Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Проблема трудновоспитываемости и труднообучаемости очень актуальнв в настоящее время. Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме трудных деталей или, как их принято называть, детям группы риска. Дети группы риска- это дети, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики. Однако они обладают чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиям жизни.В последнее время наблюдается тенденция роста численности учащихся начальной школы со школьной дезадаптацией. В связи с этим встает вопрос о более ранней диагностике, позволяющей выявлять детей, входящих в группу риска, и организации коррекционно-развивающих занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_dlya_vyyavleniya_starshih_doshkolnikov_s_trudnostyami_v_psihicheskom_razvitii.docx | 13.67 КБ |
korrektsionnye_igry_i_uprazhneniya.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для выявления старших дошкольников с трудностями в психическом развитии
Группа ______________________________________________________________________________
Воспитатель _________________________________________________________________________
Фамилия и имя ребенка________________________________________________________________
Дата рождения__________________ Возраст ______________________________________________
Основание для выделения в группу риска:
- трудности поведения _________________________________________________________________
- трудности обучения__________________________________________________________________
1. особенности эмоционально-волевой сферы, внимания
Проявляет ли ребенок:
- нервозность, тревожность:
а) часто
б) редко
в) очень редко
2) двигательное беспокойство, неусидчивость, импульсивность:
а) часто
б) редко
в) никогда
3) рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость:
а) часто
б) редко
в) никогда
4) утомляемость, истощаемость:
а) часто
б) редко
в) никогда
5) раздражительность, агрессивность:
а) часто
б) редко
в) никогда
6) вялость, пассивность:
а) часто
б) редко
в) никогда
7) скованность, робость, плаксивость:
а) часто
б) редко
в) никогда
2. особенности познавательной деятельности
1) познавательная активность:
а) высокая
б) средняя
в) низкая
г) отсутствует
2) как понимает объяснения:
а) хорошо
б) посредственно
в) плохо
3) уровень речевого развития:
а) высокий
б) средний
в) низкий
4) уровень развития памяти:
а) высокий
б) средний
в) низкий
5) уровень овладения мыслительными действиями:
а) высокий
б) средний
в) низкий
3. Имеются ли нарушения в двигательной сфере:
а) да
б) нет
Предварительный просмотр:
Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста.
НОД 1
Игра «Знакомство»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Меня зовут…» (как их ласково называют в семье). Этот этап занятия особенно важен в том случае, если в подгруппу попадает ребенок, ранее не посещавший детский сад. В этом случае он рассказывает о себе, о том, что любит, что ему интересно; налаживает контакт со сверстниками.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти.
На столе 5-6 игрушек. Психолог предлагает детям запомнить их и закрыть глаза. В это время он убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и отгадывают, что изменилось.
1-я подгруппа
Упражнение «Брыкание»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
2-я подгруппа
Игра «Жмурки»
Цель: развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве.
Водящему завязывают глаза. Кто-нибудь из детей крутит его на мпесте, чтобы затруднить ориентацию. Затем дети разбегаются по комнате, а водящий пытается их поймать. Если ему это удастся, он пытается на ощупь определить кого поймал.
Игра «Собери целое»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики; развитие наглядно образного мышления.
Психолог предлагает детям собрать разрезные картинки из 3-8 частей.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 2
Игра «Съедобное- несъедобное»
Цель: развитие внимания, знакомство с существенными свойствами предметов.
Дети образуют круг. Психолог по очереди бросает мяч и называет предметы и продукты питания. Если называются что-то съедобное, ребенок ловит мяч, если несъедобное- прячет руки.
Домино «Ассоциации»
Цель: развитие у детей внимания, мышления, ассоциативных представлений.
Взрослый предлагает детям разложить домино по ассоциативным представлениям. Например, корова- молочные продукты, собака- косточка и т.д.
1-я подгруппа
Игра «Стоп»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, преодоление двигательного автоматизма.
Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны продолжить движение в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет «Стоп!».
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
2-я подгруппа
Игра «Замри»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия, преодоление двигательного автоматизма.
Дети подпрыгивают под музыку. Внезапно музыка обрывается. Дети застывают в той позе, в какой они находились, когда перестала звучать музыка. Неуспевшие «замереть» выходят из игры, остальные продолжают играть, пока не останется только один ребенок, который признается победителем.
Упражнение «Подбери узор»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, воображения.
Взрослый раздает детям карточки с изображением различных узоров, состоящих из геометрических фигур. Дети рассматривают фигуры. Затем взрослый начинает показывать геометрических фигур. Дети рассматривают фигуры. Затем взрослый начинает показывать геометрические фигур, а дошкольники находят на карточках соответствующие изображения.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 3
1-я подгруппа
Игра «Добрая и злая кошка»
Цель: снижение психического напряжения, коррекция поведения агрессивных детей, снижение агрессии.
