Главные вкладки

    Здоровьесберегающий стиль общения педагога с детьми, коллегами и родителями как необходимое условие сохранения всех субъектов педагогического взаимодействия
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Белозерова Людмила Петровна

    Содержание

    Сущность общения и факторы, его ………………………………….………………….3

     

    Здоровьесберегающее сопровождение ребенка…………………………………...……5

     

    Типы сигналов тела……………………………………………………………………..7

     

    Типы манипуляции……………………………………………………………………….10

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 11 «Журавушка»

    города Ставрополя

    Здоровьесберегающий стиль общения педагога с детьми, коллегами  и родителями как необходимое условие сохранения всех субъектов педагогического взаимодействия.

    Педагог-психолог:

    Белозерова Л.П.

    Ставрополь 2016-2017 г.

    Содержание

    Сущность общения и факторы, его ………………………………….………………….3

    Здоровьесберегающее сопровождение ребенка…………………………………...……5

    Типы сигналов тела……………………………………………………………………..7

    Типы манипуляции……………………………………………………………………….10

    СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

    Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.

    Рассматриваемый нами вид общения - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (имеется в виду поведение, выбираемое участниками общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена, то должны анализировать его как систему <человек - человек> во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Следовательно, объектом исследования при этом должно выступать само общение как целостный процесс, а не отдельные его участники, причем его необходимо изучить как монообъект, а затем как элемент социальной системы.

    Для межличностного общения как монообъекта  типична такая психологическая ситуация, когда его участники, вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более или менее значимые для каждого из них цели, содержание которых может быть одинаковым или различным в той или иной степени.

    Среди других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой.

    Эти цели являются следствием действия определенных мотивов, достижение которых постоянно предполагает использование участниками общения разнообразных способов поведения в зависимости от сформированности и степени развития у человека качеств объекта и субъекта общения.

    Все это означает, что сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

    Общение как вид деятельности может иметь самостоятельное значение и прямо не обслуживать никакую другую деятельность.

    Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими "конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или Общение при знакомстве молодых людей и друг с другом.

    В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения.

    И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например, учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения, обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Вместе с тем это программирование нельзя рассматривать упрощенно, так как при реализации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от характера решаемых учителем в данный момент задач, специфики предмета, методической вооруженности учителя, от подготовленности учащихся и др. .

    Трудовая деятельность также обусловливает и программирует содержание и характер делового общения людей, участвующих в создании материального продукта. Многие факты свидетельству ют о том, что характеристики межличностного общения в труде связаны с технологией создания продукта, распределением функций между исполнителями и с конкретными особенностями того или иного трудового процесса.

    Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обусловливая главное содержание общения занятых ею людей, инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную активность, одновременно с этим непосредственно воздействует на распределение ролей между ними. При этом детерминирующее влияние как на содержание общения, так и на его форму оказывают права и обязанности, которыми наделен каждый конкретный участник деятельности. Так, в законе, как правило, четко регламентированы права и обязанности, с одной стороны, сотрудников уголовно-исполнительной системы, а с другой - осужденных. Именно эта регламентация решающим образом определяет поведние тех и других в процессе общения и ставит для каждой стороны границы возможного в развертывающемся общении. Более того, характер такого общения во многом будет зависеть от степени усвоения каждым из них своих прав и обязанностей, готовности и желания подчинять свою деятельность закону.

    Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования их общностей (например, школьного класса или производственной бригады рабочих). При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращает на себя внимание как сходство, так и различие между ними.

    Сходство заключается в том, что общение в них выступает необходимым условием бытия этих объединений, фактором, от которого зависит успешность решения стоящих перед ними задач.

    Здоровьесберегающее сопровождение ребенка.

    Здоровьесберегающее сопровождение ребенка – это деятельность воспитателя, направленная на создание «безвредных» для здоровья ребенка условий существования в ДОУ. Оно включает в себя хорошо знакомые виды деятельности: медико – социальная и психолого – педагогическая  поддержка, организация учебно-воспитательного процесса с учетом психофизиологических возможностей ребенка(возраст и состояние здоровья), а также такие новые компоненты, как экологическая составляющая  и валеологический мониторинг. Он позволяет посредством системы специфических исследований выявить насколько адекватны те условия, которые создаются ребенку в ДОУ, особенностям его организма, т.е. насколько они здравосозидательны  и позволяют вести работу, по созданию индивидуализированных программ жизнедеятельности ребенка.  Именно такая программа является основной целью валеологического мониторинга.

    Здоровьесберегающее образование есть системно организованный  процесс валеологического обучения и воспитания, где обучение предпологает овладение ребенком системой валеологических знаний, таких как: «Я и мое здоровье», Я и Природа», «Я и другие люди»  и т.д., а валеологическое воспитание становится условием формирования у ребенка чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, ценностных ориентаций на индивидуальное здоровье, мотиваций к его формированию и развитию.

