысить уровень способности к обучению в целом.

Исследователь Френк Бильгоу разработал оригинальную программу работы по стимуляции функций мозжечка и назвал ее Learning Breakthrough Programm. Данная разработка – это уникальный по своей продуманности и системности педагогический метод, неоднократно доказавший свою эффективность. В его основу положены упражнения на специальной балансировочной доске доктора Бильгоу. Цель программы – научить мозг правильно и быстро обрабатывать информацию, полученную от органов чувств. Многие ученые отмечают тот факт, что мозг можно развивать через специальную физическую активность. На этом принципе построена вся нейропсихология и нейролингвистика. Этот же принцип лежит в основе данной технологии. С помощью данного комплекса упражнений улучшается синхронизация и взаимодействие работы полушарий мозга, а также взаимодействие следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной. В результате повышается эффективность работы мозга и, как следствие, исчезают проблемы, связанные с процессом восприятия, анализа и синтеза информации.

Проведение занятий по мозжечковой стимуляции осуществляется курсами, начиная с легких упражнений, заканчивая сложными. Во время сеанса ребенок, удерживая баланс на специальной доске, выполняет серию заданий под контролем инструктора.

Комплекс «Timocco»

Израильские специалисты в 2013 году разработали совершенно новое, уникальное оборудование с видеобиоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов. В ее основу положены те же принципы, что и в программу мозжечковой стимуляции. Однако сами по себе компьютерные игры в таком уникальном формате бессознательно повышают мотивацию, дети не замечают интенсивной тренировочной работы, а в результате мы добиваемся весьма высокого положительного эффекта.

 Комплекс «Timocco» предназначен для развивающих занятий и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста и младших школьников. Программа «Timocco» устанавливается на компьютер. Она содержит интерактивные игры, направленные на развитие познавательных, умственных, когнитивных и двигательных функций. Игры «Тимокко» не носят соревновательный характер между участниками, что обеспечивает спокойную обстановку и отсутствие стрессовых ситуаций. С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающее-коррекционных занятий и тренировок для детей с ОВЗ.

В начале курса специалист подбирает игры необходимые ребенку. В зависимости от возможностей игрока выбирается тип игры – управление одной или двумя руками. Для каждой руки подбирается шарик-перчатка наиболее контрастного цвета с одеждой ребенка. Далее специалист включает программу, открывает картотеку, где сохранены персональные данные и достижения игрока, и начинает развивающую интерактивную игру.

Таким образом, в настоящее время разработаны новые технологии, которые успешно применяются в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Данные инновационные методы позволяют добиваться более высоких положительных результатов в развитии речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и в формировании учебных навыков в целом.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные методы в системе коррекционной работе с детьми с ОВЗ Учитель-логопед Володина Елена Николаевна

Слайд 3

Альфред Томатис – французский врач, который экспериментально обосновал новый метод, который определил как педагогику слушания. Метод Томатис

Слайд 4

Метод Томатис

Слайд 5

Метод Томатис - это система аудиовокальных тренировок. Цель – качественно улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую через слуховой анализатор. Метод Томатис

Слайд 6

Специализированное оборудование состоит из: специальных наушников , в которые встроен вибратор костной проводимости, аудиоустройства ( с записью звуковых стимуляций). Метод Томатис

Слайд 7

Метод Томатис

Слайд 8

Автор оригинальной программы мозжечковой стимуляции Френк Бильгоу . Программа мозжечковой стимуляции

Слайд 9

Цель: совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев - структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка. Программа мозжечковой стимуляции

Слайд 10

Программа мозжечковой стимуляции

Слайд 11

уникальная компьютерная игра, в которой используется видеобиоуправление на основе запатентованной технологии отслеживания движений и жестов. Комплекс « Timocco »

Слайд 12

Комплекс предназначен для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Комплекс « Timocco »

Слайд 13

Комплекс « Timocco »

Слайд 14

Метод Томатис Программа мозжечковой стимуляции Комплекс « Timocco » Инновационные методы в системе коррекционной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий реализации ФГОС ДО

        В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого р...

Проектный метод в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос об актуальности использования метода проектов в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Подробно описана структура и содержание дан...

Инновационные педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из эффективных средств решения задач инновационной деятельности педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм пла...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....