Психолог просит изобразить сначала злых кошек, а затем под спокойную музыку добрых кошек (релаксация).
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
2-я подгруппа
Игра «Кто позвал?»
Цель: развитие слухового восприятия, совершенствование внимания, снятие психического напряжения.
Дети стоят в кругу. Водящий с закрытыми глазами находится в центре круга. По сигналу взрослого кто-нибудь из детей зовет по имени ребенка, стоящего в середине круга. Тот угадывает, кто его позвал.
Игра «Домино»
Цель: развитие внимания, умения соблюдать правила игры, воспитывание чувства коллективизма.
Дети за столом играют в домино (с изображением различных предметов). Ведущий следит за соблюдением правил игры.
Игра «Летает, не летает»
Цель: развитие внимания, представлений об окружающем.
Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети поднимают руки, если называется который не летает, приседают.
Упражнение «Собери целое»
Цель: коррекции я и развитие познавательной сферы психики; развитие наглядно-образного мышления, внимания.
Дети собирают картинки из частей (пазлы).
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 4
1-я подгруппа
Игра «Два барана»
Цель : снижение психического напряжения, агрессии и ослабление негативных эмоций.
Игроки разбиваются на пары. «Рано-рано два барана повстречались на мосту»- говорит ведущий. Широко расставив ноги и наклонившись вперед, дети упираются в ладони друг друга. Они должны противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется- проиграл. При этом можно издавать звуки «Бе-е-е».
Затем проводится релаксация.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
2-я подгруппа
Игра «Клубочек»
Цель: развитие умения общаться, не стесняясь высказывать свое отношение к окружающему; формирование сплоченности между детьми.
Дети сидят в кругу, у ведущего в руках клубочек. Он обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек рядом сидящему ребенку. При этом ведущий спрашивает ребенка о чем-нибудь , например: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Кого ты любишь и за что?» и т.д.
Ребенок берет клубочек, тоже обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему игроку и т.д.
Упражнение «Пирамида»
Цель: развитие восприятия величины, совершенствование внимания.
Взрослый предлагает детям разложить предметы (матрешек, мисочки, колечки, пирамиды) в возрастающем и убывающем порядке.
Игра «Не шевелись»
Цель: совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма.
Дети прыгают под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются и дети замирают на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.
Упражнение «Собери круг»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы; развитие наглядно образного мышления.
Дети по схеме собирают из частей круг.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 5
1-я подгруппа
Игра «Добрая и злая кошка»
Цель: коррекция поведения агрессивных детей; снижение психического напряжения, ослабление негативных эмоций.
Взрослый предлагает детям сначала изобразить злых кошек, затем под спокойную музыку- добрых кошек (релаксация).
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
2-я подгруппа
Игра «В магазине зеркал»
Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие уверенности в себе, раскованности.
Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить рожицы. Отражения отвечают тем же. «Обезьянка» грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и обезьянки тоже топают. Что ни делает «обезьянка», отражения в зеркалах точно повторяют ее движения.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики; развитие мышления, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Ведущий показывает детям таблицы, состоящие из четырех картинок, и предлагают. Почему они лишние.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, быстроты реакции.
Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и называет прилагательное или наречие. Ребенок возвращает мяч, называя слово с противоположным значением.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти.
Ведущий ставит перед детьми 5-7 игрушек и просит закрыть глаза. В это время он убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка исчезла.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 6
1-я подгруппа
Игра «Брыкание»
Цель: коррекция эмоциональной сферы; эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на ковер на спину, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
2-я подгруппа
Игра «Жмурки»
Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве.
Водящему завязывают глаза. Кто-нибудь из детей крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. Затем дети разбегаются по комнате, а водящий пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого поймал.
Игра «Азбука настроения»
Цель: знакомство с разным эмоциональным состоянием окружающих людей, развитие способности понимать это состояние.
Детям, сидящим за столом, ведущий дает набор карточек (6 штук), на каждой из которых изображены разные эмоциональные состояния персонажа. Ведущий просит детей найти карточки, на которых персонаж радуется, обижен, сердится и т.д. Дошкольники показывают соответствующие карточки. Затем взрослый просит детей рассказывать случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.
Игра «Карлики и великаны»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде ведущего «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!»- встают. Взрослый дает команды вразбивку и в разном темпе.
Упражнение «Нелепицы»
Цель: развитие внимания, умения понимать картинку с нелепым сюжетом.
Взрослый показывает детям картинки и предлагает найти на них то, чего не бывает в жизни.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 6
1-я подгруппа
Игра «Есть или нет?»
Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться определенным правилам.
Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре круга. Она просит детей выслушать его утверждение и решить, согласны они с ним или нет. Если согласны, то нужно поднять руки вверх и прокричать «Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбаки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
2-я подгруппа
Игра «Ворона»
Цель: коррекция эмоциональной сферы; совершенствование внимания, развитие активности, сплоченности играющих, создание здорового эмоционального возбуждения.