    В целом здоровьесберегающее образование входит во все виды деятельности ребенка в детском саду: учебную (речевое развитие, развитие математических и естественнонаучных представлений, экологической культуры, представлений о человеке в истории  и культуре и т.д.), изобразительную и музыкальную, театрализованную, конструктивную, игровую и неразрывно сочетает в себе как обучение, так и воспитание ребенка, образуя при этом целостную систему.  Важно не путать развитие в процессе обучения со здоровьесберегающим развитием.  Здоровьесберегающее развитие предшествует процессу образования, последнее интегрирует в себя собственно обучение, воспитание, развитие и направленно на выявление интеллектуальных возможностей ребенка и т.д.

    Акцентировать внимание проблеме валеологического развития заставляет нас и изучение педологии и психологии, в частности трудов П.П. Блонского, который считал, что цель воспитания не может быть чем-то внешним, авторитарно заданным, а она «должна вытекать из генезиса природы ребенка», т.е. всякое воспитание должно быть природоспособным. Но для того, чтобы развивать естественные потенции человека, основанные на закономерностях детской психики, необходимо не только самим знать эти закономерности, но и включать в этот процесс самого ребенка.

    В условиях детского сада – это специальные упражнения.

    Здоровьесберегающее сопровождение ребенка в ДОУ

    Здоровьесберегающий мониторинг

    Медицинский блок

    1.Характеристика здоровья.

    2. Обследование детей специалистами.

    3.Показатели физического развития

    Психолого-социальный блок

    1.Определение уровня психических процессов.

     2.Личностные особенности ребенка.

    3.Проблемы адаптации.

    4.Уровень готовности ребенка к школе.

    5. Психолого-педагогическая характеристика семьи.

    6. Исследование стиля общения воспитателей и родителей с детьми.

    7. Анкетирование родителей.

    Педагогический блок

    1.Логопедическая диагностика

    2.Педагогическая диагностика ребенка.

    3.Определение интересов и склонностей ребенка.

    Психолого-медико-педагогический консилиум.

    Здоровьесберегающее сопровождение.

    Медицинский бок

    1.Листы здоровья.

    2.Вариативные режимы дня.

    3.Составление режимов двигательной активности.

    4.Комплексный план оздоровительных мероприятий.

    5.Составление расписаний занятий.

    6.Система физкультурно- оздаровительной работы.

    Психолого-социальный блок

    1.Занятия с психологом.

    2.Треннинги с педагогами.

    3.Индивидуальное  и групповое консультирование родителей.

    4.Создание уголков эмоциональной разгрузки.

    5.Игры на эмоции.

    6.Снятие психоэмоционального напряжения.

    7. Методы саморегуляции.

    8.Создание условий по индивидуальному сопровождению ребенка.

    Педагогический блок

    1.Разделение детей на подгруппы.

    2.Взаимодействие между сотрудниками.

    3.Составление утренней гимнастики.

    4. Подбор оздоровительных технологий.

    5. Занятие  родителей с детьми по физкультуре с использованием элементов ЛФК.

    6.План-программа индивидуального сопровождения ребенка

    Типы сигналов тела

    Поза. Поза включает в себя не только положение, которое принимает человек, но и движения, которые изменяют это положение, или влияют на него, как, например, перемещение центра тяжести при покачивании вперед-назад, с носка на пятку, смена ноги или тому подобное.

    Мимика. К мимике относятся все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая и психосоматические процессы, например, покраснение.

    Жестикуляция. Жестикуляция включает в себя все жесты рук, «язык рук», а также многие другие действия, например, собеседник открывает двери, вынимает сигареты и т.д.

    Дистанцирование. Данный термин означает дистанцию, которой придерживается один человек относительно другого (иногда и по отношению к животным или предметам), а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение дистанции, например, резкий шаг назад.

    Интонация. Под интонацией понимаются все явления, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация как таковая, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, тембр, ритм речи и т.д. под интонацией мы понимаем также звуки несловесного содержания, например, пощелкивание языком, вздохи, постанывания и т.д.

    Предложение

    Ответ

    1

    Он воскликнул: «хотел бы я хоть раз убедиться, что ты выполнишь порученное тебе дело!»

    2

    Она отступила на шаг назад6 «Что это ты себе вообразил!»

    3

    Он стоял, прислонившись к буфету, скрестив ноги.

    4

    Четырехлетняя Велинда уверяла свою маму, что может застегнуть пальто самостоятельно. Мама сказала: «Конечно, ты сможешь это сделать, мое сокровище!» и тут же сама застегнула пальто малышке

    5

    В то время как Никсон уверял, что ищет контакты с молодым поколением, он неоднократно выставлял руки вперед, словно защищаясь, будто хотел отодвинуться от слушателей.