Ведущий в центре круга имитирует полет вороны. Затем останавливается и начинает ощипывать свои крылья: «ворона сидит на крыше. Ощипывает она свои крылышки. Сирлалала, стрлалала!» Неожиданно ведущий говорит : «А кто раньше сядет?» Затем: «А кто раньше встанет?»
Кто опоздал выполнить команду, выбывает из игры.
Игра «Угадай, что спрятано?»
Цель: тренировка внимания, памяти, развитие представлений об окружающих предметах.
В мешке находятся различные предметы. Взрослый предлагает ребенку найти в мешке на ощупь предмет, описать его и отгадать, что это.
Игра «Запомни свое место»
Цель: совершенствование памяти; создание бодрого настроения.
Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Ведущий просит их запомнить свои места. Затем включает веселую музыку и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.
Упражнение «Найди отличия»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики; совершенствования внимания.
Взрослый показывает детям два почти одинаковых рисунка и просит определить, чем один рисунок отличается от другого.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 8
1-я подгруппа
Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Цель: коррекция эмоциональной сферы психики; снятие барьеров в общении, мышечного напряжения.
Ведущий говорит детям: «Все мы- львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу (Рычи, лев, рычи!), начинайте громко рычать».
Затем ведущий предлагает детям изобразить паровоз. Дети встают в шеренгу, положив друг другу руки на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры происходит «крушение», и все падают на пол.
Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
2-я подгруппа
Игра «Ветер дует на …»
Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.
«Ветер дует на…»- начинает игру ведущий и уточняет: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы». Все светловолосые дети собираются в одном конце комнаты. Ведущий продолжает: «Ветер дует на того, у кого есть сестра (кто любит животных, кто много плачет, у кого нет друзей и т.д.)». Дети, которые относят себя к той или иной группе, собираются вместе.
Упражнение «На что похоже»
Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие мышления, представлений об окружающих предметах.
Ведущий показывает детям геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник) и предлагает назвать предметы, имеющие похожую форму.
Игра «Летает, не летает»
Цель: развитие внимания, быстроты реакций.
Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети поднимают руки, если называется предмет, который не летает, дошкольники приседают.
Упражнение «Собери квадрат»
Цель: развитие мышления, внимания, восприятия целостного образа предметов.
Дети по схеме собирают из частей квадрат.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 9
Упражнение «Комплименты»
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики; снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.
Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится в кругу.
Игра «Чего не хватает?»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики; развитие внимания.
Ведущий предлагает детям карточки с недостающими деталями. Дети находят недостающую деталь и называют ее.
Игра «Огонь - лед»
Цель: развитие внимания, быстроты реакций.
По команде ведущего «Огонь!», стоящего в круге дети начинают двигаться. По команде «Лед!», они застают в той позе, в которой их застала команда.
Упражнение «Зашумленные картинки»
Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие внимания, зрительного восприятия.
Взрослый кладет перед детьми картинку, на которой нарисованы хаотично переплетенные линии, и предлагает найти скрытое за этими линиями изображение.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 10
Игра «На что похоже настроение»
Цель: коррекция эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое настроение.
Дети образуют круг. Ведущий предлагает и по очереди рассказывать, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает ведущий : «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в голубом небе. А твоё?»
Домино «Ассоциации»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подчиняться определенному правилу.
Взрослый предлагает детям разложить домино по ассоциативным представлениям. Например: корова- молоко, собака- косточка и т. д.
Игра «Запрещенное движение»
Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакций; снятие психического напряжения.
Взрослый объясняет детям правила игры: «Я буду выполнять разные движения, а вы будите повторять их за мной. Одно движение повторять нельзя». Ведущий показывает это движение. Затем начинает выполнять разные движения и неожиданно показывает запрещенное движение. Кто его повторит становится ведущим.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики; развитие мышления, внимания, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Ведущий показывает детям таблицы, состоящие из четырех картинок, и предлагает определить лишний предмет. Дети находят предметы и рассказывают, почему они лишние.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 11
Игра «Чей голос?»
Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики; развитие внимания, слухового восприятия.
Дети садятся в круг и закрывают глаза повязками. Ведущий пересаживает несколько человек и дотрагивается рукой до ребенка. Тот, до кого дотронулся ведущий, говорит: «Я здесь!». Дети должны угадать, кто произнес эти слова.
Упражнение «Составь фигуру из счетных палочек»
Цель: коррекция познавательных и творческих способностей; развитие внимания, мелкой моторики рук, умения работать, ориентируясь на образец.
Дети по образцу выкладывают из счетных палочек разные фигуры.
Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
Цель: развитие представлений об окружающем, внимания, быстроты реакций.