    6

    Вы ждете, переминаясь с ноги на ногу, пока помощница заполняет формуляр.

    7

    Он идет к окну и закрывает его.

    8

    Она безмолвно на него взглянула, но крылья ее носа дрожали от едва сдерживаемого возбуждения.

    9

    Кофе был столь горячим, что он инстинктивно его выплюнул.

    10

    Он иронично сказал: «Коробка передач просто счастлива, что вы так сильно жмете на педаль!»

    Карточка № 1

    Ваша группа демонстрирует конвенциональный (деловой) стиль общения. Учтите, что он предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций и чувств при этом ограничены. Люди общаются как носители определенных служебных функций.

    Карточка № 2

    Ваша группа демонстрирует манипулятивный стиль общения. Он предполагает наличие скрытой цели одного или нескольких собеседников, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулятивный стиль общения.

    Карточка № 3

    Ваша группа демонстрирует примитивный стиль общения. Для него характерны реакции амбиций и знаки превосходства, акценты на внешних признаках человека. Например, обращение в общественном транспорте: «Эй, женщина…», «Подвинься-ка» и т.д. примитивные формы общения связаны как правило с унижением одним другого. При общении с более сильным человеком попытки унизить быстро меняются на противоположное – льстивое обращение.

    Ответы к упражнению «Типы сигналов тела»

    1. Однозначно- интонация.
    2. Данный случай можно отнести как к позе, так и к дистанцированию
    3. Однозначно – поза.
    4. Действия матери следует отнести к жестикуляции. Это пример несогласованности языковых и неязыковых сигналов.
    5. Однозначно –жестикуляция.
    6. Однозначно – поза.
    7. Оба сигнала мы можем отнести к жестикуляции. Однако если в данной ситуации сместить акцент на «идет», то в качестве типа сигнала можно выбрать позу.
    8. Однозначно – мимика.
    9. Хотя имел место плевок, этот случай следует интерпретировать все же как жестикуляцию.
    10.  Однозначно  -  интонация

    Типы манипуляции

    п/п

    Тип манипуляции

    Цель манипуляции

    Анализ ситуации

    Техники контрвлияния

    1.

    Провоцирование ваших защитных реакций

    Ослабить вашу решимость

    Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины

    Не оправдываться. Смена рамки.

    2.

    Провоцирование вашего замешательства, дезориентации

    Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим  интересам

    С помощью оскорблений и унижений партнер стремится загнать вас в угол. Задаются провокационные вопросы.

    Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: «Нет хладнокровия – нет преимущества»

    3.

    Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество

    Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения

    Ваш партнер демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен.

    Хорошие отношения не продаются и не покупаются. Можно ответить хорошим отношением.

    4.

    Игра на вашей нетерпемости – «Висящая морковка»

    Получить дополнительные уступки

    Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок

    Твердо отстаивайте свои интересы

    5.

    Игра на вашем чувстве безысходности

    Заключить сделку, не учитывая интересы партнера

    Доказать человеку, что вы находитесь в безвыходной ситуации

    Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность

    6.

    Игра на чувстве жадности

    Втянуть собеседника в рискованную игру

    Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть

    Твердо оставаться на почве реальности, не дать жадности затмить глаза

    7.

    Использование запланированных «трудных» уступок

    Побудить партнера сделать ответную уступку

    Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более  глобальных масштабах

    Убедитесь, что обмен будет эквивалентным

    8.

    Намеренное затягивание времени обсуждения

    Получить уступки в одностороннем порядке

    Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения

    Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу

    9.

    Провоцирование вашего интереса к партнеру

    Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения

    Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок

    Получить информацию из других источников

    10.

    «Убаюкивание», чтобы убить «позднее»

    Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру

    Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмеримую плату

    Отказаться от предложения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оценка эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми

    Прочитайте утверждения и соотнесите их с собствен­ным опытом работы, оцените. Ито­говое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения....

    "Профессиональная компетентность педагога во взаимодействии с родителями как необходимое условие повышения качества образования на современном этапе"

    Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагог...

    Консультация для воспитателей "Стиль общения педагога с детьми"

    Профессиональная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательного...

    Стили общения педагогов с детьми

    Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей...

    Партнерский стиль общения педагога с детьми

    По требованию ФГОС ДО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр....

    Педагогический совет в ДОО "Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья воспитанников"

    laquo;Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья и развития дошкольников»1. АктуальностьДвигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, уд...

    ШМП "Стиль общения педагогов с родителями", "Формы работы с родителями"

    Консультация для молодых педагогов с обратной связью по работе с родителями....