Дети встают в круг. Ведущий поочередно бросает детям мяч, говоря: «Вода» («Воздух» ,«Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животное, которое ходит по земле (Плавает в воде или летает). При слове «Огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши.
Упражнение «Волшебные фигуры»
Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики рук.
Взрослый предлагает детям стать «волшебниками» и превратить фигуры в различные предметы или нарисовать картину, дорисовав фигуры. Взрослый отмечает лучшие рисунки.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 12
Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»
Цель: коррекции я эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
Взрослый показывает детям карточки с изображением различных оттенков настроения. Дети должны выбрать ту, которая в большей степени передает их настроение (настроение мамы, папы и т.д.).
Упражнение «Логические концовки»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики; развитие мышления.
Ведущий предлагает детям закончить предложения: «Лимоны кислые, а сахар…, Птица летает, а змея…, Ты видишь глазами, а слышишь…, Яблоки и груши…, Нож и кусок стекла …»и т.д.
Игра «Ухо-нос»
Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты реакций, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения; снятие психического напряжения.
Взрослый предлагает детям по команде выполнить соответствующие действия. По команде «Ухо!» ребята должны дотронуться до уха, по команде «Нос!»- до носа. Ведущий выполняет действия вместе с детьми, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки», должны показывать ту часть лица, которую называет ведущий.
Упражнение «Сложи узор»
Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме.
Ведущий выкладывает узор из своих кубиков (кубики Никиты).
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 13
Игра «Пожелание»
Цель: коррекция эмоционально личностной сферы психики и взаимоотношений детей; воспитание доброты, уважения к сверстникам, желания видеть в людях хорошее и не стесняться говорить об этом.
Дети сидят в кругу и бросают друг другу мяч, говоря добрые пожелания.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти.
Ведущий ставит перед детьми 3-7 игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит детей отвернуться. В это время он меняет местами несколько игрушек. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дети должны сказать, что изменилось.
Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, умения подчиняться определенным правилам, сплоченности играющих, ловкости, быстроты реакции; снятие психического напряжения.
Играющие садятся в круг. По команде ведущего «Земля» дети опускают руки вниз, по команде «Вода»- вытягивают руки вперед, по команде «Огонь» - производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Играем «Четвертый лишний»
Цель: коррекция познавательной сферы психики; развития мышления, внимания, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Ведущий показывает детям таблицы, состоящие из четырех картинок, и предлагает определить, лишний предмет. Дети находят предметы и рассказывают, почему они лишние.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 14
Упражнение «Что и когда я чувствую»
Цель: коррекция нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. (Злость, огорчение, удивление, радость, страх и т.д.). Далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь когда…», «Мне бывает страшно, когда…» и т.д.).
Упражнение «Опиши по памяти»
Цель: развитие памяти, внимания.
Ведущий на короткое время показывает детям куклу (любую игрушку), затем убирает ее и предлагает ответить на вопросы: «Какие у куклы волосы?» Какое платье? Какие глаза? Есть ли у куклы банты (туфельки, носочки)? Стоит она или сидит?» и т.д.
Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
Цель: развитие представлений об окружающем, внимания, быстроты реакций.
Дети образуют круг. Ведущий поочередно бросает детям мяч говоря : «Вода» («Воздух», «Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животное, которое ходит по земле (плавает или летает). При слове «Огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши.
Игра «Домино»
Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие внимания, мышления.
Дети за столом играют в домино (с изображениями различных предметов). Ведущий следит за соблюдением правил.
Игра «Ритуал прощания»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы, развитие памяти и мышления, анализ НОДа.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Сегодня больше всего мне понравилось…» . Этот этап особенно важен, дети анализируют встречу, выделяют наиболее понравившиеся моменты, делятся эмоциями.
НОД 15
Упражнение «Доброе слово»
Цель: коррекция взаимоотношений детей; развитие доброжелательных отношений между людьми, умения лучше пони мать себя и других людей, снятие барьеров в общении.
Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное своему соседу. При этом говорящий должен смотреть в глаза тому, о ком говорит.
Упражнение «Отгадай загадку»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики; развитие мышления, внимания, сообразительности.
Ведущий загадывает загадки о животных и растениях, а дети отгадывают их.
Игра «Летает не летает»
Цель: развитие внимания, представлений об окружающем мире; создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения.
Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети поднимают руки, если называется предмет, который не летает- приседают.
Упражнение «Собери квадрат»
Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие наглядно образного мышления, внимания.
Дети за столом собирают квадраты из нескольких частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3анятие, направленное на развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста
развитие высших психических функций ...
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Проблема познавательной деятельности детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет н...
Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста
Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста...
Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку
Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования ино...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...
Занятие по коррекции и развитию познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на Луну"
В представленном материале подобраны игры и упражнения на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности с моторикой.
Формирование потребности и способности активно мыслить, развитие познавательных процессов, умение преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач, развитие мелкой моторики....